Развитие экономики государства зависит от целого ряда факторов. Немаловажную роль в этом процессе играет система государственных закупок. Например, показатель эффективности расходований бюджета страны во многом зависит от эффективности произведенной государственной закупки товаров и услуг. Если государственные и муниципальные закупки высокоэффективны и реализуются без затрат, которые нецелесообразны, то достигается экономия очень больших средств. За счет этих средств могут быть выполнены практически все социальные обязательства перед гражданами страны [1, с. 183].
В настоящее время экономика России переходит на качественно новый уровень развития, укрепляя свою конкурентоспособность. Вместе с этим меняются отношения, которые связаны с закупками. Данные отношения обусловливает, в первую очередь, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Этот аспект государственной деятельности становится приоритетной целевой направленностью. Сегодня в России разные этапы размещения заказа, которые предназначены для нужд государства и административных подразделений имеют обеспечение в нормативном, методическом и организационном плане [2, с. 86].
Законодательное регулирование государственных и муниципальных закупок систематизировано и строится на актах, которые регламентируют структуру контрактных отношений. Юридически они типизируются на законы и подзаконные акты. Основным базовым актом является нормативно-правовой акт (НПА) ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) [3]. Он был принят пятого апреля 2013 года.
Чтобы достичь наивысшего результата реализации закупок товаров, услуг или работ, а также повысить эффективность данного процесса, сделать более прозрачными закупки и поддержать необходимый уровень гласности, крайне необходимо использование данного Федерального закона как регулятора отношений, нацеленных на то, чтобы обеспечить все нужды государства и муниципалитетов. Немаловажным фактором в нынешних реалиях является предотвращение коррупции и иных правонарушений в области данных закупок. ФЗ регламентирует следующие этапы в сфере закупок:
- составление плана на закупку товаров, услуг и работ;
- утверждение исполнителей, подрядчиков или поставщиков;
- подписание контрактов;
- специфику выполнения контрактов;
- контроль закупки товаров, выполнения услуг или работ;
- аудиторский контроль;
- мониторинг соблюдения законов и НПА по контрактам в области закупок, услуг или работ с государственными или муниципальными целями (далее – контроль в сфере закупок) [4, с. 44].
Вся система контрактных отношений построена на данном нормативно-правовом акте. Главные цели, механизмы, базовые принципы и способы реализации отношений, которые связаны с данными контрактами определяются этим нормативно-правовым актом.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» представляет собой фундамент всей контрактной системы государственных закупок.
На сегодняшний момент государственные и муниципальные закупки можно рассматривать как в широком смысле этого слова, но также рассматривать их, как закупки, произведенные юрлицами государственного и муниципального уровня.
Отношения, которые рассматриваются в работе, представляют одно из направлений прямого и косвенного участия государственных и муниципальных образований в гражданском обороте [5, с. 297].
Систему нормативно-правовых актов, регламентирующих систему контрактных отношений, необходимо подразделить на следующие акты (рис.).
Рис. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих публичные закупки в РФ
В настоящее время в России действует единый официальный сайт www.zakupki.gov.ru. Он был учрежден в феврале 2006 года Правительством РФ. На нем можно размещать федеральные, муниципальные и региональные заказы. Такая практика делает единым пространство для потенциальных заказчиков и поставщиков по всей территории РФ. Ранее такой подход не использовался, что приводило к сужению круга вероятных участвующих сторон. Существовали разрозненные сайты, созданные практически каждым муниципальным органом.
Благодаря созданию данного сайта, который интегрировался в единую информационную структуру по размещению заказов, значительно повысилась экономическая эффективность торговых оборотов и расширился географический круг поставщиков. Различные электронные площадки и аукционы сделали возможным встречи участников процесса со всех уголков нашей страны в одном месте. Создание и внедрение единого информационного поля закупок явилось крупным прорывом на государственном уровне.
Интересно отметить, что данная инновация в плане объединения контрактных отношений на единой платформе, способствует более четким и прозрачным закупочным отношениям, а также укрепляет основные правоустанавливающие принципы договорных отношений.
Интересно было рассмотреть исторические предпосылки формирования системы контрактов в Российской Федерации, которые являются теоретической основой эволюции контрактной системы в области товаров, услуг и работ. Также следует обратить внимание на предшествующие НПА в данной сфере на уровне федеральной власти.
Метаанализ показал, что изменения в структуре госзакупок преследовали определенную цель. Необходимо было сделать более открытыми закупки для всех сторон, принимавших участие в процессе. К ним можно отнести учреждения, которые регулируют закупочную деятельность. Это Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, ФАС России, Федеральное Казначейство России. Более открытыми стали отношения для персонала контрактных служб. Цель была достигнута путем создания Единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, достаточное количество актов позволяют судить о том, что на XXI век приходится бурное развитие правового регулирования государственных закупок. В то же время, с учетом множества уже сделанных поправок в основные нормативные правовые акты, можно констатировать о зарождающейся необходимости в новом и более совершенном законе о государственных закупках.