Автор(-ы):
Руженкова Екатерина Дмитриевна
6 февраля 2024
Научный руководитель
Максимова Елена Юрьевна
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Представлены результаты исследования коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Текст статьи
Возрастающее количество детей с задержкой психического развития является одной из тревожных тенденций в современном обществе.
В современной России до 30% детей младшего школьного возраста имеют частные проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились учеными из разных областей знаний, такими как: З. И. Калмыкова, И. А. Коробейников, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, Н. П. Слободяник, Ю. К. Бабанский, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, С. Г. Шевченко и др.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать программу коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина, В. В. Лебединский, Ф. М. Гайдук в области психологии детей с задержкой психического развития.
Мы считаем, что семья, выступает ведущей системой в становлении личности человека. Необходимо понимать, что в жизни детей с задержкой психического развития она не только ресурс положительных изменений, но может быть и источником опасности для ребенка.
Задержка психического развития – это одна из самых распространенных форм нарушений во всех сферах жизни ребенка. Она связана не только с нарушениями в психофизическом развитии, но и с изменениями в личности, аффективной сфере, коммуникации и иное.
Младший школьный возраст – это период зависимости от семьи ребенка в этот период огромна и этот фактор следует учитывать и в процессе работы специалистов – психологов и педагогов.
В связи с этим, необходимо учитывать ряд аспектов, которые свойственные семье и детско-родительским отношениям внутри нее, если в ней есть ребенок с ЗПР:
Таким образом, детско-родительские отношения в семье, в которой воспитывается младший школьник с ЗПР весьма своеобразны и обусловлены рядом факторов. Они связаны не только с личностью родителей, других членов семьи, но и с тем какая психолого-педагогическая работа проводится данной с семьей.
Семья, воспитывающая ребёнка с ЗПР, нуждается в:
Теоретическое изучение проблемы коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, позволило выделить основные предположения, нуждающиеся в экспериментальной проверке.
Мы предполагаем, что коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, будет способствовать снижению тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальная работа, направленная на коррекцию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проводилась в государственном казенном общеобразовательном учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» города Кисловодска.
В экспериментальном исследовании принимали участие 10 семей и 10 детей. В рамках исследования применялись следующие методики: «Тест школьной тревожности Бимана Филлипса»; методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина; Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни.
Результаты диагностики показали у 40% детей средний уровень и 60% высокий уровень средний показатель по группе, составляет – 19 баллов и соответствует высокому уровню общей тревожности в школе и общего эмоциональное состояние ребенка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы.
Показатели переживания социального стресса и эмоционального состояния ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты у 10% детей на низком уровне, 40% на среднем уровне и 50% высокий средний показатель по фактору 5,3 балла и соответствует среднему уровню социального стресса.
У 20% детей средний уровень фрустрации потребности в достижении успеха, у детей неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и 80% детей выявлен высокий уровень фрустрации потребности в достижении успеха среднее значение по группе 7,4 что соответствует высокому уровню.
Страх самовыражения в виде негативные эмоциональных переживаний ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим и демонстрации своих возможностей отмечен у 40% детей средний уровень и 60% детей высокий уровень страха средний показатель по группе 4,7 или высокий уровень страха самовыражения.
Страх ситуации проверки знаний один ребенок 10% показал средний уровень и 90% детей высокий уровень страха, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей средний показатель по группе 5,0 что соответствует высокому уровню.
Один ребенок 10% показал низкий уровень и 90% детей высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих и ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, высокую тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, а также ожидание негативных оценок средний показатель 3,7 что соответствует высокому уровню.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу в виде особенностей психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды отмечена у оного ребенка или 10% на среднем уровне отмечена у одного ребенка или 10% и 80% детей высокий уровень средний показатель по группе 4,1 или высокий уровень.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями и общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка показали 30% детей показали низкий уровень 40% детей средний уровень и 30% высокий уровень стресса средний показатель по группе 4,3 или высокий уровень.
Обобщенные результаты диагностики родителей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по методике диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.
Результаты диагностики показали:
Детям очень необходима поддержка матери на протяжении всей жизни поэтому, все дети нуждаются в проведении коррекционной работы. Данный факт также следует учитывать педагогу при планировании и реализации процесса обучения и воспитания детей с ЗПР.
По результатам тестирования родителей можно сделать вывод, что все мамы заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стремятся проводить много времени вместе с ребёнком, но более половины мам ощущают себя с ребенком единым целым и все мамы считают своего ребенка «социально несамостоятельным» (инфантилизация).
Следовательно, для изменения родительского отношения к ребенку, требуется разработать и реализовать корректирующие мероприятия, которые помогут мамам научиться верить в своего ребенка, обратить свое внимание на его особенности и возможности, а не ограничения.
Результаты исследования показывали, что психическое состояние ребенка выступает существенной детерминантой материнства.
Были единичные случаи эмоционального отвержения своих детей. Следует отметить, что такая ситуация имеет для детей весьма негативные последствия, ограничивающие их компенсаторные возможности.
Мы можем утверждать, что все семьи нуждаются в коррекции детско-родительских отношений, а также данные исследований подтверждают, что стили семейного воспитания тесно связаны с неадекватным оцениванием родителями психических свойств своих детей.
Мы определили цель работы психолога с семьей, воспитывающей ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, по коррекции детско-родительских отношений взяв за основу исследование Н. А. Крушной [1]:
Основная цель психокоррекционной помощи семьям, имеющим детей с задержкой психического развития, состоит в совершенствовании внутрисменных отношений, способствующих индивидуально-личностному развитию ребенка. Консультативная работа с такими детьми не будет успешной без поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия с ним. В консультативной работе мы использовали приемы, предложенные В. Б. Никишиной [3, 2]: репетиция поведения; моделирование; не подкрепление; положительное подкрепление; контроль стимула.
Для проверки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностика уровня школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по методике школьной тревожности Филипса на констатирующем и контрольном этапах. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Была проведена диагностика по методике диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина обобщенные результаты диагностики родителей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по методике диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина показали также положительную динамику развития семейных отношений.
По результатам тестирования родителей можно сделать вывод, что все мамы заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стремятся проводить много времени вместе с ребёнком, более половины мам после проведенной коррекционной психолого-педагогической работы изменили отношение к ребенку.
Следовательно, разработанные и реализованные корректирующие мероприятия были эффективны.
На контрольном этапе также исследовалось восприятие переживаний матерью, связанных с выполнением родительской роли, по методике PARI Е Шеффера и Р. Белла. Все опрошенные женщины считают себя самостоятельными матерями и женщинами. Неудовлетворённость ролью хозяйки наблюдается у половины опрошенных мам, они много времени проводят на работе, не отдавая тем самым должного своей семье.
7 родителей (70%) по-прежнему готовы пойти на самопожертвование ради своего ребёнка, смысл их жизни заключается в жизни и развитии их «чада». Они же опасаются обидеть своих детей.
Результаты контрольного этапа исследования показывали, что психическое состояние ребенка по-прежнему выступает существенной детерминантой материнства.
После проведенной коррекционной работы остались единичные случаи эмоционального отвержения своих детей.
Данные эмпирического исследования подтверждают предположение о том, что коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития, способствует снижению тревожности и агрессивности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Цели и задачи достигнуты. Гипотеза получила свое подтверждение в полном объёме.
Список литературы
Поделиться
Руженкова Е. Д. Коррекция детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/8411-korrektsiya-detsko-roditelskikh-otnoshenij