Правоохранительные органы на сегодняшний день располагают множеством возможностей получения доказательственной информации по уголовным делам. Одним из источников получения доказательств в уголовном деле являются результаты оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД). Оперативные подразделения ОВД в рамках реализации оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту – ОРМ) могут получить результаты, которые при надлежащем процессуальном оформлении и законности их получения, могут выступать в качестве доказательственной базы в рамках уголовных дел.
Регулирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется на основе Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], положения которого также регулируют проведение оперативно-розыскных мероприятий. Использование в процессе доказывания результатов ОРД осуществляется в соответствии с УПК РФ.
Вопрос о соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам относится к числу основных в теории уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на многочисленные, проводимые исследования, затронутые в научном сообществе вопросы не утрачивает своей актуальности.
При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании уголовных дел необходимо учитывать их законность и достоверность. Доказательства, полученные незаконным путем, не признаются судом. Также необходимо учитывать право граждан на защиту от незаконных действий правоохранительных органов, включая неправомерное собирание и использование информации.
Доказательства, собранные путем ОРД для признания их таковыми, должны отвечать следующим критериям, которые предъявляются к доказательствам в целом: отражать информацию, которая имеет значения для того, чтобы установить перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках уголовного дела; указать проводимое ОРМ, в ходе которого информация была получена; сведения, на основе которых имеется возможность осуществить проверку полученных данных с доказательствами в условиях уголовного судопроизводства.
Особая роль в механизме использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам отводится ведомственным нормативным правовым актам, одним из которых является Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
Пункт первый данного документа содержит следующие сведения: результаты ОРД представляются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, дознавателю, органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении ОРМ по уголовным делам, находящимся в их производстве, исполнения требования суда [судьи] о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве [3].
Немаловажной проблемой является истребование и представление предметов и документов, полученных в результате ОРД. Согласно российскому законодательству, органы дознания, следствия или суда, наделены правом истребования и приобщения предметов и документов, которые имеют значение для доказывания в рамках конкретного уголовного дела. Наряду с этим, орган, в компетенцию которого входит реализация ОРД, имеет право направлять такого рода документы и предметы вышеотмеченным органам для принятия решения ими о возбуждении уголовного дела на основе представленных сведений, либо приобщить их к уже возбужденному ранее [5].
В конечном итоге, результаты ОРД, которые представляются органу дознания, следователю или в суд, имеют возможность быть признанными в виде повода и основания для возбуждения уголовного дела, помимо этого, они могут быть использованы в виде доказательств в рамках уголовного процесса при расследовании уголовного дела.
Вся совокупность полученных результатов ОР оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД. Составляется данный рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ, составляет его должностное лицо органа, в компетенцию которого входит осуществление ОРД. Рапорт содержит всю совокупность выявленных обстоятельств совершенного деяния, также отражается источник получения данных сведений.
Представление результатов ОРД можно представить в виде алгоритмизированного процесса, состоящего из следующих этапов:
- получение документов и предметов по итогам ОРД;
- при наличии секретных данных, которые составляют государственную тайну, в полученных в результате ОРМ документах или предметах, рассмотрение вопроса о необходимости их рассекречивания;
- предоставление их органу следствия или дознания для возбуждения уголовного дела или приобщения их к доказательствам по уже возбужденному делу;
- истребование органом следствия, дознания или суда документов или предметов, полученных по итогам реализации ОРД, для приобщения их к доказательственной базе;
- должное оформление полученной информации в виде рапорта и фактическая передача документов органам следствия, дознания или суду;
- формирование постановления о представлении результатов ОРД в соответствии с установленными требованиями.
Органы следствия или дознания уполномочены к проверке предоставляемых результатов ОРД на предмет соответствия всех требований, который установлены в отношении доказательств.
Статья 84 УПК РФ оперирует термином «иные документы», то есть перечень документов, которые могут использоваться в уголовном процессе в виде доказательств. Вводя данную дефиницию в нормы УПК РФ, законодатель фактически оставил перечень данных документов открытым. Возникает такая ситуация, при которой любая информация, полученная в ходе реализации ОРД и оформленная соответствующим образом, может быть отнесена к доказательственной базе [4].
Отсутствие согласованности между нормами уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в части доказательств и оперативно-розыскного о результатах оперативно-розыскной деятельности обуславливает появление проблем в правоприменении.
Допустимость результатов ОРД для использования в процессе доказывания предполагает подтверждение наличия законных оснований и соблюдения условий проведения ОРМ, в результате которых они получены, а также процедуры их ввода в уголовный процесс. Относимость и достоверность проверяются посредством производства следственных и судебных действий.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует правовой механизм использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в ходе расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде, что обуславливает появление различных интерпретаций в толковании действующих нормативных правовых актов, что приводит к отсутствию единообразия в судебной практике, а также возникновению проблем в следственной, особенности в плоскости законности их получения, предоставления и порядку предоставления.