Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Использование информационных технологий на уроках русского языка при обучении сл...

Использование информационных технологий на уроках русского языка при обучении словообразованию

Автор(-ы):

Абакумова Диана Автандиловна

4 февраля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

информационные технологии
словообразование

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование информационных технологий на уроках русского языка при обучении словообразованию.

Текст статьи

Словообразование в школе изучается вместе с морфемикой, а также рассматривается при знакомстве с различными частями речи. С. И. Львова предлагает школьникам следующее определение термина: «Словообразование – это раздел лингвистики, изучающий законы образования слова» [3]. Впервые научную классификацию о способах словообразования в русском языке разработал В. В. Виноградов, который выделил морфологические способы, противопоставленные неморфологическим (лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому) [4].

Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. В 5–7 классах происходит глубокое знакомство с основными понятиями структуры слова и способами словопроизводства. Обучающиеся не всегда справляются с огромным потоком информации, которая содержит в себе теоретические знания и практические умения. Главная цель, которую ставят перед собой учителя – научить обучающихся ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка и формировать орфографические навыки. Школьникам необходимо знать, как выполнять словообразовательный анализ, а это требует понимания устройства морфемного уровня и формально-семантических связей слов.

Опытные учителя при обучении словообразованию прибегают к использованию ИКТ, в частности к компьютеру. Компьютер педагоги используют, когда другие средства оказываются менее эффективными и результативными. Однако следует помнить, что эффективность компьютерного обучения зависит, прежде всего, от качества обучающих программ. Компьютер можно применять не только как средство наглядности, но и в качестве средства активного обучения. Например, лингвистические компьютерные игры, которые, в отличие от игр, требуют более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу [2].

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель постепенно вводит в свои уроки формы использования ИКТ, например, начиная с 5 класса можно применяют компьютерные формы контроля (тесты). Также учитель проводит уроки на основе презентаций, созданных им самим. Например, при изучении видов морфем можно их отразить в презентации в слайдах (табл. 1).

Таблица 1

1-й слайд

Корневые

Аффиксальные

Корневые – корень – смысловое ядро, главная и обязательная часть слова.

«Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- слов без корня не бывает;

- в корне могут быть чередования часть гласных и согласных;

- необходимо различать омонимичные корни;

- в русском языке выделяют свободные и связанные корни.

Аффиксальный – поясняет значение корневой морфемы:

- окончание;

- приставка;

- суффикс;

- интерфикс (соединительная гласная -о,-е;

- постфикс.

2-й слайд – Окончание

изменяемая часть словоформы, служащая для выражения грамматического значения и указывающая на синтаксические отношения словоформ друг к другу в предложении. Не являясь частью основы, окончание занимает обычно в составе словоформы конечную позицию.

Материально выраженное и нулевое:

- Родовые

- Падежные

- Числовые

- Личные

Различают формы слова и однокоренные слова.

 

Формы слова:

Купить – купил

Однокоренные слова:

Купить – покупка

3-й слайд – Основа

Основа – часть слова, выражающая лексическое значение слова, без окончания и формообразующего суффикса.

4-й слайд – Аффиксы

Префикс – приставка – аффикс, который находится перед корнем или другой приставкой и выражает словообразовательное и/или грамматическое значение: рас-по-лагаться, наи-важнейший.

Суффикс – это аффикс, находящийся после корня или другого суффикса и служащий для образования новых слов и/или их грамматических форм: удив-и-тельн-ый, узна-вш-ий.

Постфикс – аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учuт-ся.

Интерфикс – аффикс, расположенный внутри слова, перед словообразующим суффиксом или между двумя ос­новами в сложных словах:

- не имеет номинативной семантики

- выполняет соединительную функцию.

-о-, -е-: пароход, полевод;

-и-: пятидневка;

-ох-: трёхклассный. -ух-: двухгодичный

При закреплении материала можно использовать в слайдах или интерактивной доске опорную схему (табл. 2).

Таблица 2

Характерные признаки

Префикс

Суффикс

Постфикс

Интерфикс

1. Место в слове

Перед корнем или другим

После корня или после другого

После флексии

Между корнями

2. Функция

Образуют новые слова или формы одного слова

Соединительная

3. Влияние на соседние морфемы

Не оказывают

Вызывают чередования рог – рожок – рожочек

Не влияют

 

4. Влияние на семантику основы

Уточняет и конкретизирует: петь – запеть

Перестраивает: петь – певец

Возвращает действие на предмет

 

Такие опорные схемы-таблицы способствуют лучшему запоминанию материала, так как усвоение идет не только на слуховом, но и зрительно-визуальном.

Использование интерактивной доски способствует разнообразию форм на уроках русского языка, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков.

Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, учитель готовит весь необходимый текстовый и графический материал заранее. При этом в несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале [2].

Уроки с использованием ИКТ являются одним из наиболее важных результатов инновационной деятельности в школе: включение ИКТ в процесс занятия усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; включение инновационных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; повышение объема выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза, обеспечение высокой степени дифференциации обучения; расширение возможности самостоятельной деятельности; обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Надо заметить, что использование компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития [4].

Таким образом, применение новых информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Список литературы

  1. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 204 с.
  2. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Просвещение, 1995 г. – 240 с.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017 г. – 31 с.
  4. Кудимова Н.В. Сетевые педагогические сообщества. Нужны ли они современному педагогу-предметнику / Н.В. Кудимова // Вопросы Интернет-образования: электронный журнал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_3_8.htm (дата обращения: 03.12.2023).

Поделиться

308

Абакумова Д. А. Использование информационных технологий на уроках русского языка при обучении словообразованию // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 25-28. URL: https://apni.ru/article/8400-ispolzovanie-informatsionnikh-tekhnologij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля