Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Специфика постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале

Специфика постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

эстрадно-джазовый вокал
постановка голоса
вокальная техника
импровизация в вокале
микрофонная техника
вибрато и глиссандо

Аннотация статьи

В статье рассматривается уникальный характер и технические особенности постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале, отличающиеся от классического вокального исполнения. Анализируется историческое развитие эстрадно-джазового жанра и его влияние на методы вокальной подготовки исполнителей. Особое внимание уделяется таким аспектам, как импровизация, использование микрофона, эмоциональная выразительность, а также техники дыхания и артикуляции, специфичные для жанра. Статья описывает различные вокальные приемы, характерные для эстрадно-джазового исполнения, включая вибрато, глиссандо, использование грудного и головного регистров, а также особенности фразировки и ритмики.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена несколькими важными аспектами. Существует растущий интерес к эстрадно-джазовой музыке среди широкой аудитории, включая молодежь, что приводит к увеличению числа исполнителей, желающих освоить этот стиль. Этот жанр требует уникального подхода к вокальной технике и интерпретации, отличного от классического вокала, что делает изучение его специфики особенно актуальным для певцов и вокальных педагогов. Эстрадно-джазовый вокал характеризуется широким использованием импровизации, особой техникой дыхания и артикуляции, а также необходимостью мастерского владения микрофонной техникой. Эти аспекты требуют детального изучения и понимания, чтобы успешно передать уникальную эмоциональную выразительность и музыкальность жанра.

Кроме того, поскольку мир музыки постоянно развивается, современные певцы и педагоги ищут новые методы и подходы к обучению и исполнению, что делает исследования в области постановки голоса в эстрадно-джазовом жанре особенно востребованными. Таким образом, исследование, посвященное специфике постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале, отвечает на современные тенденции и потребности музыкального образования и исполнительского искусства, предоставляя ценные знания и рекомендации для практикующих музыкантов и педагогов.

Цель исследования

Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне исследовать и представить особенности вокальной техники и подходов, характерных для эстрадно-джазового жанра. Исследование направлено на анализ методов обучения, которые позволяют вокалистам успешно адаптироваться к стилистическим требованиям этого направления, включая импровизацию, эмоциональную выразительность и использование микрофонной техники.

Основная цель исследования – предоставить певцам, педагогам и исследователям музыки глубокое понимание технических и артистических аспектов эстрадно-джазового исполнения. Это включает в себя разработку и описание методик постановки и развития голоса, которые могут быть применены в практике для обучения и самосовершенствования. Исследование также призвано стимулировать дальнейший анализ в данной области, предлагая новые перспективы и подходы к вокальному исполнению и обучению.

Есть стремление не только расширить теоретическую базу по данной тематике, но и предложить практические рекомендации, которые будут полезны вокалистам всех уровней мастерства, желающим освоить или усовершенствовать свои навыки в эстрадно-джазовом вокале. Таким образом, исследование является важным вкладом в развитие музыкального образования и исполнительского искусства, способствуя распространению знаний и умений, необходимых для успешной карьеры в сфере эстрадно-джазовой музыки.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных специфике постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале, занимались такие ученые, как А.И. Богданов, М.И. Глинка, Л.Б. Дмитриев, В.И. Чернова, Б.М. Теплое, О.М. Степурко, А.В. Карагина и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Эстрадно-джазовый вокал как уникальное явление в музыкальной культуре начал формироваться на рубеже 19 и 20 веков в Соединенных Штатах Америки, где он зародился на пересечении афроамериканских музыкальных традиций, таких как блюз и рэгтайм, и европейских гармонических структур. Этот процесс был тесно связан с социокультурными изменениями в американском обществе, включая миграцию, городское развитие и технологические инновации, которые способствовали распространению и популяризации джаза и эстрадной музыки. Отличительной чертой эстрадно-джазового вокала является его экспрессивность и спонтанность. В отличие от классического вокала, где акцент делается на чистоте звука, технике вокального производства и строгости интерпретации композиций, эстрадно-джазовый вокал ценит индивидуальность исполнителя, его способность к импровизации и эмоциональной передаче музыки. Вокалисты этого жанра часто используют различные техники, такие как скэт-пение, где голос выполняет функцию музыкального инструмента, создавая неповторимые мелодии и ритмы.

Технические аспекты постановки голоса в эстрадно-джазовом исполнении включают широкий диапазон вокальных приемов и техник, таких как флексибильность голоса, фразировка, импровизация, использование микрофона как инструмента для управления динамикой, тембром и общей выразительностью голоса [1, c. 134].

Импровизация в эстрадно-джазовом вокале представляет собой не просто технику, но целое искусство, требующее от исполнителя высокого уровня мастерства и музыкальной интуиции. Этот аспект делает жанр уникальным и отличает его от многих других музыкальных традиций, где исполнение строго следует нотному тексту. На базовом уровне импровизация требует от вокалиста технического владения своим голосом, включая контроль над диапазоном, силой звука, дыханием и артикуляцией. Исполнители должны быть способны плавно переходить от одной ноты к другой, изменять динамику и тембр своего голоса, а также использовать различные вокальные эффекты, такие как вибрато, глиссандо или скэт-пение. Импровизация требует глубокого понимания музыкальной структуры композиции, включая гармонию, ритм и форму. Вокалисты должны уметь «слышать» аккордовые последовательности и адаптировать свои импровизации таким образом, чтобы они гармонировали с аккомпанементом. Это включает в себя способность предвидеть изменения в гармонии и строить мелодические линии, которые подчеркивают или контрастируют с ними [5, c. 150].

Эстрадно-джазовые исполнители часто используют микрофон как инструмент для управления динамикой и тембром своего голоса, что позволяет им достигать более широкого диапазона выразительности. Владение микрофонной техникой позволяет вокалистам усиливать тихие звуки, создавать эффекты близости и дальности, а также экспериментировать с тембром голоса.

Эмоциональное выражение в эстрадно-джазовом вокале является центральным элементом исполнения, причем вокалисты часто используют свой голос для передачи широкого спектра чувств и настроений, от тонких нюансов нежности до мощных всплесков страсти [2, c. 89].

Техники дыхания в эстрадно-джазовом вокале отличаются от классических методов. Важен контроль дыхания для поддержки длительных фраз и импровизационных пассажей. Артикуляция в эстрадно-джазовом вокале часто более свободная и ритмизированная, что способствует речевой певческой манере исполнения.

Среди вокальных приемов, характерных для эстрадно-джазового исполнения, особое место занимают вибрато и глиссандо, которые исполнители используют для придания голосу выразительности и музыкальности. Использование грудного и головного регистров позволяет вокалистам охватывать широкий диапазон высот, при этом переходы между регистрами часто делаются плавно и незаметно для слушателя [3, c. 137].

Фразировка и ритмика в эстрадно-джазовом вокале также имеют свои особенности, включая синкопированные ритмы и нестандартные метрические схемы, что требует от исполнителя ритмической гибкости и точности.

В целом, эстрадно-джазовый вокал представляет собой сложное и многогранное искусство, требующее от исполнителя не только технического мастерства, но и глубокого эмоционального вовлечения, а также способности к импровизации и экспериментам. Эти особенности делают его уникальным и отличным от классического вокального исполнения, предоставляя бесконечные возможности для творчества и самовыражения [4, c. 192].

Выводы

Импровизация в эстрадно-джазовом вокале является ключевым элементом, который выделяет этот жанр и делает его уникальным в мире музыки. Это не просто техника или набор упражнений, но глубоко интегрированная часть музыкального искусства, требующая от исполнителя сочетания технического мастерства, глубокого понимания музыкальной структуры и быстрого музыкального мышления. Импровизация в эстрадно-джазовом вокале открывает простор для личного выражения и креативности, позволяя вокалисту стать не просто исполнителем, но и соавтором музыкального произведения.

Через импровизацию эстрадно-джазовые вокалисты могут исследовать и расширять границы своего голоса, экспериментировать с мелодией и гармонией, а также взаимодействовать с другими музыкантами в ансамбле на глубоком уровне. Это требует не только физических навыков и технической подготовки, но и эмоционального вовлечения, чувства стиля и музыкальной интуиции. В целом, импровизация в эстрадно-джазовом вокале служит мостом между традиционными музыкальными формами и бесконечными возможностями музыкального творчества. Она является важным инструментом для развития и выражения индивидуальности вокалиста, а также для продвижения эволюции жанра в целом, поддерживая его живость и актуальность для новых поколений слушателей и музыкантов.

Список литературы

  1. Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – 2018. – № 22 (53). – С. 132-137.
  2. Мирная Р.Р. Индивидуальный подход к формированию исполнительской культуры эстрадного вокалиста / Р.Р. Мирная // Музыкальное искусство и образование в XXI веке: проблемы, традиции, перспективы: Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции, Москва, 28 мая 2021 года. – Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2022. – С. 84-92.
  3. Плаксина Н.А. Некоторые вопросы обучения джазовой импровизации вокалиста / Н.А. Плаксина, Т. В. Решетникова // Развитие личности средствами искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции, Саратов, 15 марта 2018 года / Под общей ред. Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. – С. 135-141.
  4. Шихшабеков С.М. Импровизация – составляющая джазовой и эстрадной песни / С.М. Шихшабеков // Молодой ученый. – 2023. – № 30 (477). – С. 190-193.
  5. Руденко А.А. О роли импровизации в контексте формирования творческой личности / А.А. Руденко // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 25 сентября 2017 года. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс», 2017. – С. 149-152.

Поделиться

810

Галяутдинова Р. А. Специфика постановки голоса в эстрадно-джазовом вокале // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.II.С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/8417-spetsifika-postanovki-golosa-v-estradno-dzhaz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января