Главная
Конференции
Новые горизонты науки: стратегии и направления развития
История создания Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ...

История создания Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ и Храма Введения Богородицы

Автор(-ы):

Жарикова Евгения Викторовна

7 февраля 2024

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

история
град
культура
Новый Иерусалим
селение Сихемъ
Храм Введения Богородицы
село Сухарево

Аннотация статьи

В статье собрана информация о создании Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ и Храма Введения Богородицы в селе Сухарево, систематизирован материал по истории создания Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ и Храма Введения Богородицы в селе Сухарево, что позволит дополнительно восполнить пробел информации об этом уникальном месте нашего Белгородского края.

Текст статьи

Известно, что старинные села, за редкими исключениями, названы или по каким-либо особенностям местности или по фамилиям и именам первых поселенцев. В данном случае первый фактор отпадает, что касается фамилии «Сухарев», то она не встречается ни в одном из имеющихся документов. Настоятель Введенского храма, протоиерей о. Александр (Маньшин), а ныне это иеромонах отец Федор (принял монашеский сан в 2008 году) интересуясь историей села, донёс такие сведения: «Проповедники и святые стали проходить вглубь нашей земли, оставляя на ней своих учеников и последователей, которые выбирали места, для построения церквей, живя общинно. Одни из них достигли и наших мест, увидев их подобие «Иерусалиму Святой Земли». Они назывались «самарянами» и назвали это место град Сихем, селение Сихарь. Были возле этого селения их прежние Святыни: колодец – источник Иакова, гора Голгофа, на которой был распят Сын Божий, эта гора была названа по имени пророка Божия Михея, гора Масличная (Елеонская), над этой горой вознёсся Господь на небо. Всё это говорит нам о том, что раньше жили Святынею, Святым градом Иерусалимом, из которого они были выходцами. Предки же наши сохранили устное предание о селе Сихарь, в словосочетании Сухарь или Сухареве, что связано с источниками вод и колодца в горах...».

Согласно второй гипотезе село Сухарево обосновали стрельцы, которые проживали и несли службу в городе Валуйки. Дремучий лес, который спускался до реки с северного склона горы, богатый луг, озера и река, кишащая рыбой, привлекли их. История названия села неизвестна, так как в списках первых жителей по фамилии Сухарев не было. Зато значатся фамилии, которых в Сухарево и сейчас много. Вот имена первых стрельцов: Конон и Петр Ситников, Савелий Петров, Петр Звягин. Скорее всего, кого-либо из них назвали сухарем, эта кличка и дала название селу. В селе Сухарево в конце 19 века появилась прекрасная церковь. На сходе жителей села бездетные муж с женой Прохоровы предложили под постройку свой земельный участок с условием, что после смерти их похоронят в церковной ограде. Их воля была выполнена, но, к сожалению, до сегодняшнего дня могилы не сохранились, хотя многие старожилы помнят их. Церковь строили деревянную, без единого гвоздя, на каменном фундаменте. Строительный материал готовили в Мандровских лесах, в Сухарево привозили готовые пластины. Одновременно с постройкой храма рядом строили церковно-приходскую школу (3-классную), дом для священника и дом для дьячка. Внутри стены церкви расписывали иконописцы – пустого места не оставляли, везде были лики святых. Окна были резные, крышу покрыли железом, вознесли кресты. Получилось очень красиво! Открыли Введенский храм в 1897 году. Престол в ней был один – во имя Введения во храм Божией Матери. Священником стал Яков Попов, уроженец села Двулучное, сын священника. Он закончил духовную семинарию, женился на уроженке слободы Уразово Екатерине Кравченко и получил приход. Детей у молодой четы не было и все силы они отдавали церкви. Священник организовал хор, учил петь, сам играл на скрипке. По воскресеньям пел один хор, а по праздникам два (около 30 человек). Отец Яков преподавал в церковно-приходской школе Закон Божий, а его жена обучала детей грамоте.

В приходе было 220 домов, в которых проживало, согласно «Ведомости о церкви» за 1911 год, 743 мужских душ и 692 женских. Прихожанами были крестьяне и только одна мещанская семья. В селе также проживало 236 раскольников и 33 сектанта.

После Октябрьской революции 1917 года церковь закрыли, священника репрессировали. В здании церкви складывали зерно, установили веялку, пыль от которой покрывала стены и своды, расписанные ликами святых.

В годы Великой Отечественной войны, особенно во время оккупации села фашистами многие жители снова обратились к Богу. В Сухарево был старенький священник, отец Михаил, который крестил детей у себя дома. Появился и хор, в котором пели беженцы из Украины – муж, жена и трое детей.

После окончания войны жизнь на селе стала постепенно налаживаться, и в церкви возобновилась служба. Священником был Дрокин Прокофий Григорьевич. В 1980 году пришел новый священник – Маньшин Александр Васильевич. А через год случилось несчастье – ночью или рано утром церковь загорелся. Сухое дерево не успели потушить, и храм сгорел дотла. Почему это произошло, так и не узнали. Ни отец Александр, ни жители Сухарево не могли смириться с потерей. Много раз ездили делегаты от прихожан с прошениями по разным инстанциям… Много порогов пришлось оббить отцу Александру… Но разрешение на строительство нового храма и деньги были получены. А отец Александр дал обет поставить на Михеевой горе (на окраине Сухарево) Крест.

И вот наконец на месте старого храма стали возводить новый – теперь кирпичный. В строительстве принимали участие все жители села, кто чем мог – подвозили стройматериалы, помогали мастерам-строителям, варили им обед. Год постройки между 1986 и 1988, архитектор – Родыгин А. В. адрес – Россия, Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Сухарево. В 1986 году в новом храме началась служба. Сухаревский храм Введения Богородицы очень любим не только жителями села. В дни службы сюда съезжаются верующие не только из окрестных деревень, но и издалека. Рядом с церковью построена небольшая обитель. Сейчас в ней нашли приют матушки. А в 2001 году на праздник Воздвиженья Животворящего Креста был исполнен данный Богу обет. При множестве икон, хоругвей, с чтением Евангелия, акафиста святому великомученику Николаю Второму, кропя святой водой, на Михеевой горе был поставлен Крест. На следующий год была изготовлена святая икона воскресшего Господа Иисуса Христа с большим киотом. И опять был крестный ход, теперь уже 17 июля, в день убийства Царственных мучеников.

Сейчас на Сухаревской (Михеевой) горе, в том месте, где стоит Крест и икона воскресшего Господа Иисуса Христа, заканчивается строительство храмового комплекса «Новый Иерусалим».

Заветной мечтой и неизбывным желанием каждого православного это посетить Святую землю Господню в Иерусалиме. Москва, ставшая в духовном мире Третьим Римом, явила всем в 17-м веке Новый Иерусалим с главным собором – храмом Гроба Господня на холме в излучине Истры. И хотя масштабы его уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, образ Святой земли – в каждом архитектурном строении, в библейских названиях окружающей флоры. По устным преданиям, передававшимся из поколения в поколение, на Михеевой горе, получившей название Голгофа, в стародавние времена в селении Сухарево Валуйского района существовал духовный град Иерусалим. Мало кому известно, что есть на нашей земле-матушке такой комплекс, как Новый Иерусалим села Сухарево Валуйского района Белгородской области.

Местные жители из уст в уста передают легенду о том, что в давние времена здесь действительно существовал Новый Иерусалим. Память об этом в топографических названиях. Есть рядом с селом бугор пророка Михея, или гора Голгофа, есть Масличная (Елеонская) гора, родник Иакова.

«Вот с этого Обетного Креста начиналось строительство Нового Иерусалима, – пояснила монахиня Алексия в обительном граде. Поставили его на Голгофе 13 лет назад. Тогда народ шёл сюда крестным ходом. Основное же строительство началось в 2008 году. Теперь здесь многое напоминает об Иерусалиме. Все строения выполнены из дерева. Есть здесь Гроб Господен с Кувуклией, Камень повития, сень самодержавная. По версии священника Введенского храма Александра Маньшина (позже, после принятия схимы, наречённого Феодором), в древние времена ученики и последователи апостола Андрея Первозванного основали тут селение. Здешние места напомнили им Святую землю, откуда они пришли. Селение назвали Сихем, или Сихарь. (По Новому Завету в этом городе Спаситель беседовал с самарянской женщиной у колодца Иакова). Отсюда якобы и нынешнее название села – Сухарево. «Место здесь удивительное, – произносит матушка Алексия. – На этом холме ощущается необычайная благодать. Люди приходили сюда молиться за много лет до постройки нового храма. Они ощущают лёгкость, их душа наполняется радостью есть святые источники». «Рисунок плиты Гроба Господня вскоре после установки в Кувуклии вдруг изменился. И теперь некоторые из прихожан, глядя на эту плиту, видят на ней тело Спасителя, – сообщила матушка Алексия. – А цветы, которыми украшаем часовню, меняют свой цвет. Недавно белые хризантемы вдруг стали розовыми. Два года назад над храмом Иоанна Предтечи и Кувуклией появилось небесное свечение в виде благословляющей руки». По словам монахини, Камень помазания (повития) сейчас изрезан трещиной, как и тот, что находится в Иерусалиме. Между тем, когда его устанавливали, он был целым. А два года назад на праздник Рождества он начал благоухать и источать миро. Мироточат и некоторые иконы в храме Иоанна Предтечи. А лик иконы Скорбящей Божьей Матери в одной из часовен вдруг поднимает прикрытые глаза на человека, творящего молитву. Трудами иеросхимонаха Феодора, ревнителя благочестия, талантливого иконописца – резчика по дереву, архитектора, которому судил Бог быть храмоздателем, вырос на Святой горе храмовый комплекс, названный обителью Воскресения Христова, – Новый Иерусалим села Сухарево. А начиналось все с постановки на сухаревской Голгофе обетного креста в 2001 году на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Как свидетельствуют очевидцы, в этот день был совершен крестный ход на свою святую гору Голгофу. Читали акафист, поднявшись на гору, страстотерпцу царю Николаю II и Святое Евангелие. Окропляли все святой водой. «Множеством икон, хоругвями и пением освящалась вся Русь», – запечатлел позже отец Феодор в своей исторической записке. Так в день Воздвижения была обретена великая святыня – Державный Крест Христов. «И этот день определил – быть обители Воскресения Христова под куполом неба» (о. Феодор). Уже на следующий год была изготовлена святая икона – часовня Воскресшего Господа Иисуса Христа с киотом. Духовный мир истории и реальности, по-особому, как елей, воспринимая рассказ схимонахини Алексии, с 1994 года нашедшей здесь приют и душевное успокоение. Май 2008 года. Начало строительства обители Воскресения Христова. Среди возведенных из дерева иерусалимских святынь – часовни в честь Святой Марии Магдалины, удостоившейся первой увидеть Иисуса Христа воскресшим, а также жен-мироносиц, Голгофа, камень Помазания, Кувуклия с Гробом Господним. В центре обители – храм Иоанна Предтечи. «Все это строится на пожертвования добрых людей», – говорит монахиня сведущая в вопросах православия. И поведала о произошедшем два года назад необычном явлении: над храмом Иоанна Предтечи и Кувуклией ближе к вечеру появилось небесное свечение в виде благословляющей руки.

И это, пояснила схимонахиня, не единственное явление, подтверждающее святость этого места и богоугодных дел на этой земле. Старинные иконы после реставрации настоятеля обители Воскресения Христова иеросхимонаха Феодора возвращали к истокам, говорили на своем, особом языке о Божьих заповедях, канонах праведной жизни. Из истории известно, что в Подмосковье патриарх Никон задался целью и претворил ее, построив Новоиерусалимский монастырь по прообразу сооружений Святой земли. Сухаревский отец Феодор уподобился Соломону, возведя обитель из чистого дерева. Благословляя на строительство, старец схимитрополит Ювеналий дал наставление «строить, как Соломон, деревянным». В августе 2011 года Господь вознаградил иеросхимонаха Феодора поездкой на Святую землю Иерусалима, где он прошел весь земной путь Спасителя от Вифлеема до Гроба Господня. Во время поездки состоялась необыкновенная встреча о. Феодора со святейшим Патриархом Иерусалимским и Палестинским Феофилом III. Патриарх с огромным вниманием выслушал рассказ о создании в российской глубинке святого града со всеми святынями Иерусалима, ему также был подарен альбом с фотографиями строящейся обители. Батюшка с большим волнением и трепетом готовился к этой поездке, он написал собственноручно икону Матери Божьей «Державная» и, как символ русской земли, вручил ее Феофилу. Патриарх с теплом и отеческой любовью благословил отца Феодора, наградив его серебряной Иерусалимской медалью и Иерусалимским наперсным крестом. Закончив свою речь, он сказал о том, что православный народ Израиля и России молитвенно и духовно должен быть вместе, так как земля Израиля полита кровью Спасителя, а российская – кровью его святых. Батюшке были пожертвованы частицы великих святынь, одной из которых является частица основания креста Голгофы, на которой был распят Иисус Христос. По окончании строительства часовни Голгофы в Новом Иерусалиме села Сухарево частица будет находиться в этой часовне, и каждый посещающий обитель сможет прикоснуться к святыне, свидетельствующей о страданиях Иисуса Христа.

В ходе написания была изучена литература о селе Сухарево. Был собран и систематизирован весь имеющийся материал (краеведческая литература, архивные документы, воспоминания старожилов) по истории возникновения и развития села Сухарево, строительстве и возведении двух храмов Валуйского района. В результате получилась обзорная картина истории воссоздания истории «Храма Введения Богородицы» и «История создания Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ». Данная работа должна помочь приобщиться к изучению истории своей малой Родины. Воспользоваться данным материалом смогут и жители всего Валуйского района и Белгородской области.

Список литературы

  1. В маленьком Иерусалиме отца Александра // Валуйская звезда. – 2006. – 26 августа. – С. 3.
  2. Сопин П. Тайна названия села Сухарева // Звезда. – 2001г.
  3. Список населенных мест Воронежской губернии по сведениям 1859 года. – Санкт-Петербург, 1965.
  4. Ведомость о церкви Введенской Валуйского уезда Воронежской епархии в деревне Сухаревой за 1911 год.
  5. Данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.: Издание центрального статистического комитета Министерства Внутренних дел, под редакцией Н.А. Тройницкого.
  6. Дрокина Т.Ф. Воспоминания. – с. Сухарево, 2006.

Поделиться

149

Жарикова Е. В. История создания Града спасительного Иерусалима Нового в селении Сухарево Сихемъ и Храма Введения Богородицы // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 47-51. URL: https://apni.ru/article/8421-istoriya-sozdaniya-grada-spasitelnogo-ierusal

Другие статьи из раздела «Искусствоведение и культурология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая