Особенности управления процессными моделями на современных предприятиях

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики управления процессными моделями на современных предприятиях. В работе рассмотрена структура процессной схемы управления организацией и описаны преимущества и недостатки данной модели управления, а также в доступной форме изложены и описаны основные особенности успешного внедрения и применения процессной модели и использования актуальных средств автоматизации в условиях крупной организации.

Аннотация статьи
процессная модель
управление
бизнес-процессы
организация
процессный подход
деятельность
Ключевые слова

Эффективное управление процессными моделями лежит в основе всех современных методологий менеджмента для современных предприятий, грамотное использование которых ведет к неизбежному развитию экономической, технической и технологических сторон корпораций, что, как следствие, приводит к бурной конкурентной борьбе за внимание клиента. Процессный подход является современным подходом к управлению, который зарекомендовал себя как инновационный метод, отличающийся высоким показателем адаптивности, способностью отражать современные стандарты качества и использующий современные информационные и цифровые технологии для автоматизации процессов. Грамотная оптимизация бизнес – процессов и ресурсов предприятия позволит увеличить количество производимой продукции или услуг, снизить производственные расходы, сократить штат работников благодаря оптимизации и автоматизации [1 с. 2143].

В данной статье раскрываются некоторые особенности по управлению процессными моделями на современных предприятиях, рассмотрены основные составляющие процессного подхода, обозначены основные преимущества и недостатки использования и внедрения процессных моделей в современных реалиях.

Процессный подход к управлению (рис. 1) рассматривается как безостановочные взаимосвязанные действия по выполнению функций управления, а также применяется для оценки критериев эффективности уже используемой на предприятии операционной деятельности и выявления резервов для ее реорганизации и совершенствования. Другими словами, процессный подход представляет собой разделение деятельности предприятия на взаимосвязанные ступени производства, итоги функционирования которых непрерывно контролируются. Процессный подход инкорпорирует непосредственное наблюдение и регулирование процессами и взаимосвязями между ними в направлении достижения поставленных целей и задач, сформулированных в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия.

Применение процессного подхода позволяет:

  • понимать и постоянно выполнять требования;
  • рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
  • достигать результативного функционирования процессов;
  • улучшать процессы на основе оценивания данных и информации [2].

Рис. 1. Процессный подход к управлению

Одним из самых мощных инструментов в области руководства современными предприятиями, порождающим множество обсуждений и споров по поводу его верного и грамотного использования является организация управления процессными моделями. Грамотное управление процессными моделями требует тщательной подготовки и вложения множества усилий по его эффективной интеграции как в производственную систему предприятия, так и в корпоративную культуру сотрудников и участников бизнес-процессов. Требуется непрерывное повышение квалификации каждого участника производства, наделение его индивидуальной ответственностью и возможностью мгновенной коммуникации при возникновении трудностей и проблем. Описание бизнес-процессов – это трудоемкая задача, требующая привлечения группы специалистов, специализирующихся на внедрении процессных моделей. Трудоемкий контроль является одной из основных особенностей управления процессными моделями в силу их сложности и, как следствие, наличие большого числа коммуникационных связей между владельцев процесса и исполнителями. Следует заметить, что внедрение процессного подхода по частям не приведет к более комфортной его интеграции, а приведет к конфликту между владельцем процесса и исполнителями из-за размытости зон ответственности, так как могут возникнуть ситуации, когда исполнитель одновременно либо с небольшим промежутком времени выполняет задачу как от владельца процесса, так и от непосредственного руководителя. В крупных корпорациях наличие большого количества коммуникационных связей является аксиомой, и поэтому эти связи необходимо вложить в постоянно повторяющиеся процессы и повторять операции с как можно меньшим количеством изменений для поддержания инструкций в актуальном состоянии увеличивая эффективность организации придерживаясь тактики стабильности. Процессная система (рис. 2) находится под непрерывным контролем руководства.

Рис. 2. Процессная схема управления

Управление структурами организации осуществляется по «входу» и «выходу». Основными постулатами управления процессными моделями нужно выделить увеличение производительности и прозрачности путем делегирования обязанностей и наделения ответственностью исполнителей процесса [3 с. 128].

Введение электронного документооборота и фиксации каждого действия относится к важным аспектам управления процессными моделями. Каждому процессу необходимо присвоить подробную инструкцию, исключающую появление иносказания или двойного толкования. Инструкция позволит внести ясность каждому участнику процесса о цели и миссии деятельности организации [4 с. 158].

Использование программных продуктов BPM и BPMS повысит производительность труда путем автоматизации процессов. Работы по выполнению операций, требующих ручного труда, объединению смежных операций в единое целое для сокращения времени производства и увеличению точности выполнения задач не будут подвергнуты рискам человеческих факторов. Автоматизированная система мониторинга позволит непрерывно контролировать, анализировать и выявлять проблемные этапы производства и решать задачи по оптимизации на этапе их зарождения [5 с. 408].

Знание особенностей управления процессными моделями сократит время внедрения процессного подхода и предоставит возможность эффективно руководить предприятием постоянно увеличивая производительность труда и повышая качество продукта или услуги.

Текст статьи
  1. Наугольнова И.А. Процессный подход к управлению: эволюция, современные вызовы, инновации // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 6. – С. 2143-2164.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2015. 1 октября. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 07.11.2023).
  3. Милаевская С.С. Преимущества внедрения процессного подхода к управлению предприятиями // Состояние и перспективы модернизации экономики России. - Ставрополь: АГРУС, 2010. - С. 128-130.
  4. Кузнецов М.С., Кузнецов Б.Л. Синергетическое управление реинжинирингом бизнес-процессов // Экономические стратегии. 2014 г.
  5. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - изд. 4-е. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. - 408 с.
Список литературы