Цифровые технологии все более становятся как эффективным инструментом реализации стратегии модернизации государственного управления, так и в значительной степени определяют направления его изменений. Единое информационное пространство – источник производственных цифровых технологий.
Программное и проектное управление на государственном уровне нередко носит интегрированный характер, что аргументированно подтверждается успешно реализуемой национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», включающей такие федеральные проекты, как «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи».
Цифровую трансформацию системы государственного управления не следует понимать как рядовое внедрение цифровых технологий в сферу государственного управления, так как данный процесс является более широким и предполагает необходимость обеспечения бесперебойного функционирования цифровых технологий в сферу государственного управления, так как данный процесс является более широким и предполагает необходимость обеспечения бесперебойного функционирования [3].
На сегодняшний день цифровые подходы и технологии в сфере государственного управления находятся на стадии активной разработки и осмысления первого практического опыта применения находятся на стадии активной разработки и осмысления первого практического опыта применения.
Организация единых цифровых информационных площадок, использование сквозных цифровых технологий формируют условия для достижения нового качества государственного управления на основе горизонтальной интеграции и эффективного взаимодействия государственных органов.
Создание цифрового правительства и обеспечение его корректной работы позволит более качественно выявлять актуальные проблемы, прогнозировать и своевременно реагировать на проблемы будущего.
Среди перспективных направлений на пути к цифровой трансформации российской системы государственного управления можно выделить:
- Обеспечение высокого уровня взаимодействия участников системы государственного управления, при этом важно устранить неравенство развития регионов и различия в доступе регионов к цифровой инфраструктуре и сервисам.
- Обеспечение прозрачности функционирования системы государственного управления (транзакций, операций и процессов).
- Использование цифровых технологий с целью повышения уровня взаимодействия граждан с цифровым правительством.
- Обеспечение высокого качества мониторинга и контроля за исполнением государственных функций и предоставлением государственных услуг.
- Организация оценки качества предоставляемых государственных услуг посредством использования цифровых решений.
- Обеспечение интеграции всех государственных органов в рамках единой цифровой платформы.
В Алтайском крае продолжают реализовывать национальную программу «Цифровая экономика». Ее приоритетные задачи – создание в регионе ИТ-инфраструктуры, а также внедрение цифровых технологий в реальные сектора экономики, социальную сферу и государственное управление. Благодаря работе в этом направлении села региона обеспечиваются доступом к интернету, в результате чего учителя и школьники могут использовать современные технологии образования, поликлиники вести онлайн-запись пациентов, а граждане получать необходимые услуги в новом цифровом формате.
Согласно указу Владимира Путина «О национальных целях развития России до 2030 года» в стране необходимо увеличить долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде [4].
Приоритетные направления, реализующие в крае, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, повышение цифровых компетенций и навыков, создание информационной инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности в органах власти, поддержка региональных разработчиков [2].
Цифровая трансформация в государственном управлении рассматривается как одно из условий сохранения конкурентоспособности России в мировой экономике. Как отмечается в статье Д. А. Медведева, «лидерский потенциал России в цифровой трансформации, и не только в ней, вряд ли можно реализовать, если не будет развиваться цифровизация госуправления» [1, с. 426-436].
Цифровая трансформация государственного управления – это не просто автоматизация и оптимизация отдельных процессов при оказании государственных функций, в том числе при предоставлении государственных услуг, внедрение и использование тех или иных современных информационных технологий в интересах обеспечения деятельности государственных органов.
Таким образом цифровая трансформация призвана качественно изменить содержание государственного управления, в том числе отдельные его процедуры, стадии управленческого цикла, государственные функции, состав и типы, причем такое изменение должно приводить к повышению качества государственного управления, обеспечению большей обоснованности государственного вмешательства (и снижению роли государства в целом).