Автор(-ы):
Шкуров Алексей Юрьевич
9 февраля 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрена роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в модели государственно-общественного управления образовательной организацией. Представлены этапы развития гражданско-патриотического воспитания в разрезе общей идеологии каждого периода. Рассмотрены приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания в системе государственно-общественного управления. Предложены рекомендации для дальнейшего развития и формирования гражданско-патриотического воспитания в системе государственно-общественного управления образовательной организации.
Текст статьи
С 2000-х гг. в России наблюдается планомерный рост внимания государства и общества к вопросам формирования патриотизма и развития патриотической культуры в системе общего образования. Принятие профильных государственных программ позволило в значительной мере компенсировать возникшие на заре новой российской государственности в системе образования антипатриотические настроения и изменить отношение всех участников образовательных отношений к самому понятию патриотизма, получившему в 90-ее гг. XX в. негативную эмоциональную окраску. На сегодняшний день патриотическое воспитание в модели государственно-общественного управления (далее – ГОУ) образовательными организациями выступает приоритетной областью системы управления школой и осознанной потребностью участников образовательных отношений в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов.
Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны [1].
Государственно-общественный характер управления школьным образованием – право обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников активно участвовать в управлении образовательной организации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и представлено компонентами модели в исследованиях многих ученых [2]. В современной образовательной среде, представленной моделями ГОУ образовательных организаций, реализуются целый ряд федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование», таких как «Социальная активность», «Молодежь России», «Социальные лифты для каждого». При этом, основным стратегическим документом в области патриотического воспитания является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Создание отдельного федерального проекта по патриотическому воспитанию свидетельствует о признании значимости патриотической работы.
Теоретический и практический опыт развития гражданско-патриотического воспитания в нашей стране отличается многообразием форм, сложностью идеологических наслоений, сменой социокультурных ориентиров. Ретроспективный анализ развития форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования детско-молодёжной среды можно представить, как череду взаимосвязанных этапов, отражающих идеологию каждого периода:
Согласно данным исследований, проведенных Всероссийским центром исследований общественного мнения по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», среди молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет доля патриотов составляет 77%. Вместе с тем, безусловными патриотами считают себя 27% участников опроса, а 13% не относят себя к патриотам. Несколько выше доля патриотов среди людей в возрасте 29–31 лет и 32–35 лет (по 82% соответственно). А ниже – среди младших возрастных групп: 70% опрошенных в аудитории 14–16 лет и 72% – в аудитории 17–19 лет. Примечательно, что около трети молодых россиян (30%) признали, что не проявляют открыто патриотические чувства, т. е. не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической символикой и т. п. Кроме того, среди молодежи довольно высока доля тех, кто предпочел бы уехать из страны, имея такую возможность – 27% (35% для молодых людей в возрасте 14–16 лет). Статистика показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России [3].
В последние годы сфера гражданско-патриотического воспитания отмечена позитивными сдвигами в системе общего образования, как компонент модели ГОУ образовательной организации. Образовательным организациям возвращены задачи по воспитанию обучающихся. Участники образовательных отношений системы ГОУ, как коллегиального органа, совместно разрабатывают и принимают воспитательную программу образовательной организации в соответствии с примерной воспитательной программой. Внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исключающие из российского законодательства понятие «образовательная услуга». Исключение термина «образовательная услуга» из закона снимает неоднозначное толкование и ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами, вернет в массы понимание высокой гуманистической миссии педагогического труда.
Для российских школьников появляются огромные возможности реализации своих проектных решений в области гражданско-патриотического воспитания на платформах Всероссийского конкурса «Большая перемена», участия в общероссийском общественно-государственном сообществе «Движение первых» и Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «ЮНАРМИЯ». Все указанные формы способствуют непрерывному сопровождению молодых людей в период детства, юношества и содействуют воспитанию патриотизма в молодежной среде.
Приоритетными направлениями гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в системе ГОУ могут быть:
Методологической основой гражданско-патриотического воспитания являются системный, функциональный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный и событийный подходы.
В совокупности обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическая нестабильность, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы гражданско-патриотического воспитания.
На наш взгляд, сфера патриотического воспитания нуждается в формировании единой, системной и современной методической базы. В настоящий момент отсутствует проверенный информационный ресурс, который содержал бы апробированные и одобренные методические материалы по патриотическому воспитанию. Существующие методические продукты разрознены и построены, зачастую, на устаревших методиках, не учитывающих современных особенностей и условий быстро меняющейся информационной среды. Отсутствие в прямом доступе качественных воспитательных технологий приводит к тому, что в гражданско-патриотическом воспитании встречаются малоэффективные формы работы с участниками образовательных отношений. Решение указанных проблемных вопросов – задача на ближайшее время всем участникам, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием.
Список литературы
Поделиться
Шкуров А. Ю. Роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в системе государственно-общественного управления школой // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 44-47. URL: https://apni.ru/article/8436-rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya