В настоящее время проблематика использования результатов оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД) в доказывании по уголовным делам стоит достаточно остро, что обусловлено, во-первых, отсутствием согласованности уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства; во-вторых, необходимостью соблюдения принципов законности, прав и свобод человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения результатов ОРД [4].
Проблемы и направления совершенствования использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в доказывании по уголовным делам могут включать следующие аспекты:
- Качество собранных доказательств: одной из основных проблем является недостаточное качество собранных результатов ОРД. Это может быть связано с несоответствием проведенных оперативных мероприятий требованиям закона, ошибками или недостаточными навыками сотрудников оперативного аппарата. Для совершенствования качества доказательств необходимо обеспечить профессиональную подготовку сотрудников ОРД, а также усовершенствовать механизмы контроля за ОРД.
- Соблюдение прав человека при сборе, обработке и использовании результатов ОРД. Сведения, полученные с нарушением прав, не могут использоваться в качестве доказательств и должны быть не приняты органами следствия, дознания или судом. Для совершенствования соблюдения прав человека необходимо укреплять процедуры контроля соблюдения прав в рамках оперативной деятельности и проводить обучение сотрудников ОРД в этой области, а также осуществления должного прокурорского надзора в сфере их соблюдения [5].
- Учет новых технологий: современные технологии, такие как интернет и социальные сети, значительно изменили способы совершения преступлений и сбора доказательств. Для совершенствования использования результатов ОРД необходимо разрабатывать и внедрять новые методы и приемы сбора и анализа информации с использованием современных технологий. Однако законодатель по сей день идет по довольно консервативному пути развития законодательства в данной сфере: в век цифрового прорыва только в 2016 году было введено новое ОРМ «Получение компьютерной информации».
- Система хранения и обмена информацией: для эффективного использования результатов ОРД необходима надежная система хранения и обмена информацией между участниками уголовного процесса. Это позволит сократить время на подготовку материалов дела и обеспечить доступность доказательств для всех участников процесса.
- Сотрудничество между ведомствами: в ходе оперативно-розыскных мероприятий часто требуется сотрудничество между различными ведомствами и специалистами, особенно между органами, осуществляющими ОРД и следственными. Для улучшения сотрудничества необходимо развивать межведомственное взаимодействие, совершенствовать процедуры обмена информацией и проводить совместные тренинги и учения.
В целом, совершенствование использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам требует системного подхода, включающего подготовку и обучение сотрудников ОРД, соблюдение прав человека, использование новых технологий, разработку системы хранения и обмена информацией, а также развитие сотрудничества между ведомствами [3].
Назревает серьезная необходимость изменения норм как уголовно-процессуального, так и оперативно-розыскного законодательства, поиск путей их успешной интеграции с учетом наличия их неразрывной взаимосвязи. Так, целесообразно внесение следующих изменений в УПК РФ, а именно, изменить положения нормы ч. 2 ст.76 УПК РФ [1]. В частности, предлагается заменить слова «иные документы» на фразу «и другими документами, предметами, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности».
В настоящий момент УПК РФ не содержит конкретных предписаний в отношении порядка использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. Отсутствие четкой позиции у законодателя неизбежно создает ряд трудностей в процессе правоприменения. Необходимо усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство для обеспечения рационального использовать сил и средств оперативно-розыскной деятельности. С этой целью следует предусмотреть в УПК РФ нормы, которые регулировали бы порядок использования результатов ОРД в доказывании, а именно:
- закрепляли право оперативно-розыскных органов предоставлять результаты ОРД (на данный момент о наличии такого права приходится судить исходя из норм ФЗ «Об ОРД», однако данный нормативный акт не регулирует общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства);
- устанавливали обязанность органов предварительного расследования рассмотреть предоставленные оперативные материалы и принять по ним соответствующее процессуальное решение;
- четко определяли соотношения результатов ОРД и доказательств;
- определяли механизм использования в доказательственной деятельности сведений, полученных оперативно-розыскным путем.
С целью обеспечения прав лиц, вовлекаемых в сферу уголовного процесса, использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве по уголовным делам должно осуществляться с учетом следующих положений:
- использование результатов ОРД в доказывании не должно приводить к сращиванию оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, подмене уголовно-процессуальных средств и способов раскрытия преступлений оперативно-розыскными способами и методами;
- реализация в уголовно-процессуальном доказывании оперативной информации должна осуществляться в рамках действующего правового регулирования доказательственной деятельности, с учетом положений теории доказывания;
- использование результатов ОРД для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ возможно только в опосредованной форме, т.е. после установления первоисточника оперативной информации, и извлечения ее из этого источника в порядке, установленном УПК РФ;
- использование органами предварительного расследования оперативной информации в доказывании по уголовным делам должно осуществляться с учетом положений Конституции РФ и УПК РФ, в соответствии с которыми, приоритетом в уголовном судопроизводстве должна являться защита прав и свобод человека;
- разработка и принятие единого кодифицированного нормативного правового акта высшей юридической силы − уголовно-розыскного кодекса Российской Федерации (вариант − оперативно-розыскного);
- законодательная формулировка оперативно-розыскных мероприятий и их законодательное закрепление;
- целесообразно расширение перечня оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых допускается (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Такие мероприятия как «засада» или «захват» используются в практике оперативных подразделений ОВД, но при этом, не отражены в нормах закона «Об ОРД» в качестве ОРМ.