Консультация для родителей «Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий»

В статье рассматриваются результативные формы и методы, оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий, способы мотивации ребенка на выполнение домашних заданий различной сложности.

Аннотация статьи
домашние задания
помощь ребёнку
положительная мотивация
Ключевые слова

Цель: способствовать развитию у родителей навыков оказания продуктивной и дозированной помощи ребенку при выполнении домашних заданий.

Задачи:

  1. Помощь родителям в создании положительной мотивации у ребенка при выполнении домашних заданий;
  2. Подбор результативных форм и методов оказания помощи ребенку при выполнении домашних заданий;
  3. Рассмотрение рекомендуемых способов мотивации ребенка на выполнение домашних заданий различной сложности.

Форма проведения: групповая (от 3 до 6 человек).

Материалы для консультации: карточки для выполнения упражнения «Сказка»; ручки по количеству участников; тест, распечатанный на индивидуальных листах; карточки с расшифровкой теста, буклеты.

Ход консультации

Начать нашу консультацию хочется со слов известного философа Иммануила Канта, который говорил, «что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».

Упражнение «Сказка»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мальчик Ванечка, такой он был хорошенький да умненький, что все в округе говорили, лучше его на свете нет. Все его любили, уважали и хотели дружить с ним. Однажды Ванечка пошел в гости к своему другу Гошке. Идет он через полянку, грибочки собирает, соловушек слушает, и вдруг вспомнил, а уроки-то не сделал, а солнце уже к вечеру клонится…

Задание для родителей: уважаемые родители, как бы вы продолжили данную сказку, составьте несколько предложений.

(Родители выполняют упражнение, записывая свои ответы на заранее подготовленных карточках)

В настоящее время учеба в школе, а также выполнение домашних заданий – серьезный труд для обучающихся. Каждому известно, что такое домашнее задание. И вот уже несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». Уважаемые родители, давайте разберемся, «домашка» – это то, что мешает отдыху детей после окончания учебных занятий, так зачем же все учителя настаивают на выполнении домашних заданий, и отчего столько поколений несчастных школьников стараются избежать этой «участи»?

Наша с вами задача – приучить ребенка трудиться правильно (то есть продуктивно), не причиняя вреда здоровью, ведь учеба – это главный труд школьника.

Уважаемые родители, именно вы можете внести колоссальный вклад в процесс обучения своих детей. Все вы прекрасно знаете, что читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Когда вы систематически помогаете своему ребенку при выполнении домашних заданий, вы показываете своим вниманием, насколько важно обучение.

Многие родители стараются помочь своим детям, но не всегда знают, как это сделать, а к постоянной нехватке времени, они замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Любой ребенок будет охотнее собирать пазлы, конструировать из конструктора «лего», чем выполнять домашнее задание. Но помните, что даже если ваш ребенок много смотрит телевизор или постоянно сидит за компьютером, то его нельзя однозначно назвать ленивым. У них могут быть свои запланированные дела и встречи, свои занятия (например, дистанционные занятия английского, секция «волейбол» или «баскетбол» и т.д.), и они не хотят, чтобы родители отнимали их драгоценное время.

Одна мама рассказывала мне о том, что, когда пришло время выполнять домашнее задание по литературе, её дочь спрятала книгу за шкафом и наотрез отказывалась читать. Для этой семьи выполнение домашних заданий превратилось в сражение, а совместные занятия стали причиной возникшего между мамой и дочерью конфликта. Мама раздражалась, нервничала, когда чувствовала, что дочь не старается, и выполнение домашних заданий заканчивалось криками и претензиями друг к другу. Во избежание проблем отдельные родители и вовсе выполняют домашние задания за детей.

Иногда получается, что родители сами провоцируют ребенка на негативную реакцию, связанную с выполнением домашних заданий. Получиться это может тогда, когда они, прейдя с работы уставшими или раздраженными, с пренебрежением и чувством обреченности садятся с ребенком за уроки. Даже незначительная ошибка школьника моментально может превратиться в бурю эмоций и выплесков в сторону ребенка. Дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и это напряжение передается им. Итак, первая рекомендация вам, уважаемые родители: прежде чем садиться за уроки с вашим ребенком постарайтесь сами успокоиться, сконцентрироваться на выполняемой работе. Предъявляемые требования произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Родители являются одним из существенных источников знаний для своего ребенка. В книге «Что работает: Исследование о преподавании и обучении» авторы утверждают, что «родители – это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». Издатели книги объясняют, что у родителей есть все возможности помочь своему ребенку преуспеть в обучении, однако они делают меньше, чем могли бы. Как показало исследование, матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая со своим ребенком, объясняя что-либо или читая им, а отцы и того меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем узнать у ребенка об оценках и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы отметку поставите сами себе за выполнение домашнего задания с ребенком?

Когда ваш ребенок будет знать, что есть время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите как можно больше времени проводить с ним. Все вы знаете, что дети любят играть, используйте это преимущество, ведь в игровой форме процесс обучения может стать для них чем-то захватывающим.

Выполнение домашних заданий играет важную роль в развитии самостоятельных учебных навыков. Системная работа ребенка дома приводит к тому, что процесс учения его не обременяет, и он в свою очередь, получает навыки поиска информации и самостоятельности.

Можно выделить следующие функции домашних заданий:

  1. Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков (например, в период болезни ребенка, сложной темы).
  2. Стимулирование познавательного интереса учащегося.
  3. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое задание.

Уважаемые родители, сейчас мы с вами ответим на вопросы небольшого теста:

Тест для родителей:

Инструкция: отметьте галочкой те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье.

  • Сколько раз тебе повторять?
  • Посоветуй мне, пожалуйста.
  • Не знаю, что бы я без тебя делал (а).
  • И в кого ты такой (ая) уродился(лась)!
  • Какие у тебя замечательные друзья!
  • На кого ты похож(а)!
  • Вот я в твоё время!...
  • Ты нам опора и помощник!
  • Ну что за друзья у тебя!
  • О чём ты только думаешь!
  • Какая ты у меня умница!
  • А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  • У всех дети как дети, а ты?
  • Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)!

А теперь посмотрите на карточку, где отображены баллы за высказывания, суммируйте их.

  • Сколько раз тебе повторять? 2
  • Посоветуй мне, пожалуйста. 1
  • Не знаю, что бы я без тебя делал (а). 1
  • И в кого ты такой (ая) уродился(лась)! 2
  • Какие у тебя замечательные друзья! 1
  • На кого ты похож(а)! 2
  • Вот я в твоё время!... 2
  • Ты нам опора и помощник! 1
  • Ну что за друзья у тебя! 2
  • О чём ты только думаешь! 2
  • Какая ты у меня умница! 1
  • А ты как считаешь, сынок(доченька)? 1
  • У всех дети как дети, а ты? 2
  • Какой (ая) ты у меня сообразительный(ая)! 1

Ознакомьтесь с вашими результатами:

7–8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

11–12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13–14 баллов. Идёте по неровному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

Уважаемые родители, сейчас каждый увидел свой результат, озвучивать мы его не будем, каждый сам сделает выводы.

Перейдем к конкретным рекомендациям.

Чем можно помочь ребенку, если он не может «усидеть» за уроками? Помните, что огромную роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Те учащиеся, которые хорошо учатся, имеют четко установленное время для приготовления уроков, и его твердо придерживаются. У учеников, которые испытывают затруднения, зачастую нет постоянно отведенного времени для занятий. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что любимый фильм транслируется по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки только в одно и то же время и на постоянное рабочее место, которое должно находиться в полном порядке. Помните, что ребенку нужно всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Часто родители интересуются, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с легкого или трудного? Лучше всего научить ребенка самостоятельно определять трудности выполняемых заданий и самому решать, с какого предмета начинать выполнение домашних заданий. Если ваш ребенок включается в работу быстро, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он включается медленно, то ему следует бы начинать с более легких и, лишь потом, постепенно переходить к сложным.

К выполнению домашних заданий лучше всего приступать через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от уроков. Если ребенок посещает кружки или секции, то можно садиться и позже. Но в любом случае лучше не откладывать это на поздний вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до 1,5 часа – во втором, третьем классах;
  • до 2 часов – в четвертом, пятом классах;
  • до 2,5 часов – в-шестых – восьмых классах;
  • до 3,5 часов – в-девятых – одиннадцатых классах.

Именно такие нормативы устанавливаются Санитарными правилами.

Для успешного выполнения заданий необходимо соблюдать четкий ритм. Например, после 30 минут выполнения следует сделать перерыв на 10–15 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Как бы ни манила хорошая погода на улице, какую бы интересную передачу ни показывали по телевизору, какие бы друзья не нагрянули, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и выполнены качественно. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Часто родители жалуются, что ребёнок сидит за уроками весь вечер.

Понаблюдайте за ним во время выполнения домашних заданий.

Итак, ваш сын или дочь занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевалась линейка или транспортир, тут же выяснилось, что нет записи в дневнике, и надо узнавать у одноклассников номера упражнений по русскому языку, да и учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, ребенок углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить или он проголодался, а еще через 5 минут выяснилось, что нет черновика… На организацию работы ушло более 20 минут, три часа ушло на приготовление домашних заданий. Ребёнок за это время:

  • трижды вставал из-за рабочего стола и ходил на кухню поесть или попить;
  • один раз вставал и включал компьютер, чтобы узнать, какая погода будет завтра;
  • несколько раз, отрываясь от выполнения заданий, прислушивался, что говорит папа в соседней комнате;
  • один раз вставал, чтобы полить цветок.

Но вот выполнение домашних заданий подошло к концу. Ребёнок еще 15 минут бесцельно перекладывает с места на место учебные принадлежности…

Итак, выяснилось, что из трёх часов, затраченных ребёнком, только 1 час 20 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Так почему выполнение домашних заданий бывает неэффективным?

  • Недостаточная информация о том, как выполнять домашнее задание.
  • Недостаточное умение читать и понимать текст.
  • Длительное, но бесполезное «сидение» за уроками.
  • Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам.
  • Отсутствие мотивации.
  • Неправильная помощь родителей при выполнении домашнего задания.

Методы организации помощи ребенку при выполнении домашних заданий:

  • Выполняйте домашние задания не вместо ребенка, а вместе с ним.
  • Выполняйте с ребенком только то, что задано на дом.
  • Работайте в спокойном, размеренном темпе, без упреков и порицаний.
  • Усложняйте задания постепенно. Никогда не начинайте с трудных заданий.
  • Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
  • Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно.
  • Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.

В завершении нашей консультации хотелось бы вам предложить два практических метода, которые вам пригодятся при организации помощи вашему ребенку при подготовке домашних заданий.

1. Метод ключевых слов – поможет ребенку при изучении большого по объему текста. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

2. Метод «5П»  позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

ЗП – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Уважаемые родители, давайте вернёмся к нашей сказке про Ванечку, посмотрите, пожалуйста, ваши записи и решите, вы хотите изменить предложенное в начале консультации её завершение или всё нужно оставить так же. Кто хочет поделиться своей сказкой и обсудить её? (Обсуждение)

В заключение хочется добавить, любите своих детей! Одна из самых главных человеческих потребностей – это потребность в любви. Человеку в любом возрасте важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Текст статьи

 

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/15/roditelskoe-sobranie-na-temu-vypolnenie
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/02/28/rekomendatsii-roditelyam-po-kontrolyu-za
  3. https://gruppa2-ds40satka.educhel.ru/articles/post/3003843

 

Список литературы