Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации школьни...

Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации школьников при обучении русскому языку

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивное обучение
формирование мотивации к обучению на уроках русского языка

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование технологий интерактивного обучения для повышения мотивации школьников при обучении русскому языку.

Текст статьи

В системе обучения русскому языку в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у учащихся коммуникативную мотивацию. В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения русскому языку. «Познавательные мотивы при изучении русского языка дифференцируются следующим образом: интерес к языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию языковым занятиям, к развитию лингвистического мышления; возможность использования языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение истории языка, интересных языковых фактов. Расширение кругозора формирует мотив отношения к русскому языку как необходимому средству познавательной деятельности» [3, с. 2].

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения языкового материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Поскольку обучение русскому языку происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении. Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств ученика как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус ученика в группе. Все это побуждает учащихся к обучению [1].

Можно выделить целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для нас представляют интерес следующие виды: коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении; лингво-познавательная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;

Для повышения интереса к предмету, прочного усвоения языковых знаний в учебной деятельности средних школьников должны присутствовать три необходимые составляющие: мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна; цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания русского языка; возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения [1].

Рассмотрим, как эти составляющие реализуются в условиях технологии интерактивного обучения. Как было отмечено выше, мотивация является важным составляющим компонентом учебной деятельности, так как способствует развитию уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулированию познавательной и творческой активности средних школьников, раскрытию и развитию способностей обучающихся. Сущность технологии интерактивного обучения такова, что ее использование само по себе уже приводит к повышению уровня мотивации средних школьников. Перечислим главные факторы повышения мотивации в условиях указанной технологии обучения.

Одним из важных факторов является постановка в соответствии с технологией интерактивного обучения ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий при разработке урока. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Мотивированность учащихся возрастает при их умении видеть (ставить) далекие и близкие цели, определяя сроки их достижения (немедленное, отсроченное) [2].

Другим фактором, несущим в себе мощнейший мотивационный потенциал, является признание равноправной роли ученика в образовательном процессе. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в обучение придает привычным школьным процессам совсем иной, мотивационный характер. Значительная самостоятельность в процессе обучения, в оценке его результатов, возросшая в связи с этим ответственность ученика обладают значительным мотивирующим влиянием.

Работа в команде – еще один важный мотивирующий фактор. Под командой в данном случае мы понимаем группу (пару), которая сплоченно работает над выполнением поставленной цели. При такой организации работы невозможно «спрятаться» за спины более сильных товарищей: обязанности распределены между всеми членами команды. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели [1]. Работа в команде мотивирует признание вклада каждого учащегося в общий труд, в достижение общей цели, ощущение нужности команде. В итоге – значительный рост мотивации обучающихся, концентрация внимания на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Повышение уровня учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у средних школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Поэтому четвертым фактором является использование на уроке игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, а также новые роли и новую ответственность обучающихся [4, с. 12-14].

Перечисленные компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

Список литературы

  1. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2011 г. – 432 с.
  2. Интерактивное обучение – современные методики получения знаний. – URL: https://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki- polucheniya-znaniy (дата обращения 21.12.2023).
  3. Коновалова, М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока русский язык и литература / М.В. Коновалова // Русский язык и литература. Всё для учителя. – 2015 г. – № 10 (58) октябрь. – С. 2.
  4. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009 г. – № 112 – С. 12-14.

Поделиться

742

Бильдина Е. С. Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации школьников при обучении русскому языку // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 29-31. URL: https://apni.ru/article/8402-ispolzovanie-tekhnologii-interaktivnogo-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря