Содержание тьюторской деятельности в дошкольной образовательной организации

В данной статье автор делает попытку рассмотреть особенности содержания тьюторской деятельности в дошкольной образовательной организации. В статье также рассматриваются основные этапы тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация статьи
тьюторское сопровождение
дети дошкольного возраста
сопровождение
тьютор
дети с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова

Современная российская система образования постоянно модернизируется в связи с социальной необходимостью создания качественных условий для получения образования всех уровней по всем предметам. Сегодня образовательная система должна не только приобретать знания по различным предметам, а также обучать и учить учащихся достигать метапредметов, но также разрабатывать отдельные шаги для приобретения этих знаний, как выбирать обучение, тестирование, учитывать потребности и способности. Следовательно, растет список квалифицированных педагогических специалистов, работающих с видением будущего, личной заинтересованностью, ресурсом и потенциалом студентов.

Концепция наставничества не нова, она постепенно развивалась и эволюционировала от наставника, супервизора к более опытному профессионалу, обеспечивающему качество и индивидуальность предоставляемого обучения. В настоящее время преподавание в России представляет собой неограниченный потенциал в системе образования детей с ограниченными возможностями, что является относительно новой и малоизученной проблемой.

Хотя тьюторство в нашей стране активно развивается, правовое и методическое обеспечение новых специалистов, в этой области еще много усилий, нет единого понимания обязанностей репетитора, очень мало сертифицированных специалистов и недостаточно консолидированного опыта для планирования четкой стратегии тьюторства. действие. роль тьютора – часть команды специалистов образовательной организации.

Дети с ОВЗ в соответствии с психолого-педагогической классификацией представляют собой следующие категории: с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи (ТНР), опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Все они имеют как общие, так и специфические образовательные потребности, которые возникают в силу нарушений восприятия, мыслительной деятельности, ограничения движений.

Дети с ОВЗ нуждаются в специализированных методах обучения и воспитания, предполагающие дробное и алгоритмизированное предъявление нового материала и его поэтапное закрепление. Требуется время и дополнительные усилия для активизации учебных навыков, проведения предварительной работы [2, с. 3-7].

Тьютор, являясь квалифицированным специалистом, должен быть способен оказать помощь в процессе обучения ребенку с любым нарушением развития.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ – это необходимое звено инклюзивного образования. Как уже было отмечено ранее, тьютор – это специалист, сопровождающий учебную деятельность ребенка с особыми возможностями [3, с. 460-463].

Оказание ребенку с ОВЗ существенной поддержки с учетом его способностей и потребностей в здоровье и развитии требует самых разнообразных навыков: юридических и методических, психолого-педагогических и медицинских.

Профессия тьютор сейчас находится в стадии массового распространения и внедрения. В настоящее время тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста широко распространено и гораздо менее изучено, чем тьюторское сопровождение школьников и студентов.

Понятие тьюторского сопровождения необходимо раскрывать в отдельно его составляющих: «Тьютор», «Сопровождение» «Тьюторское сопровождение».

Тьютор (от англ. Tutor) означает «домашний учитель, гувернер, репетитор, наставник, опекун» [1]. В российского образовании тьютор как профессия появилась относительно недавно. Тем не менее услуги достаточно востребованы. В современном образовании необходим специалист, который не будет только транслятором знаний, а будет помогать каждому, кому это необходимо выстраивать собственный образовательный маршрут. Основа тьюторства – это индивидуализация.

Задача тьютора – обеспечить для ребенка индивидуальное сопровождение и комфортное пребывание в учебном учреждении.

Организовать в группе рабочее место и место отдыха ребенка под его индивидуальные запросы. Принимать участие в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута для каждого конкретно ребенка учитывая психофизические возможности.

Работа тьютора ведется в тесном контакте со специалистами ДОУ, родителями и детьми. Роль тьютора – связующее звено между всеми участниками образовательного процесса.

Основные направлениями работы тьютора в дошкольной образовательной организации (см. рис.1.).

Рис. 1. Основные направления работы тьютора в ДОУ

Главным направлением организации работы тьютора является общее развитие тьюторанта. Тьютора поддерживает инициативы и интересы детей, поэтому тьютором будет подбираться виды деятельности, в которых ребенок будет сам, учится осуществлять свой выбор, основываясь на своих интересах и предпочтениях. В работе с ребенком тьютором будут предложены различные ресурсы для осуществления запросов.

На этапе получения дошкольного образования ребенком тьютор работает со всеми участниками образовательного процесса, а это логопеды, дефектологи, психологи, воспитатели и родители. Главной задачей, а далее целью данного взаимодействия является – выявление интересов ребенка, основываясь на его психофизических особенностях здоровья, и планирование индивидуального маршрута учитывая их. Тьютор привлекает родителей для создания адаптированной образовательной программы и построения индивидуального образовательного маршрута, учитывая их пожелание, и видение образовательного процесса своего ребенка. Тьютор на протяжении всей работы с ребенком взаимодействует с его родителями и регулярно консультирует их о наличие ресурсов в детском учреждении или же поблизости находящиеся вне детского сада, которые нацелены достижение желаемых результатов и интересов ребенка.

Тьютор в работе с родителями пользуется главным инструментом своей деятельности – это беседа. В беседе родители и тьютор обмениваются наблюдениями, тьютор для себя записывает важные детали, которые помогут ему в построении дальнейшей работы с ребенком.

Так же тьютор ежедневно ведет дневник наблюдения за тьюторантом, в котором фиксирует настроение и самочувствие тьюторанта, когда он приходит в ДОУ, реакции и поведение в течение дня, как он чувствует себя и ведет на занятиях, на прогулке, с чем справился, а что оказалось не под силу, дневник не желательного поведения и способы его преодоления.

В работе так же используются диагностические карты, в которых ведется мониторинг изменений в развитие ребенка.

Занятия организуются, таким образом, чтобы развивались определенные качества и навыки тьюторанта.

Основные инструменты работы тьютора можно представить следующим образом [4, с. 156-160]:

  • беседа с родителями;
  • дневник наблюдений;
  • диагностические инструменты;
  • организация занятий для развития качеств и навыков.

В современной системе дошкольного образования достаточно остро стоит вопрос о тьюторском сопровождении детей. Многие дошкольные учреждения до сих пор не могут понять нужно ли это детям, в чем заключается тьюторская деятельность. На это так же влияет и недостаточная, вернее, полностью отсутствующая документационно-методическая обеспеченность специалиста. Так как основная задача тьютора заключается в том, чтобы направлять образовательный процесс таким образом, чтобы личностные характеристики обучающегося проявились и самореализовались.

В дошкольной образовательной организации, на данный момент, сопровождение осуществляют педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Тьютору же в дошкольной организации отводиться особое место.

Тьюторское и педагогическое сопровождение значительно отличается друг от друга. Педагогическое сопровождение подразумевает под собой транслирование знаний обучающемуся, и действия по заданным нормам и канонам. А тьюторское сопровождение подразумевает под собой выстраивание обучающимся своего собственного маршрута учитывая свой темп, предпочтения, особенности развития и сильные стороны.

Тьюторское сопровождение в ДОУ – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных запросов и интересов воспитанников, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование образовательной рефлексии воспитанника.

Тьюторское сопровождение в ДОУ подразумевает под собой такие особенности [5, с. 165-182]:

  1. Использование игры как ведущей деятельности дошкольного возраста.
  2. Сопровождение периода адаптации.
  3. Совместная работа детей, родителей и педагогов ДОУ.
  4. Беседа – главный инструмент в работе тьютора.
  5. Взаимодействие со всеми специалистами образовательного процесса, для достижения максимально-положительного результата.
  6. Использование рефлексии как инструмента в работе с тьюторантами и родителями.

Таким образом, тьютор – это профессиональная должность, связующее звено между учителем и учеником, родителем и ребенком, личностью и социальной средой, необходимая для поддержки процесса самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка [6, с. 329-331].

Тьюторское сопровождение представляет собой педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной н образовательной рефлексии учащегося.

Таким образом, деятельность тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной организации нацелена:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка;
  • создание оптимальных условий для реабилитационного потенциала;
  • психолого-педагогической помощи;
  • регулирование процесса совместного обучения детей с комплексными нарушениями и норма типичных детей.

Таким образом работа тьютора направлена на успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду образовательного учреждения за счет создания специальных условий и реализации индивидуального маршрута. Специальные условия для освоения адаптированной образовательной программы должны соответствовать удобному для ребенка темпу для ее освоения.

Тьюторское сопровождение реализуется по четырем этапам (рис. 2) [7, с. 174-179].

Рис. 2. Этапы тьюторского сопровождения дошкольников с ОВЗ

На этапе реализации происходит построение тьютором задач, ведется работа с ребенком по построению индивидуального образовательного маршрута. Работа тьютора с запросом ребенка учитывая его индивидуальные особенности развития.

Каждого тьюторанта, где ежедневно тьютор заполняет дневник наблюдений, дневник нежелательного поведения и пути его решения. Табель посещения тьюторантом ДОУ, мониторинг навыков и умений.

Также на заключительном этапе происходит составление отчета о проделанной работе и планирование работы на следующий учебный год.

Технология тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста опирается на слаженную работу всех специалистов ДОУ, нацеленную на один результат – успешное включение в образовательный процесс и создание максимально комфортной обстановки в ДОУ.

Таким образом, приобщение родителей и понимание ими сути и цели тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является необходимым условием результативности модели тьюторского сопровождения.

Текст статьи
  1. Вишнякова Е.А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / Е.А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 66 с.
  2. Вострикова Т.А. Тьютор как центральная фигура в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Тьюторское сопровождение в общем образовании». (г. Астрахань, 01–31 января 2021 г.). – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – С. 3-7.
  3. Дегтярева М.Ю. Тьюторское сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) / М.Ю. Дегтярева // Молодой ученый. – 2022. – № 16 (411). – С. 460-463.
  4. Лобкова А.Н. Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении / А.Н. Лобкова // Специальное образование XXI века. – 2021. – №3. – С. 156-160.
  5. Самсонова Е.В. Тьюторское сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования / Е.В Самсонова., Ю.В. Мельник, И.В. Карпенкова // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Том 10. – № 2. – C. 165-182.
  6. Шамаева Е.В. Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии / Е. В. Шамаева // Молодой ученый. – 2021. – № 46 (388). – С. 329-331.
  7. Шамсимухаметова К.Г. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации / К.Т. Шамсимухаметова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: новые подходы и методы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2021 г. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 174-179.
Список литературы