Главная
Конференции
Новые горизонты науки: стратегии и направления развития
Особенности управления процессными моделями на современных предприятиях

Особенности управления процессными моделями на современных предприятиях

Научный руководитель

Пластинина Виолетта Геннадьевна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

процессная модель
процессный подход
организация
бизнес-процессы
управление
деятельность

Аннотация статьи

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей и проблематики управления процессными моделями на современных предприятиях. В работе рассмотрена структура процессной схемы управления организацией и описаны преимущества и недостатки данной модели управления, а также в доступной форме изложены и описаны основные особенности успешного внедрения и применения процессной модели и использования актуальных средств автоматизации в условиях крупной организации.

Текст статьи

Эффективное управление процессными моделями лежит в основе всех современных методологий менеджмента для современных предприятий, грамотное использование которых ведет к неизбежному развитию экономической, технической и технологических сторон корпораций, что, как следствие, приводит к бурной конкурентной борьбе за внимание клиента. Процессный подход является современным подходом к управлению, который зарекомендовал себя как инновационный метод, отличающийся высоким показателем адаптивности, способностью отражать современные стандарты качества и использующий современные информационные и цифровые технологии для автоматизации процессов. Грамотная оптимизация бизнес – процессов и ресурсов предприятия позволит увеличить количество производимой продукции или услуг, снизить производственные расходы, сократить штат работников благодаря оптимизации и автоматизации [1 с. 2143].

В данной статье раскрываются некоторые особенности по управлению процессными моделями на современных предприятиях, рассмотрены основные составляющие процессного подхода, обозначены основные преимущества и недостатки использования и внедрения процессных моделей в современных реалиях.

Процессный подход к управлению (рис. 1) рассматривается как безостановочные взаимосвязанные действия по выполнению функций управления, а также применяется для оценки критериев эффективности уже используемой на предприятии операционной деятельности и выявления резервов для ее реорганизации и совершенствования. Другими словами, процессный подход представляет собой разделение деятельности предприятия на взаимосвязанные ступени производства, итоги функционирования которых непрерывно контролируются. Процессный подход инкорпорирует непосредственное наблюдение и регулирование процессами и взаимосвязями между ними в направлении достижения поставленных целей и задач, сформулированных в соответствии с выбранной стратегией развития предприятия.

Применение процессного подхода позволяет:

  • понимать и постоянно выполнять требования;
  • рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
  • достигать результативного функционирования процессов;
  • улучшать процессы на основе оценивания данных и информации [2].

Рис. 1. Процессный подход к управлению

Одним из самых мощных инструментов в области руководства современными предприятиями, порождающим множество обсуждений и споров по поводу его верного и грамотного использования является организация управления процессными моделями. Грамотное управление процессными моделями требует тщательной подготовки и вложения множества усилий по его эффективной интеграции как в производственную систему предприятия, так и в корпоративную культуру сотрудников и участников бизнес-процессов. Требуется непрерывное повышение квалификации каждого участника производства, наделение его индивидуальной ответственностью и возможностью мгновенной коммуникации при возникновении трудностей и проблем. Описание бизнес-процессов – это трудоемкая задача, требующая привлечения группы специалистов, специализирующихся на внедрении процессных моделей. Трудоемкий контроль является одной из основных особенностей управления процессными моделями в силу их сложности и, как следствие, наличие большого числа коммуникационных связей между владельцев процесса и исполнителями. Следует заметить, что внедрение процессного подхода по частям не приведет к более комфортной его интеграции, а приведет к конфликту между владельцем процесса и исполнителями из-за размытости зон ответственности, так как могут возникнуть ситуации, когда исполнитель одновременно либо с небольшим промежутком времени выполняет задачу как от владельца процесса, так и от непосредственного руководителя. В крупных корпорациях наличие большого количества коммуникационных связей является аксиомой, и поэтому эти связи необходимо вложить в постоянно повторяющиеся процессы и повторять операции с как можно меньшим количеством изменений для поддержания инструкций в актуальном состоянии увеличивая эффективность организации придерживаясь тактики стабильности. Процессная система (рис. 2) находится под непрерывным контролем руководства.

Рис. 2. Процессная схема управления

Управление структурами организации осуществляется по «входу» и «выходу». Основными постулатами управления процессными моделями нужно выделить увеличение производительности и прозрачности путем делегирования обязанностей и наделения ответственностью исполнителей процесса [3 с. 128].

Введение электронного документооборота и фиксации каждого действия относится к важным аспектам управления процессными моделями. Каждому процессу необходимо присвоить подробную инструкцию, исключающую появление иносказания или двойного толкования. Инструкция позволит внести ясность каждому участнику процесса о цели и миссии деятельности организации [4 с. 158].

Использование программных продуктов BPM и BPMS повысит производительность труда путем автоматизации процессов. Работы по выполнению операций, требующих ручного труда, объединению смежных операций в единое целое для сокращения времени производства и увеличению точности выполнения задач не будут подвергнуты рискам человеческих факторов. Автоматизированная система мониторинга позволит непрерывно контролировать, анализировать и выявлять проблемные этапы производства и решать задачи по оптимизации на этапе их зарождения [5 с. 408].

Знание особенностей управления процессными моделями сократит время внедрения процессного подхода и предоставит возможность эффективно руководить предприятием постоянно увеличивая производительность труда и повышая качество продукта или услуги.

Список литературы

  1. Наугольнова И.А. Процессный подход к управлению: эволюция, современные вызовы, инновации // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 6. – С. 2143-2164.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 2015. 1 октября. [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 (дата обращения: 07.11.2023).
  3. Милаевская С.С. Преимущества внедрения процессного подхода к управлению предприятиями // Состояние и перспективы модернизации экономики России. - Ставрополь: АГРУС, 2010. - С. 128-130.
  4. Кузнецов М.С., Кузнецов Б.Л. Синергетическое управление реинжинирингом бизнес-процессов // Экономические стратегии. 2014 г.
  5. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - изд. 4-е. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. - 408 с.

Поделиться

333

Фурман Ю. А. Особенности управления процессными моделями на современных предприятиях // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/8425-osobennosti-upravleniya-protsessnimi-modelyam

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа