Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муницип...

Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок

Автор(-ы):

Тихонова Елена Евгеньевна

5 февраля 2024

Научный руководитель

Куракова Чулпан Маликовна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

закупки
государственные и муниципальные закупки
закупочная деятельность
контрактная система
эффективность закупок
правовое регулирование

Аннотация статьи

Статья рассматривает основные принципы и участников системы контрактов в области закупок, акцентируя внимание на открытости, прозрачности, содействии инновациям, обеспечении конкуренции и профессионализме.

Текст статьи

Основой системы контрактов в области закупок является открытость, прозрачность, содействие внедрению инноваций, обеспечение открытой честной конкуренции, высокий профессионализм. Все это способствует повышению ответственности за действенность и продуктивность реализации закупок с целью обеспечения нужд государства.

Специфика закупочного процесса помогает дифференцировать его участников. Можно выделить три главные группы. Согласно ФЗ № 44-ФЗ, который был принят в апреле 2013 года это центральные, обеспечивающие и управляющие контрактные подразделения [1, с. 22].

В качестве заказчика, делающего закупки, могут выступать различные муниципальные или государственные учреждения. В их числе могут быть бюджетные организации, муниципальные унитарные организации, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные казенные учреждения, различные органы государственной власти и пр. К примеру, таким заказчиком являются Государственные корпорации: по атомной энергии «Росатом», по космической деятельности «Роскосмос». Такие организации принимают на себя бюджетные обязательства. Они руководствуются бюджетным законодательством Российской Федерации и выступают как субъект Российской Федерации или от ее имени.

Специфика закупочного процесса помогает дифференцировать его участников. Можно выделить три главные группы. Согласно ФЗ № 44-ФЗ, который был принят в апреле 2013 года это центральные, обеспечивающие и управляющие контрактные подразделения (рис.).

Рис. Состав групп участников закупочной деятельности

К муниципальным заказчикам, которые осуществляют закупки можно отнести: муниципальный орган или организацию, которая действует от имени муниципальной структуры. Такие предприятия могут брать на себя бюджетные обязательства. Они также руководствуются бюджетным законодательством Российской Федерации и выступают как субъект муниципального образования [2, с. 65].

Поставщики, исполнители или подрядчики, которые предоставляют товары, услуги или работы для нужд государства или муниципалитета, являются участниками центральных процессов закупок. Также к этой категории участников относятся те, кто имеет намерение стать ими. Это может быть любое юридическое лицо. При этом не имеет значение к какой организационно-правовой форме относится это предприятие. Оно может иметь любую форму собственности. Капитал данного предприятия может происходить и располагаться в любом месте. Существуют определенные юридические лица, на которых данное правило не распространяется. Они принадлежат к определенному кругу государств. Эти государства согласно первому подпункту 3 ст. 284 НК РФ входят в перечень государств или других территориальных образований, которые предоставляют льготы по налогообложению и не предусматривают прозрачности информационных данных в плане проведения финансовых операций. Это так называемые офшорные зоны. В офшорных зонах финансовые операции могут проводить, как юридические, так и физические лица в качестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить функции, которые присущи уполномоченным органам и организациям:

  • необходимо определить круг исполнителей, подрядчиков или поставщиков. В этом случае орган или учреждение, которые уполномочены, лишь проводит действия по установлению исполнителя, поставщика или подрядчика. Данные контракты подписывает заказчик;
  • составить план закупок, определить, кто будет поставщиком, заключить государственные или муниципальные контракты. Необходимо проконтролировать, как исполняются данные контракты. В рамках данной работы необходимо обеспечить контроль всех процессов: приемки товаров, выполнения всех работ по результатам деятельности и услуг, оплаты труда и пр.

В этом случае фактическим заказчиком товаров, услуг и работ является уполномоченный орган. Именно он является истинным заказчиком. Существует некое терминологическое несоответствие, потому что заказчиком продолжают называть компании, в чьих интересах производится закупка товара [3, с. 13].

Комиссия, которая принимает участие в закупках товаров, включает в свой состав сотрудников специализированных предприятий. Если проводится закрытый аукцион они берут на себя роль и выполняют обязанности аукциониста. Тем не менее, только уполномоченный орган, который является заказчиком, имеет право принимать все юридические решения. Уполномоченным органом (заказчиком) осуществляются следующие действия:

  • подтверждение проекта контракта и конкурсной документации;
  • определение начальной максимальной цены контракта;
  • определение предмета и условий контракта;
  • подписание контракта и аукционной документации;
  • формирование комиссии по реализации закупочной деятельности [4, с. 118].

В закупках также принимают участие следующие структуры:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Он обслуживает и ведет Единую информационную систему в сфере закупок. Это является одной из основных его функций;
  • экспертные структуры и различные эксперты. Их могут задействовать заказчики при реализации закупочной деятельности для того, чтобы определить квалификацию участников закупки и их заявки. Эксперты также могут привлекаться для осуществления приемки товаров, услуг или работ в период выполнения госзаказа или муниципального заказа;
  • банки, которые выполняют банковское сопровождение контрактов.

Статья 59 Федерального закона № 44-ФЗ, который был принят в апреле 2013 года регламентирует требования, предъявляемые к операторам электронной площадки. Им может являться непубличное хозяйственное общество со своим уставным капиталом. В такой структуре доля акций иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданства, а также зарубежных юридических лиц, которые являются владельцами электронной площадки, не должна превышать 25%. Пункты 1 и 2 части 2 статьи 24.1 данного ФЗ регламентируют функционирование таких площадок и требования к ним, а также к их программно-аппаратному необходимому обеспечению. Правительство РФ утвердило перечень операторов электронных площадок [5, с. 34].

Осуществлению закупки у единственного поставщика зачастую предшествует серьезное исследование рынка, в ходе которого заранее выясняется наличие или отсутствие конкурирующих поставщиков, что является пусть и законной (хотя и это не всегда), но манипуляцией с целью упростить себе закупочный процесс.

Эффективность закупки зависит от многих факторов, возникающих как в процессе подготовки к процедуре закупки (включая планирование, обоснование цены, описание объекта закупки и т.д.) так и непосредственно при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Для достижения эффективности заказчику необходимо определить победителя, способного обеспечить оптимальные условия исполнения контракта.

Таким образом, контрактная система публичных закупок в настоящее время – это комплексный межотраслевой институт, который регулируется нормативными актами различных отраслей. Основное регулирование ложится на Закон № 44-ФЗ и смежные с ним акты. Отдельные нормы содержатся в БК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ и т.д. Имеется и множество подзаконных актов.

Список литературы

  1. Тасалов, Ф.А. Применение правила «Третий лишний» в государственных и муниципальных закупках: поддержка отечественного производителя или искусственное ограничение конкуренции? / Ф.А. Тасалов // Право и экономика. – 2022. – № 4. – С. 20-28.
  2. Литвиненко, А.Н. Нормативное правовое регулирование сферы закупок в Российской Федерации / А.Н. Литвиненко, Н.В. Мячин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 4 (76). – С. 65-68.
  3. Беляева, О.А. Конфликт интересов в публичных закупках / О.А. Беляева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2019. – № 1. – С. 13-18.
  4. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. – М: Деловой двор, 2023. – 662 с.
  5. Дадалко, В.А. Проявление коррупции в сфере информационных технологий при осуществлении государственных закупок / В.А. Дадалко, Д.В. Желябин // Безопасность бизнеса. – 2019. – № 3. – С. 28-35.

Поделиться

279

Тихонова Е. Е. Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.II.С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/8406-pravovoj-status-uchastnikov-kontraktnoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля