Образование в начальной школе – фундамент всего последующего образования.
Учебная деятельность младшего школьника формируется постепенно из предыдущего периода игровой деятельности через приобретение нового опыта. Ребенок обучается не только знаниям, но и способам их применения в жизни.
По определению Б.С. Волкова «Учебная деятельность – ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика.»
Основные характеристики учебной деятельности:
- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
- учебная деятельность ведёт к изменениям в самом ученике;
- происходят изменения психики и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий» [1].
Продуктом учебной деятельности является, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.
Компоненты учебной деятельности (по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову):
- познавательные мотивы.
- учебные задачи (целеполагание).
- учебные действия (планирование).
- контроль и самоконтроль.
- оценка и самооценка [2].
Формирование учебной деятельности – процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Под умениями самоорганизации учебной деятельности понимаются такие, посредством которых ученик самостоятельно согласует процесс решения учебных заданий. Приёмы позволяют компенсировать и корректировать процесс овладения умениями самоорганизации учебной деятельности. В работе над учебной деятельностью школьников нужны специальные диагностические задания, что общая успеваемость не выявляет в должной мере процесс овладения учащимися учебной деятельностью, не ориентирует учителя на индивидуальную помощь, которую необходимо оказать каждому ученику [3].
В концепции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова конечная цель учебной деятельности представляет собой сознательную учебную активность ребенка. Учебная деятельность постепенно превращается в самостоятельную деятельность школьника, где он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность постепенно превращается в самообучение [3].
Учебная деятельность - это активность, направленная на овладение знаниями, умениями и навыками в определенной области знаний. Она представляет собой процесс взаимодействия учащегося с учителем и учебным материалом, который включает в себя участие в учебных занятиях и выполнение самостоятельных работ [4].
Л.В. Сергеева выдвигает условия формирования учебной деятельности:
- Адекватный учебный материал. Разработка учебных материалов должна быть ориентирована на интересы учащихся и на их возрастные особенности. Материал должен быть доступен и понятен, соответствовать уровню сложности учащихся.
- Квалифицированный педагог. Успешная учебная деятельность зависит от квалификации и профессионализма учителя. Он должен уметь грамотно организовать учебный процесс, подбирать методы и формы работы, мотивировать учащихся на обучение.
- Мотивация учащихся. Учащиеся должны осознавать значимость учебного процесса для своего личностного и профессионального развития. Поэтому необходимо создавать мотивационную среду в классе, где учащиеся получат возможность развиваться и реализовывать свои умения и навыки.
- Развитие когнитивных процессов. Учебная деятельность должна стимулировать развитие когнитивных процессов учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Для этого используются различные методы обучения, которые представляются в виде выстраивания групп, обсуждения, дискуссии, деловые игры, лабораторные работы и др.
- Создание благоприятной обстановки для учебной деятельности. Важно, чтобы класс был оборудован современной техникой, были столы и стулья, достаточное количество учебных пособий и методических материалов. Также нужно позаботиться об оптимальном уровне освещенности, отсутствии шума и комфортных температурных условиях. Отсутствие таких условий может препятствовать успешному выполнению учебных задач [5].
Таким образом, формирование учебных действий у младших школьников с дизорфографией создает полноценную основу для преодоления дефекта и успешного освоения школьной программы среди нормально развивающихся сверстников в установленные сроки.
В ходе работы нами было проведено исследование сформированности компонентов учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования выступало изучение состояния компонентов учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией.
В связи с этим мы поставили на этом этапе следующие задачи, которые соответствовали этапам исследования:
- Подобрать и определить диагностический инструментарий изучения компонентов учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией.
- Определить степень выраженности дизорфографии у младших школьников.
- Оценить состояние компонентов учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией.
- Определить взаимосвязь между степенью выраженности дизорфографии и состоянием компонентов учебной деятельности.
Базой нашего исследования являлось Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 10» г. Железногорск.
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся в третьем классе, с заключением ТПМПК: «НЧП, обусловленное ОНР», составившие экспериментальную группу. Общее число участников эксперимента составило 10 человек. У всех этих детей по результатам обследования учителем-логопедом отмечалась дизорфография. Для определения степени выраженности дизорфографии была взята «Методика выявления дизорфографии у младших школьников» О.Б. Иншаковой и А.А. Назаровой [6].
С целью изучения оценки уровня сформированности учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией мы использовали методику О.В. Елецкой, выделив следующие компоненты:
- оценка мотивационного компонента учебной деятельности у обучающихся с дизорфографией;
- изучение сформированности действия оценки у младших школьников с дизорфографией.
Для оценки учебной мотивации мы использовали анкету, предложенную О.В. Елецкой.
При изучении сформированности действий оценки у младших школьников с дизорфографией были использованы таблицы-карты.
В ходе первого этапа нами осуществлялось изучение дизорфографических ошибок у младших школьников с НЧП, обусловленным ОНР, и были получены следующие данные.
По результатам исследования нами было выявлено, что среди обучающихся в третьих классах 10 детей (15,4%) имеют дизорфографию. Группы детей с НЧП, обусловленное ОНР и с разными степенями выраженности дизорфографии представлены на рисунке.
Рис. Распределение степеней выраженности дизорфографии у младших школьников с НЧП, обусловленным ОНР, %
Таким образом, по результатам исследования нами было выявлено, что по 40% учащихся имеют среднюю и тяжелую степени выраженности дизорфографии, 20% учащихся имеют легкую степень выраженности дизорфографии.
На втором этапе исследования мы провели оценку уровня сформированности учебной деятельности у младших школьников с дизорфографией. Сначала оценивали мотивационный компонент учебной деятельности, затем проводили изучение сформированности действия оценки у обучающихся с дизорфографией, после проведения анализа протоколов анкетирования установили уровень сформированности данных компонентов у каждого ребенка со степенью дизорфографии.
При обследовании мотивационного компонента учебной деятельности мы установили, что у 30% младших школьников с дизорфографией отсутствует интерес к предмету «Русский язык», что соответствует очень низкому уровню. У 10% выявили реакцию на новизну, что соответствует низкому уровню, у 20% детей с дизорфографией мотивационный компонент регистрировался как любопытство, что соответствует ниже среднему уровню. У остальных младших школьников выявили ситуативный учебный интерес, что соответствует среднему уровню.
При обследовании оценки деятельности мы установили, что у 40% младших школьников с дизорфографией отсутствует оценка деятельности, что соответствует очень низкому уровню. У 20% выявили неадекватную ретроспективную оценку, что соответствует низкому уровню, у 40% детей с дизорфографией оценка деятельности регистрировалась как адекватная ретроспективная оценка, что соответствует ниже среднему уровню.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
- Среди младших школьников частым нарушением речи является дизорфография. По нашим данным она составила 15,4%.
- У обучающихся дизорфография может быть разной степени выраженности – от легкой до тяжелой.
- Наиболее частыми дизорфографическими ошибками являлись: ошибки на правописание безударной гласной, парного согласного, неправильный перенос слова.
- Было установлено, что степень выраженности дизорфографии, так или иначе, влияет на уровень учебной мотивации у младших школьников с дизорфографией он очень низкий, низкий, ниже среднего. Так же от степени дизорфографии зависит и сформированность действия оценки у младших школьников с дизорфографией, так большинство детей имеют очень низкий, низкий, ниже среднего уровни.