Автор(-ы):
Сердюкова Алла Викторовна
9 февраля 2024
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Современный мир предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования. Возникла необходимость в обучение дошкольников с использованием современных информационных технологий: компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д. С 2018 г. в рамках научных конференций стали обсуждаться вопросы и проблемы, связанные с реализацией подходов цифровой трансформации ДО.
Кроме того, произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование теперь превращается в динамично меняющийся вид человеческой деятельности. Развиваются такие формы образования как видеоуроки; онлайн-конференции, вебинары, дистанционные занятия с преподавателем в режиме видеоконференции и др. Все это стало необходимым условием внедрения цифровизации в дошкольном образовании.
Что такое цифровизация? Если кратко охарактеризовать это понятие, то цифровизация – это процесс преобразования информации в цифровой формат, применение цифровых образовательных ресурсов в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Цифровизация – один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др.
Составляющие реализации цифровизации дошкольного образования:
Современные образовательные технологии включают в себя информационные и коммуникационные технологии. В требованиях ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3.3.4. указано, что «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) [4].
Каковы основные направления развития ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под информационными технологиями понимается использование компьютера, планшета, Интернета, телевидения, видео, DVD, CD, мультимедиа. Информатизация общества подталкивает воспитателей к саморазвитию, к повышению профессионального уровня, к умению помочь ребенку в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без обновления и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как: анимация, единые образовательные платформы, ресурсы в Интернете, онлайн-курсы, цифровые учебники, вебинары и др.
Требования к компьютерным программам дошкольного образования: исследовательский характер; удобство для самостоятельной работы детей; соответствие возрасту; занимательный характер.
По сравнению с традиционными формами дошкольного образования компьютер обладает рядом преимуществ:
В своей работе мы используем игры по знакомству с буквами, цифрами, животными, птицами; игры для развития словарного запаса и грамматики, связной речи и т. д. В основном это обучающие и развивающие игры, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Часто компьютерные игры используем в индивидуальной работе с дошкольниками, что способствует развитию мышления воображения, повышению творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста на занятиях по алгоритмике учатся выдвигать предположения и проверяют их с помощью мыши, по очереди, или в соответствии с правилами, принятыми в игре. Компьютер и проектор используются для показа тематических презентаций на детских праздниках, на занятиях, в ходе проектной деятельности; а также на конференциях и семинарах для воспитателей. Часто на занятиях при изучении сложного материала используем презентации. Это облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, поскольку сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые дольше всего удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяет добиться гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и вспомнил».
Ошибки в использовании информационно-коммуникационных технологий: недостаточная методическая подготовка педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в группе; незапланированное, случайное использование ИКТ; перегрузка демонстрационного занятия; недостаточное оснащение техническими средствами.
За последнее время в детском саду были разработаны и созданы: картотеки детских обучающих мультфильмов и мультимедийных детских рисунков, презентаций, буклетов для работы с детьми и родителями; подборки черно-белых макетов раскрасок на различные темы и дополнительного учебного материала для занятий; видеоролики с использованием фотоматериалов и видео Жизнь замечательных детей; воспитатели ДОУ обучились умению работать в различных компьютерных программах, с планшетами на занятиях по алгоритмике; проходят дистанционные курсы по повышение квалификации, участвуют в вебинарах; у воспитателей ДОУ есть свои мини-сайты, где они делятся опытом своей работы с коллегами и родителями. Единое информационно-развивающее пространство дошкольного учреждения объединяет усилия администрации, педагогов и родителей; позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком.
В заключении, хочется отметить, что необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Девизом деятельности ДОУ должно стать высказывание: «Шагая в ногу со временем, не навреди ребенку!».
Список литературы
Поделиться
Сердюкова А. В. Информационно-коммуникативные технологии в работе ДОУ // Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 63-68. URL: https://apni.ru/article/8440-informatsionno-kommunikativnie-tekhnologii