Медиация в работе практикующего психолога образовательной организации

Научная статья посвящена описанию практической деятельности психолога в образовательной организации с учетом медиативного подхода. В статье раскрываются приемы и техники сопровождения обучающихся, педагогов и детей согласно принципам медиации.

Аннотация статьи
образование
конфликт
психолог
сопровождение
медиация
Ключевые слова

«Если в вашей жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у вас пульс»
Чарлз Ликсон

Конфликты в жизни человека – неизбежны. Испокон веков человечество сталкивалось с многообразием конфликтов: от внутриличностных, до межгрупповых и международных. Конфликт, с одной стороны рассматривается как столкновение, серьезное разногласие или спор между двумя и более людьми, с другой стороны, как способ внутриличностного развития человека, диагностика актуальных неразрешённых проблем, способ сброса психического напряжения, а также инструмент социализации личности.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью разрешать конфликтные ситуации в системе образования более эффективными методами и приемами, сохраняя психологическое здоровье, развивая стрессоустойчивость всех участников образовательного процесса.

Сохранение психологического здоровья детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание безопасной среды является первостепенной задачей педагогов и психологов образовательного учреждения. Именно в психологически комфортной среде будет наиболее эффективно происходить формирование необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных.

Деятельность психолога в образовательном процессе необходимый элемент эффективного комплексного сопровождения личности ребенка, родителей и педагогов. Знание основ медиации, принципов медиативного подхода позволяют школьному психологу целенаправленно оказывать воздействие на участников конфликтного взаимодействия, снижая напряжение, способствуя установлению договоренностей между участниками.

Стоит отметить, что под медиацией понимают технологию, позволяющую урегулировать конфликтные взаимоотношения между участниками посредством внедрения в ситуацию нейтральной, беспристрастной личности, не заинтересованной ни в одной из сторон конфликта. Деятельность медиатора и психолога в системе образования, с одной стороны достаточно близки, с другой стороны, виды деятельности психолога намного шире.

В профессиональной деятельности психолога системы образования можно выделить следующие направления:

1. Психологическое просвещение, направленное на обеспечение психологическими знаниями как обучающихся, так педагогов и родителей. В психологическом просвещении могут раскрываться вопросы возрастного развития детей, особенности индивидуально-типологических черт, основы обучения и воспитания детей с учетом психологических принципов сопровождения. В медиативном процессе, психолог также может давать краткую информацию о причинах происходящих конфликтных взаимодействий.

2. Психодиагностика, предусматривающая выявление и изучение психологических явлений: психических познавательных процессов (мышление, память, воображение и прочее); психических состояний (стресс, апатия, уверенность в себе и прочее); психических свойств личности (направленность, мотивация, ценностная сфера и прочее). В процессе медиации психолог так или иначе проводит психодиагностику личностных особенностей, выстраивая беседу согласно данным особенностям с целью снижения конфронтации между участниками конфликта.

3. Психологическое консультирование как процесс оказания психологическое помощи посредством беседы, построенной по определенным принципам. Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым. В медиации используются приемы и техники, которые психолог использует для установления контакта, расспроса, коррекционного воздействия в процессе консультирования.

Распространенными техниками в процессе установления контакта являются техники поощрения и повторения. Они позволяют почувствовать клиенту, что его слышат и поддерживают, что очень важно для человека, находящегося в стрессовом или конфликтном состоянии. Повторение сказанного клиентом, позволяет психологу не только проверить правильность понимания информации, но и вернуть сказанное через большее осознавание происходящего. Возвращение сказанного создает у клиента ощущение, что психолог стремится понять и прочувствовать то, что было выражено им.

Техники вопросов и прояснений крайне важны на фазе расспроса клиента, они позволяют разобраться в сути происходящих дискомфортных ситуацией для клиента: причинах, проявлениях и следствиях конфликта.

Психологические интерпретации, информирование позволяют клиенту получить дополнительную информацию о его состоянии и дискомфортной ситуации, а также возможностях выхода или уменьшения напряжения в сложившихся обстоятельствах.

Техники обучения приемам саморегуляции позволят снизить накал эмоционального реагирования, возможно изменение отношения к происходящему как один из вариантов развития событий. «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней». Мысли опосредуют наши чувствования, эмоции и телесные ощущения. Работая с автоматическими мыслями человека, можно изменять эмоциональные состояния и как следствие предотвращать многие психологические трудности.

В зависимости от опыта и багажа знаний психологи могут применять ряд собственных техник и приемов, направленных на сохранение психического здоровья клиентов. Это могут быть техники возвращения в «здесь и сейчас», остановка негативных мыслей, сброса психического напряжения, методы косвенного воздействия на личность посредством метафор, регулировка дыхания и телесных образов и т.д.

4. Коррекционно-развивающая работа, направленная на сохранение и развитие психических познавательных процессов, личностных свойств ребенка (коррекция тревожного поведения; коррекция агрессивности у ребенка и др.).

5. Психологическая профилактика – предотвращение деструктивных воздействий на психологическое здоровье личности (снижение эмоционального выгорания у педагогов; профилактика употребления психоактивных веществ у подростков и др.). В качестве медиативного подхода психолог может проводить групповые мероприятия по профилактике конфликтного поведения.

Дополнительными видами деятельности психолога могут выступать проведение социально-психологического тренинга, направленного на адаптацию пятиклассников, снижение уровня тревоги старшеклассников перед ЕГЭ, педагогические тренинги и др.

Само понимании принципов медиации как процесса урегулирования спорных моментов в деятельности людей, позволяет психологу образовательной организации накапливать и использовать широкий диапазон техник и приемов в работе с клиентами.

«Медиация – подход эклектичный, с элементами как психодинамического, когнитивно-поведенческого, так и экзистенциально-гуманистического направлений» [3, с. 3]. Задачей психолога в медиативном процессе является предоставление возможности участникам услышать и понять друг друга.

Специалист, работающий в русле медиативного подхода, должен ориентироваться в своей деятельности на ряд принципов медиации:

– добровольность;

– беспристрастность, безоценочность;

– равноправие и равенство сторон;

– ответственность;

– открытость и прозрачность всех решаемых вопросов;

– принцип сотрудничества;

– взаимное принятие и уважение.

Использование медиации позволяет психологу четко выстроить структуру работы:

1. Вступительное слово – этап, важность которого нельзя недооценивать. На данном этапе предполагается знакомство, разъяснение участникам, что и как будет происходить на сессиях, информирование сторон о цели и принципах совместной работы, достигаются договоренности о регламенте, проверяются полномочия сторон. Это, прежде всего, необходимо для того, чтобы снизить уровень тревоги сторон и, не менее важно, скорректировать ожидания.

2. Озвучивание позиции каждой стороной. Прерывать может только медиатор для того, чтобы прояснить что-то для себя для лучшего понимания. Давать сторонам высказаться полностью. Набор технических инструментов, которыми медиатор может пользоваться на данном этапе – вербализация чувств, отражение чувств, резюмирование, обобщение, порционализация, пауза, looping – петля понимания (прояснение смыслов), перефразирование и рефрейминг.

3. Следующий этап – формулирование тем для обсуждения здесь и сейчас, формирование общей темы. Инструменты медиатора те же, добавляется новый инструмент – «стена», когда медиатор просит стороны обращаться к нему, если понимает, что взаимодействие сторон принимает деструктивный характер. Темы – это не варианты решений, это область для обсуждения. Для наглядности на данном этапе рекомендуется использовать доску, разделенную на два поля. Непосредственно работа над проблемой – переход от позиций к потребностям и интересам. Позиция понимается как, своего рода, манифестное содержание, симптом. В репертуар инструментов добавляется инструмент «воронка вопросов», вопросы задаются от общего к частному, сначала открытые, далее альтернативные, в завершении закрытые. Это позволяет прояснить смыслы, потребности, довести проясненные смыслы и потребности до каждой из сторон – вот задача этого этапа.

4. Поиск и выработка вариантов решений – фаза мозгового штурма. Этап, когда поощряется творческая активность сторон, предлагаются варианты решений.

5. Следующий этап – заключение соглашения, на котором, в случае успешного нахождения консенсусного решения, символически заключается соглашение. Можно обыграть этот момент, сделать его более торжественным, записать текст соглашения на бумаге.

Конфликты в образовательных организациях не редкость, но понимание закономерностей структуры конфликта, принципов медиации, умение применять техники и приемы, которые позволяют снижать напряжение, позволят практическому психологу успешнее урегулировать конфронтации между участниками.

Вместе с тем, по мнению О.В. Аллахвердовой, «… труднее всего обучать медиации юристов и психологов. Юристы, всегда знают, что надо делать, всегда дают советы и рекомендации, а это, как известно, не допустимо в медиации, а психологи начинают решать глубинные психологические проблемы клиентов вместо того, чтобы «помогать» урегулировать конфликт…» [1, с. 2]. Тем не менее эффективным медиатором может стать, человек имеющий психологическое образование, способный к саморефлекции, управлению собственным эмоциональным состоянием.

Профессия психолога предполагает постоянный личностный рост, саморазвитие и самосовершенствование. От личности самого психолога во многом зависит эффективность его работы, в том числе и в русле медиативного процесса: умение объективно смотреть на ситуации, принимать разные мнения и установки, уметь тактично и доброжелательно устанавливать контакт с людьми. Применяя техники медиации и имея соответствующие личностные свойства процесс медиации в образовательном учреждении будет проходить успешнее.

Обучение принципам медиации с учетом психологических знаний и личностного роста психолога, позволяют обогатить профессиональную копилку специалиста, а также сделать процесс психологического сопровождения в образовательной организации наиболее эффективным.

Текст статьи
  1. Грибоедова О.И. Заменит ли медиатор психолога в школе? // https://psy.su/feed/6375/
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 464 с.
  3. Массалютина М. Медиативный подход в психологическом консультировании семей. Границы и возможности // https://www.b17.ru/article/mediative_approach_family_psychotherapy/
Список литературы