Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании проблемы. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.
В словаре С. И. Ожегова значение слова «активизировать» трактуется, как побудить, усилить деятельность, «познание» – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. А познавательная деятельность представляет собой специально регулируемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения знаниями, накопленными человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода, и индивидуальная неповторимость.
Способствовать усвоению и осмыслению исторических знаний, помогать и направлять познавательную деятельность учащихся - считаю главной задачей в обучении и воспитании школьников.
Важная роль сегодня отводится знаниям, которые получают учащиеся на уроках истории, с их помощью человек должен само определить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Развивая познавательные способности учащихся, считаю необходимым реализовать следующие задачи:
- способствовать воспитанию гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях российской социокультурной ситуации;
- создать условия для развития у обучающихся познавательных способностей и умения анализировать свою деятельность;
- добиваться положительных результатов обучения, используя метод проектов, поисково-исследовательский методы через личностно ориентированный подход.
В решении поставленных задач мне помогают научные труды учёных и педагогов: Степановой Е. Н. «Личностно ориентированный подход в работе педагога», Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии», Якиманской И. С. «Технология личностно ориентированного образования», по мнению которой «…признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика, где во главу угла становиться личность».
Важным при подготовке и проведении урока является не следование шаблону, а поиск новых путей, поэтому стараюсь использовать нетрадиционные уроки, способствующие развитию познавательной активности учащихся. Это брэйн-ринги, «круглые столы», уроки защиты проектных и исследовательских работ, деловые игры, лабораторные и семинарские занятия.
Организация исследовательской деятельности учащихся способствует формированию самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций (анализ, синтез, и т. д.) поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.
Опыт позволяет учащимся преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики, дает возможность самостоятельно обновлять знания, саморазвиваться, выстраивать свою позицию и аргументировать её, готовиться к жизни в быстро меняющемся современном мире.
Педагогический поиск автора даёт возможность повысить эффективность обучения вообще и внеурочной работы в частности. Данный опыт предоставляет реальные возможности для успешного развития личности ребенка.
В современном образовании России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается модернизацией педагогической теории и практики. Историческое образование призвано решить проблему развития и становления личности обучающегося, раскрытия его индивидуальных способностей.
Основным проводником в развитии познавательной деятельности учащихся является учитель истории. Однако в процессе преподавания приходится сталкиваться с противоречиями и, связанными с ними, проблемами.
Таблица
Противоречия |
Проблемы и задачи |
---|---|
Между малым объёмом времени на изучение предмета и необходимостью усвоить больше объёма информации и приобрести умения и навыки. |
Применять деятельностный подход, активизировать работу учащихся посредством выполнения познавательных заданий, участия в поисковой историко-краеведческой деятельности, в том числе истории семья, школы, родного города. В ходе такой работы у школьников развиваются качества познавательной активности, самостоятельности, ответственности. |
Между возрастающими требованиями современного общества к качеству знаний и низким уровнем развития познавательных интересов у школьников. |
Не увеличивая объёма информации, создать дидактические условия осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. |
Между недостаточным объёмом умений у части школьников и довольно сложными задачами, стоящими перед детьми. |
Мотивация поиска необходимой информации, побуждение к исследовательскому труду. Интеграция с другими предметами. Дифференцирование заданий, создание ситуаций успеха. |
Каждое учебное занятие имеет свою логику. Сделать это мне помогает схема конструирования личностно ориентированного занятия, предложенная Шамовой Т. И., Давыденко Т. М., Шибановой Г. Н:
- Организационный этап;
- Этап проверки домашнего задания;
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе;
- Этап усвоения новых знаний и способов действий;
- Этап первичной проверки понимания изученного;
- Этап закрепления новых знаний и способов действий;
- Этап применения знаний и способов действий;
- Этап обобщения и систематизация знаний;
- Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий;
- Этап информации о домашнем задании;
- Этап подведения итогов занятия;
- Этап рефлексии.
Любое учебное занятие искусственно создаётся преподавателем для решения конкретной цели. Значит, из набора всех этих этапов можно создать самые разные комбинации.
Для выявления уровня успеваемости и качества знаний я использую различные методы проверки: устный опрос, карточки, задачи, проверочные, самостоятельные, контрольные работы.
Исходя из методики личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, я стараюсь учитывать мнение учащихся об уроке. Для этого я провожу рефлексию. Но уже в ходе урока я замечаю настроение детей и могу предположить их отношение к уроку. Поэтому считаю, что этап рефлексии должен быть коротким и использую для его проведения игровые атрибуты: солнышко, факелы, улыбка и т. д.
Самым распространенным видом личностно – ориентированного урока является практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
Практикумы отличаются своей направленностью на обучение школьников применять полученные знания и умения в конкретной учебной ситуации.
В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:
- Практическое занятие по развитию познавательных умений;
- Практическое занятие по решению познавательных задач;
- Практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.
В реальном учебном процессе использую два последних вида. Также очевидна потребность в специальном практическом занятии по формированию у школьников элементарных картографических умений и навыков работы с контурными картами.