Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений ...

Роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в системе государственно-общественного управления школой

Автор(-ы):

Шкуров Алексей Юрьевич

9 февраля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

гражданско-патриотическое воспитание
образовательная организация
государственно-общественное управление школой
участники образовательных отношений
воспитание

Аннотация статьи

В статье рассмотрена роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в модели государственно-общественного управления образовательной организацией. Представлены этапы развития гражданско-патриотического воспитания в разрезе общей идеологии каждого периода. Рассмотрены приоритетные направления гражданско-патриотического воспитания в системе государственно-общественного управления. Предложены рекомендации для дальнейшего развития и формирования гражданско-патриотического воспитания в системе государственно-общественного управления образовательной организации.

Текст статьи

С 2000-х гг. в России наблюдается планомерный рост внимания государства и общества к вопросам формирования патриотизма и развития патриотической культуры в системе общего образования. Принятие профильных государственных программ позволило в значительной мере компенсировать возникшие на заре новой российской государственности в системе образования антипатриотические настроения и изменить отношение всех участников образовательных отношений к самому понятию патриотизма, получившему в 90-ее гг. XX в. негативную эмоциональную окраску. На сегодняшний день патриотическое воспитание в модели государственно-общественного управления (далее – ГОУ) образовательными организациями выступает приоритетной областью системы управления школой и осознанной потребностью участников образовательных отношений в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов.

Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны [1].

Государственно-общественный характер управления школьным образованием – право обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников активно участвовать в управлении образовательной организации и закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и представлено компонентами модели в исследованиях многих ученых [2]. В современной образовательной среде, представленной моделями ГОУ образовательных организаций, реализуются целый ряд федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование», таких как «Социальная активность», «Молодежь России», «Социальные лифты для каждого». При этом, основным стратегическим документом в области патриотического воспитания является федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Создание отдельного федерального проекта по патриотическому воспитанию свидетельствует о признании значимости патриотической работы.

Теоретический и практический опыт развития гражданско-патриотического воспитания в нашей стране отличается многообразием форм, сложностью идеологических наслоений, сменой социокультурных ориентиров. Ретроспективный анализ развития форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования детско-молодёжной среды можно представить, как череду взаимосвязанных этапов, отражающих идеологию каждого периода:

  • 1907–1919 годы – создание скаутских организаций (например: «Юные моряки», «Юные сапёры», «Юные разведчики» и др.);
  • 1918 год – создание Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ);
  • 1922 год – создание пионерской организации;
  • 40-е гг. XX века – создание движения юных волонтеров – тимуровцев (движение пионеров и школьников было организовано после выхода в свет повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда»);
  • 50–60-е гг. XX века – разработка идей коллективной творческой деятельности (КТД), педагогики сотрудничества;
  • 90-е гг. XX века – создание многообразных вариативных детских организаций;
  • 2015 год – создание Российского движения школьников;
  • 14 июля 2022 года – создание «Движение Первых» – общероссийского общественно-государственного движения молодёжи.

Согласно данным исследований, проведенных Всероссийским центром исследований общественного мнения по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», среди молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет доля патриотов составляет 77%. Вместе с тем, безусловными патриотами считают себя 27% участников опроса, а 13% не относят себя к патриотам. Несколько выше доля патриотов среди людей в возрасте 29–31 лет и 32–35 лет (по 82% соответственно). А ниже – среди младших возрастных групп: 70% опрошенных в аудитории 14–16 лет и 72% – в аудитории 17–19 лет. Примечательно, что около трети молодых россиян (30%) признали, что не проявляют открыто патриотические чувства, т. е. не поют гимн Российской Федерации, не защищают государство в спорах и дискуссиях, не носят одежду с патриотической символикой и т. п. Кроме того, среди молодежи довольно высока доля тех, кто предпочел бы уехать из страны, имея такую возможность – 27% (35% для молодых людей в возрасте 14–16 лет). Статистика показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России [3].

В последние годы сфера гражданско-патриотического воспитания отмечена позитивными сдвигами в системе общего образования, как компонент модели ГОУ образовательной организации. Образовательным организациям возвращены задачи по воспитанию обучающихся. Участники образовательных отношений системы ГОУ, как коллегиального органа, совместно разрабатывают и принимают воспитательную программу образовательной организации в соответствии с примерной воспитательной программой. Внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исключающие из российского законодательства понятие «образовательная услуга». Исключение термина «образовательная услуга» из закона снимает неоднозначное толкование и ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами, вернет в массы понимание высокой гуманистической миссии педагогического труда.

Для российских школьников появляются огромные возможности реализации своих проектных решений в области гражданско-патриотического воспитания на платформах Всероссийского конкурса «Большая перемена», участия в общероссийском общественно-государственном сообществе «Движение первых» и Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «ЮНАРМИЯ». Все указанные формы способствуют непрерывному сопровождению молодых людей в период детства, юношества и содействуют воспитанию патриотизма в молодежной среде.

Приоритетными направлениями гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в системе ГОУ могут быть:

  1. Формирование гражданско-патриотического сознания. Данное направление реализуется через организацию мероприятий по общественно-политической проблематике; организацию торжественных мероприятий, посвященных государственным и национальным праздникам; встречи с представителями власти, правоохранительных органов, ветеранами; организацию патриотических акций, как, «Георгиевская ленточка», «Вахта Памяти», конкурсы и олимпиады на знание истории России, конкурсы патриотической песни и др. и направлено на формирование у участников образовательных отношений социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания в духе уважения к основному закону – Конституции Российской Федерации, нормам общественной и коллективной жизни.
  2. Пропаганда и популяризация государственных символов Российской Федерации. Данное направление решает задачи воспитания у участников образовательных отношений чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов и других исторических святынь. Реализуется через организацию уголков государственной символики в образовательных организациях, организацию и проведение патриотических акций «Это – мой Герб!», «Это – мой Флаг!», «Это – мой Гимн!», конкурсы и олимпиады на знание государственной символики Российской Федерации.
  3. Формирование поликультурного сознания. Данное направление гражданско-патриотического воспитания у участников образовательных отношений решает задачи формирования интернационального сознания, развития дружеских отношений между народами, проживающими в России, на основе разъяснения государственной языковой и этнополитики. Реализуется через привлечение всех участников образовательных отношений к участию в научно-практических конференциях по поликультурной проблематике; организацию и проведение конкурсов, посвященных Дню языков народов России, фестивалей национальных культур.
  4. Военно-патриотическое воспитание. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования позитивного отношения к воинской службе и повышения ее престижа. Реализуется через: организацию встреч участников образовательных отношений с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий, тружениками тыла, посещение воинских частей, встречи с личными составами воинских частей, организацию совместных военно-патриотических акций и месячников оборонно-массовой работы, организацию конкурсов патриотической песни с участием обучающихся и военнослужащих, организацию военно-спортивных соревнований и игр.
  5. Пропаганда и популяризация русского языка, развитие грамотности. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи обеспечения условий для развития грамотности обучающихся. Реализуется через организацию конкурсов на знание русского языка среди обучающихся, вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу и участие в научно-практических конференциях по языковой проблематике, организацию и проведение театрализованных праздников, конкурсов.

Методологической основой гражданско-патриотического воспитания являются системный, функциональный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный и событийный подходы.

В совокупности обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическая нестабильность, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы гражданско-патриотического воспитания.

На наш взгляд, сфера патриотического воспитания нуждается в формировании единой, системной и современной методической базы. В настоящий момент отсутствует проверенный информационный ресурс, который содержал бы апробированные и одобренные методические материалы по патриотическому воспитанию. Существующие методические продукты разрознены и построены, зачастую, на устаревших методиках, не учитывающих современных особенностей и условий быстро меняющейся информационной среды. Отсутствие в прямом доступе качественных воспитательных технологий приводит к тому, что в гражданско-патриотическом воспитании встречаются малоэффективные формы работы с участниками образовательных отношений. Решение указанных проблемных вопросов – задача на ближайшее время всем участникам, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием.

Список литературы

  1. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации URL: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/metodicheskie_rekomendacii_osnovy_patr._vospitaniya.pdf (дата обращения: 04.11.2023).
  2. Шкуров А.Ю. Организационно-педагогические условия эффективности государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением / А.Ю. Шкуров. – Текст: непосредственный // дис. канд. пед. наук. – 2014. – 202 с.
  3. К. Абрамов. Отношение граждан к патриотизму // Официальный сайт Всероссийского центра исследований общественного мнения URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-04-28_Patriotizm_Abramov_K.V.pdf (дата обращения 04.11.2023).

Поделиться

441

Шкуров А. Ю. Роль гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений в системе государственно-общественного управления школой // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 44-47. URL: https://apni.ru/article/8436-rol-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля