Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания через применение личностно-ориентированного подхода

В статье познавательная деятельность через применение личностно-ориентированного подхода рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития школьного образования.

Аннотация статьи
проект
личностно-ориентированный подход
социально-культурная среда
исследования
деловые игры
уроки защиты проектных и исследовательских работ
лабораторные и семинарские занятия
Ключевые слова

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании проблемы. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.

В словаре С. И. Ожегова значение слова «активизировать» трактуется, как побудить, усилить деятельность, «познание» – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. А познавательная деятельность представляет собой специально регулируемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения знаниями, накопленными человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода, и индивидуальная неповторимость.

Способствовать усвоению и осмыслению исторических знаний, помогать и направлять познавательную деятельность учащихся - считаю главной задачей в обучении и воспитании школьников.

Важная роль сегодня отводится знаниям, которые получают учащиеся на уроках истории, с их помощью человек должен само определить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Развивая познавательные способности учащихся, считаю необходимым реализовать следующие задачи:

  • способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях российской социокультурной ситуации;
  • создать условия для развития у обучающихся познавательных способностей и умения анализировать свою деятельность;
  • добиваться положительных результатов обучения, используя метод проектов, поисково-исследовательский методы через личностно ориентированный подход.

В решении поставленных задач мне помогают научные труды учёных и педагогов: Степановой Е. Н. «Личностно ориентированный подход в работе педагога», Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии», Якиманской И. С. «Технология личностно ориентированного образования», по мнению которой «…признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика, где во главу угла становиться личность».

Важным при подготовке и проведении урока является не следование шаблону, а поиск новых путей, поэтому стараюсь использовать нетрадиционные уроки, способствующие развитию познавательной активности учащихся. Это брэйн-ринги, «круглые столы», уроки защиты проектных и исследовательских работ, деловые игры, лабораторные и семинарские занятия.

Организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, и т. д.) поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.

Опыт позволяет учащимся преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики, дает возможность самостоятельно обновлять знания, саморазвиваться, выстраивать свою позицию и аргументировать её, готовиться к жизни в быстро меняющемся современном мире.

Педагогический поиск автора даёт возможность повысить эффективность обучения вообще и внеурочной работы в частности. Данный опыт предоставляет реальные возможности для успешного развития личности ребенка.

В современном образовании России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается модернизацией педагогической теории и практики. Историческое образование призвано решить проблему развития и становления личности обучающегося, раскрытия его индивидуальных способностей.

Основным проводником в развитии познавательной деятельности учащихся является учитель истории. Однако в процессе преподавания приходится сталкиваться с противоречиями и, связанными с ними, проблемами.

Таблица

Противоречия

Проблемы и задачи

Между малым объёмом времени на изучение предмета и необходимостью усвоить больше объёма информации и приобрести умения и навыки.

Применять деятельностный подход, активизировать работу учащихся посредством выполнения познавательных заданий, участия в поисковой историко-краеведческой деятельности, в том числе истории семья, школы, родного города. В ходе такой работы у школьников развиваются качества познавательной активности, самостоятельности, ответственности.

Между возрастающими требованиями современного общества к качеству знаний и низким уровнем развития познавательных интересов у школьников.

Не увеличивая объёма информации, создать дидактические условия осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Между недостаточным объёмом умений у части школьников и довольно сложными задачами, стоящими перед детьми.

Мотивация поиска необходимой информации, побуждение к исследовательскому труду. Интеграция с другими предметами. Дифференцирование заданий, создание ситуаций успеха.

Каждое учебное занятие имеет свою логику. Сделать это мне помогает схема конструирования личностно ориентированного занятия, предложенная Шамовой Т. И., Давыденко Т. М., Шибановой Г. Н:

  • Организационный этап;
  • Этап проверки домашнего задания;
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе;
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий;
  • Этап первичной проверки понимания изученного;
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий;
  • Этап применения знаний и способов действий;
  • Этап обобщения и систематизация знаний;
  • Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий;
  • Этап информации о домашнем задании;
  • Этап подведения итогов занятия;
  • Этап рефлексии.

Любое учебное занятие искусственно создаётся преподавателем для решения конкретной цели. Значит, из набора всех этих этапов можно создать самые разные комбинации.

Для выявления уровня успеваемости и качества знаний я использую различные методы проверки: устный опрос, карточки, задачи, проверочные, самостоятельные, контрольные работы.

Исходя из методики личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, я стараюсь учитывать мнение учащихся об уроке. Для этого я провожу рефлексию. Но уже в ходе урока я замечаю настроение детей и могу предположить их отношение к уроку. Поэтому считаю, что этап рефлексии должен быть коротким и использую для его проведения игровые атрибуты: солнышко, факелы, улыбка и т. д.

Самым распространенным видом личностно – ориентированного урока является практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.

Практикумы отличаются своей направленностью на обучение школьников применять полученные знания и умения в конкретной учебной ситуации.

В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:

  1. Практическое занятие по развитию познавательных умений;
  2. Практическое занятие по решению познавательных задач;
  3. Практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.

В реальном учебном процессе использую два последних вида. Также очевидна потребность в специальном практическом занятии по формированию у школьников элементарных картогра­фических умений и навыков работы с контурными картами.

Текст статьи
  1. Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе[текст] / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. – № 9.
  2. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения[текст] / В. Гузеев // Директор школы. 1995. – № 6. – С. 39-47.
  3. Количенко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Количенко. – Санкт-Петербург. 2005.
  4. Круглова, О.С. Технология проектного обучения [текст] / О.С. Круглова // Завуч. – 1999. – № 6.
  5. Ситникова, М.И. Творческая мастерская [текст] / М.И. Ситникова. - Белгород. 2006.
  6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: Изд-во НИИ шк. Технологий, 2005. – 284 с.
  7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. // М.: Сентябрь, 1996.
Список литературы