Информационно-коммуникативные технологии в работе ДОУ

В статье цифровизация ДО, использование информационно-коммуникативных технологий рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития дошкольного образования. Образование превращается в динамично меняющийся вид человеческой деятельности, дошкольное образование должно идти в ногу со временем.

Аннотация статьи
ИКТ
цифровизация
цифровая трансформации ДО
современные образовательные технологии
Ключевые слова

Современный мир предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию как первому звену непрерывного образования. Возникла необходимость в обучение дошкольников с использованием современных информационных технологий: компьютер, интерактивная доска, планшет и т. д. С 2018 г. в рамках научных конференций стали обсуждаться вопросы и проблемы, связанные с реализацией подходов цифровой трансформации ДО.

Кроме того, произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование теперь превращается в динамично меняющийся вид человеческой деятельности. Развиваются такие формы образования как видеоуроки; онлайн-конференции, вебинары, дистанционные занятия с преподавателем в режиме видеоконференции и др. Все это стало необходимым условием внедрения цифровизации в дошкольном образовании.

Что такое цифровизация? Если кратко охарактеризовать это понятие, то цифровизация – это процесс преобразования информации в цифровой формат, применение цифровых образовательных ресурсов в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Цифровизация – один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др.

Составляющие реализации цифровизации дошкольного образования:

  • Веб-сайт организации, направленный на информационную поддержку и методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Электронный почтовый ящик помогает поддерживать коммуникационное взаимодействие с участниками образовательного процесса и сторонними организациями.
  • Система электронного документооборота осуществляет процесс обмена данными, анализа данных, сбора и хранения информации. Кроме того, обеспечивает планирование деятельности сотрудников ДОО и их ресурсного обеспечения.
  • Система дистанционного обучения реализует принцип доступности образования для всех участников образовательного процесса.
  • Система поддержки пользователей компьютерной техники создает технические условия для бесперебойной работы компьютерной техники.
  • Интреактивные средства обучения: интерактивные доска, стол, планшет, девайс, пол, песочница, лаборатории направлены на повышение познавательного интереса, усвоения материала, развитие памяти, творчества, воображения детей [5].

Современные образовательные технологии включают в себя информационные и коммуникационные технологии. В требованиях ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в пункте 3.3.4. указано, что «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) [4].

Каковы основные направления развития ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС:

  1. Использование компьютера с целью ознакомления детей с современными игровыми технологиями. В настоящее время выбор компьютерных игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство этих игр не предназначены для реализации программных задач, поэтому их можно использовать лишь частично, в основном с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
  2. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяющее стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет об играх, созданных учителями, презентациях в программе PowerPoint.
  3. Развитие технологий с включением ИКТ в любую из областей образования (музыка, художественная литература, познание).

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. Под информационными технологиями понимается использование компьютера, планшета, Интернета, телевидения, видео, DVD, CD, мультимедиа. Информатизация общества подталкивает воспитателей к саморазвитию, к повышению профессионального уровня, к умению помочь ребенку в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без обновления и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как: анимация, единые образовательные платформы, ресурсы в Интернете, онлайн-курсы, цифровые учебники, вебинары и др.

Требования к компьютерным программам дошкольного образования: исследовательский характер; удобство для самостоятельной работы детей; соответствие возрасту; занимательный характер.

По сравнению с традиционными формами дошкольного образования компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Движение, звук, анимация надолго привлекают внимание детей и помогают повысить их интерес к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения и творческих способностей детей.
  • Обеспечивает наглядность, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  • Слайд-шоу и видеоклипы позволяют показать те моменты из внешнего мира, которые трудно наблюдать: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, идет дождь; воспроизведение звуков природы, работа транспорта и т. д.);
  • Представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает большой интерес у детей.
  • Проблемные задания, побуждающие ребенка правильно решать их самим компьютером, являются стимулом для познавательной активности детей.
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих заданий. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, когда он исправит их сам.
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поиску информации в Интернете самостоятельно или вместе с родителями [3].

В своей работе мы используем игры по знакомству с буквами, цифрами, животными, птицами; игры для развития словарного запаса и грамматики, связной речи и т. д. В основном это обучающие и развивающие игры, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Часто компьютерные игры используем в индивидуальной работе с дошкольниками, что способствует развитию мышления воображения, повышению творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста на занятиях по алгоритмике учатся выдвигать предположения и проверяют их с помощью мыши, по очереди, или в соответствии с правилами, принятыми в игре. Компьютер и проектор используются для показа тематических презентаций на детских праздниках, на занятиях, в ходе проектной деятельности; а также на конференциях и семинарах для воспитателей. Часто на занятиях при изучении сложного материала используем презентации. Это облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, поскольку сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые дольше всего удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяет добиться гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и вспомнил».

Ошибки в использовании информационно-коммуникационных технологий: недостаточная методическая подготовка педагога; неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в группе; незапланированное, случайное использование ИКТ; перегрузка демонстрационного занятия; недостаточное оснащение техническими средствами.

За последнее время в детском саду были разработаны и созданы: картотеки детских обучающих мультфильмов и мультимедийных детских рисунков, презентаций, буклетов для работы с детьми и родителями; подборки черно-белых макетов раскрасок на различные темы и дополнительного учебного материала для занятий; видеоролики с использованием фотоматериалов и видео Жизнь замечательных детей; воспитатели ДОУ обучились умению работать в различных компьютерных программах, с планшетами на занятиях по алгоритмике; проходят дистанционные курсы по повышение квалификации, участвуют в вебинарах; у воспитателей ДОУ есть свои мини-сайты, где они делятся опытом своей работы с коллегами и родителями. Единое информационно-развивающее пространство дошкольного учреждения объединяет усилия администрации, педагогов и родителей; позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком.

В заключении, хочется отметить, что необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении. Девизом деятельности ДОУ должно стать высказывание: «Шагая в ногу со временем, не навреди ребенку!».

Текст статьи
  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 208 с.
  2. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы / авт.- сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. Волгоград: Учитель, 2020. 215 с.
  3. Осипян Л.Л. Консультация для педагогов по теме самообразования «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ в контексте введения ФГОС ДО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-po-tiemie-samoobrazovaniia-ikt-v-profiessional-.html – (дата обращения: 8.02.2024).
  4. ФГОС Дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ – (дата обращения: 8.02.2024).
  5. Родкина Т. Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/doshkolnoe-obrazovanie-i-cifrovizacija-riski-i-vozmozhnosti.html – (дата обращения: 8.02.2024).
Список литературы