Сектор услуг производит нематериальные товары и включает в себя:
- складские и транспортные услуги;
- информационные услуги;
- ценные бумаги и другие инвестиционные услуги;
- профессиональные услуги;
- управление отходами;
- здравоохранение и социальная помощь;
- развлечения и отдых и многое другое [4].
Страны с экономикой, сосредоточенной вокруг сектора услуг, считаются более развитыми, чем индустриальные или сельскохозяйственные экономики. За последние 100 лет произошел существенный переход от первичного и вторичного секторов к третичному сектору в промышленно развитых странах. Этот сдвиг называется тертиаризацией. Третичный сектор в настоящее время является крупнейшим сектором экономики в западном мире, а также самым быстрорастущим сектором
Услуги способствуют социальной ориентации экономики, повышению качества жизни общества, его гармонизации. Не случайно в передовых странах мира доля услуг в общем объеме ВВП превышает уровень 75% [2, с. 10]. В сфере услуг сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации. Это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых услуг, услуг в области паблик рилейшнз (связь с общественностью) [3, с. 403]. Сектор услуг является третьим сектором экономики после добычи и производства сырья.
С ростом сектора услуг в разных странах структура мировой торговли также изменилась. Услуги сегодня составляют растущую долю торговых корзин стран, что по-разному влияет на их баланс текущих операций. Учитывая стоимость экспорта в долларовом выражении, экспорт промышленных товаров остается самой большой категорией – 11,6 трлн. Долл. США, но сельскохозяйственные товары и услуги были самыми быстрорастущими (5,3% и 5,1% в год соответственно) в период с 2006 по 2016 год (рисунок 1) [5]. Экспорт обрабатывающей промышленности вырос за тот же период всего на 3,2 процента в год. Из-за более низких цен на топливо в более позднюю часть периода – в среднем 43,29 долл. США за баррель в 2016 году по сравнению с 66,05 долл. США за баррель в 2006 году – долларовая стоимость топлива и экспорт горной продукции снизились в период с 2006 по 2016 год.
Рис. 1. Мировой экспорт по типам товаров
Самым простым объяснением роста сферы услуг является то, что производство товаров становится все более механизированным. Поскольку машины позволяют уменьшить стоимость конченого товары, а сервисные функции, к примеру обслуживание, установка и наладка оборудования, управление финансами становятся относительно более важными. Но также поставщики услуг сталкиваются с препятствиями при продаже услуг, с которыми редко сталкиваются продавцы товаров. Услуги неосязаемы, что затрудняет потенциальным клиентам понимание того, что они получат и какую ценность они будут иметь для них. Действительно, некоторые, такие как консультанты и поставщики инвестиционных услуг, не предлагают никаких гарантий за оплаченную услугу.
Структура торговли в сфере услуг также изменилась с начала 1980-х годов. Доля путешествий и транспорта в экспорте услуг за последние 35 лет снизилась по странам во всех группах доходов (рисунок 2-3) [5]. В то же время страны с высоким уровнем дохода экспортируют больше страховых и финансовых услуг, в то время как страны с низким и средним уровнем дохода уделяют больше внимания экспорту коммуникационных и компьютерных услуг. Страны с высоким уровнем дохода по-прежнему являются крупнейшими получателями интеллектуальной собственности в мире (более 98 процентов), даже несмотря на то, что предельная доля стран с низким и средним уровнем дохода сократилась с 1982 года.
Рис. 2. Структура мирового экспорта услуг (Страны с высоким уровнем дохода)
Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг (страны с низким и средним уровнем дохода)
Поскольку качество большинства услуг во многом зависит от качества специалистов, предоставляющих услуги, затраты на сотрудников обычно составляют большую долю стоимости услуг. В то время как производитель может использовать технологию, упрощение и другие методы для снижения стоимости продаваемых товаров, поставщик услуг часто сталкивается с неослабевающей тенденцией увеличения затрат.
Страны являющиеся крупнейшими по объему услуг или третичному выпуску по данным CIA World Factbook, на 2019:
- Соединенные Штаты: 15,5 триллиона долларов.
- Китай: 6,2 триллиона долларов.
- Япония: 3,4 триллиона долларов.
- Германия: 2,5 триллиона долларов.
- Великобритания: 2,1 триллиона долларов.
- Франция: 2,0 триллиона долларов.
- Бразилия: 1,5 триллиона долларов.
- Индия: 1,5 триллиона долларов.
- Италия: 1,4 триллиона долларов.
- Канада: 1,2 триллиона долларов [5].
Все чаще услуги предоставляются, как внутри стран, так и за их пределами, в цифровой форме. Эта тенденция будет продолжать расти, поскольку все больше людей начинают пользоваться Интернетом и торговать в цифровом формате с остальным миром. С растущей популярностью информатизации и возрастающей ролью в качестве сырья для торговли товарами и услугами, услуги готовы играть все более важную роль в экономическом росте многих стран. Нельзя преуменьшать важность производства для общего состояния экономики, но нужно также признать важную роль услуг. Сектор услуг не менее необходим для сильной экономики, чем производственный сектор.