Главная
АИ #6 (188)
Статьи журнала АИ #6 (188)
Подвижная игра как одно из основных средств в тренировочном процессе у детей на ...

Подвижная игра как одно из основных средств в тренировочном процессе у детей на этапе начальной спортивной подготовки в футболе

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

игра
футбол
подвижные игры
средства спортивной тренировки
начальный этап спортивной подготовки
тренировочный процесс

Аннотация статьи

В данной статье анализируется роль игры в развитии и воспитании детей и подростков. Освещается важность игры для удовлетворения потребностей в двигательной активности, обучении и творчестве, а также подчеркивается риск лишения детей этого ключевого аспекта развития. Исследование акцентирует внимание на использовании подвижных игр в тренировочном процессе, особенно в футболе для детей начального этапа спортивной подготовки, обозначая их эффективность для физического и психологического развития. Представлены рекомендации по выбору подходящих игр с учетом возраста и уровня подготовки юных спортсменов.

Текст статьи

Игра – самостоятельная импровизация детей и взрослых, направленная на достижение поставленной цели. Удовлетворяющая потребность человека в его двигательной активности, отдыхе, досуге, познании и в развитии духовных и физических сил.

Игра – это ещё умение весело учится. Лишение ребёнка игровой деятельности – это лишение его главного пути естественного развития. Ведь в игре ребёнок может без особых умений выполнить простые действия, с которыми в реальной жизни без помощи взрослого не обойтись. Умение понимать и видеть окружающий мир, общаться со взрослыми и детьми, учиться творить и мыслить – всё это он может проявить в игровой деятельности самостоятельно.

Игра в силу своих характеристик – это наиболее эффективный способ для развития творческих способностей у ребёнка, не прибегая к использованию формы принуждения. Из выше сказанного становится понятно какую роль играет в современном воспитательном процессе игра и насколько важно стремится активизировать игровую деятельность детей и подростков для дальнейшего достижения спортивных результатов. Отсюда и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка.

По словам П.Ф. Лесгафта «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

Дети и подростки возраста 7-12 лет отличаются своей активностью и потребностью в движении. При выборе подвижной игры нужно учитывать их физиологические и психологические особенности. Понимать, что дети не готовы к реализации продолжительных нагрузок, но их организм в этом периоде способен быстро восстанавливаться. Необходимо знать, что в этом возрасте более целесообразно проводить тренировочные занятия на уровне непроизвольного запоминания, то есть в игровой манере, это эффективно способствует овладению их определённым навыкам и умениям. Но также стоит учитывать разнообразие и повторяемость игрового упражнения, так как дети этапа начальной подготовки склонны к быстрой утомляемости и высокому сопротивлению.

Внимание на этом этапе у детей не совсем устойчивое, поэтому при выборе характера игры стоит учитывать требования от них внимательности и сосредоточенности. Чтобы добиться от них этого, тренерам рекомендовано использовать не только голосовые сигналы в тренировочном процессе, но и подручное средство – свисток.

Использование игровых методик тренерами позволяет ребёнку формировать познавательные процессы такие как внимание, память и мышление.

Содержание игровой деятельности составляет двигательная активность, поэтому игры выполняют не только роль воспитательного и педагогического характера, но и роль оздоровительного процесса и правильного формирования детского организма. Большое значение подвижных игр заключается в построение роста, развитие костно-связочного аппарата и мышечной системы. Игровой процесс положительное влияет на все системы организма: нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную.

Игровая деятельность способствуют физическому развитию, формированию таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. Точно так же способствует и развитию положительных черт личности, а это волевые и нравственные качества человека.

Многолетняя практика подготовки юных футболистов включает в себя использование игровых средств, которые подходят детям разного возраста и уровня подготовленности:

  • подвижные игры;
  • специальные подвижные игры;
  • держание мяча с различными заданиями;
  • игровые упражнения со взятием ворота, линии, зона и др.;
  • спортивные игры, к которым безусловно относится игра в футбол в её разных форматах соперничества от 1х1 до 11х11.

Реально-условная ситуация игровых средств помогает юному футболисту своеобразно воспроизвести (в зависимости от возраста) новое или знакомое ему двигательное действие или образ в зависимости от игровой ситуации, сюжета, роли, а также правил игры.

У ребенка возникает радость от самого процесса движения, особенно в том случае, если эти движения свободны и не ограничены. Основным приоритетом является развитие двигательных навыков и умений, которые позволяют юному спортсмену успешно выполнять задания ощущая прогресс и успех. Поэтому во время игры можно услышать радостный смех и веселые возгласы.

Исследования показывают, что повторение двигательных действий во время игры или игровых ситуаций способствует развитию у спортсменов навыков выполнения этих действий эффективно и разумно. Чтобы укрепить эти навыки, важно тренировать детей с использованием их в необычных условиях и ставить перед ними разнообразные требования и задачи.

Важно, чтобы процесс обучения в игре имел воспитательное значение. Тренер должен хорошо знать свою команду и учитывать индивидуальные особенности игроков, быть ознакомленным с правилами игры и обладать навыками педагогического руководства. Он также должен строго соблюдать правила безопасности и быть готовым предугадывать возможные проблемы.

Применение специальных подвижных игр в тренировочном занятии по футболу у детей на этапе начальной спортивной подготовки

Одной из особенностей использования специальных подвижных игр в тренировочном процессе с юными футболистами разного возраста и уровня подготовки является их универсальность и многофункциональность. Основным преимуществом следует отметить, что помимо повышения эмоционального настроя игроков, они оказывают комплексное воздействие на все физические качества и их проявления, активизируют все системы организма, а также включают различные свойства внимания и мышления. Эти средства могут косвенно или непосредственно решать разнообразные задачи по технико-тактической или физической подготовке, которые ставятся перед конкретным тренировочным занятием или циклом тренировок. Игры следует использовать на всех этапах занятия, что позволяет выполнять различные функции.

В начале тренировочного процесса с футболистами этапа начальной спортивной подготовки проводится разминка, специальные подвижные, чтобы одновременно сочетать общую и специальную разминку, а также включить их в дальнейшую тренировочную программу.

В основной части занятия используются игры, которые подходят для любого возраста и помогают решать различные задачи и функции.

Основная цель этих игр – создание эмоциональной атмосферы в тренировочном процессе, повторение технико-тактических действий и взаимодействий, а также использование их в качестве активной паузы для отдыха. Важно, что все эти движения выполняются в различных условиях и игровых ситуациях, что помогает юным футболистам развивать свои навыки и управлять своим утомлением. А главное – это то, что футболисты выполняют движения в различных условиях, в постоянно меняющихся ситуациях с увеличивающимся утомлением, которое они сами контролируют и выбирают в зависимости от требований игры и своего состояния.

В заключительной части тренировочного процесса специальные подвижные игры необходимо использовать как низкоинтенсивные упражнения, чтобы помочь организму спортсменов восстановиться после основной нагрузки, и сфокусировать внимание на повышение положительного эмоционального настроения после тренировки.

Выбор подходящей подвижной игры зависит от целей, которые ставятся перед конкретным тренировочным занятием, его частей, возраста участников, состава команды, уровня их физической подготовленности, количества участников, условий и места проведения игры (например, зала или футбольного поля), наличия необходимого инвентаря и оборудования, а также квалификации тренера.

Тренер должен понимать, что среди детей есть те, кто не так хорошо подготовлен к определенному виду деятельности, и они чаще будут проигрывать. В то же время будут и дети, которые чаще будут выигрывать. Оба этих явления не являются желательными, поэтому при формировании команд или групп тренеру необходимо выбирать участников таким образом, чтобы количество проигравших и выигравших было примерно одинаковым. Это будет способствовать общей мотивации детей и их эмоциональному состоянию, что называется "фактором успеха".

Ниже будут предложены самые популярные и любимые подвижные игры детей на этапе начальной спортивной подготовки, которые с удовольствием выполняются в тренировочном процессе в виде спорта футбол. При этом важно понимать, что компоненты нагрузки, такие как время игры, пауза отдыха, характер отдыха, размеры игровой площадки, количество игроков и дополнительные условия, могут быть изменены и адаптированы под требования трех основных параметров: группы занимающихся, условий и места проведения игры, а также компетенции тренера.

Список специальных подвижных игр для футболистов начального этапа спортивной подготовки:

  • «Салки с мячом в ногах»;
  • Салки ЗАЙЦЫ – ВОЛКИ с мячом в ногах у зайцев»;
  • «Салки с неводом»;
  • «Салки убегающих игроков с мячом в ногах».

«Салки убегающих игроков с мячом в ногах».

Организация: В игре участвуют 15 игроков, из которых 3 являются водящими и 12  убегающими. Четверо убегающих игроков имеют мячи в ногах, а остальные - нет. Трое водящих игроков, которые отличаются от остальных по цвету манишки в руках, не имеют мячей. Игровое пространство выбирается в виде квадрата или круга размером 18х18 метров. Все игроки равномерно распределяются по периметру этого пространства в случайном порядке.

Правила игры: Когда водящие игроки получают сигнал, они должны попытаться коснуться убегающих игроков в любой части тела, которые не держат мяч. Убегающие игроки должны постоянно менять направление движения, оценивать ситуацию и передавать мяч своим партнерам, чтобы избежать касания водящими игроками. Если водящий игрок коснулся убегающего игрока с мячом или мяч вышел за пределы игровой площадки, а также если убегающий игрок сделал бесцельную передачу, то роли меняются и убегающий игрок становится водящим. Водящие игроки меняются между собой по очереди. Запрещено касаться игрока, который не держит мяч, а также касаться игрока повторно в течение 3 секунд.

Инвентарь: мячи футбольные – 4 шт., манишки синие – 3 шт., разметочные маркеры – 8 шт.

Тайминг: 8-10 мин.

Рис. Салки убегающих игроков с мячом в ногах

Из выше всего написанного можно сделать вывод, что подвижные игры можно эффективно использовать в тренировочном процессе с футболистами этапа начальной спортивной подготовки. Компоненты нагрузки в играх не должны быть строго заданы, а должны соответствовать возрасту и уровню группы, а также быть адаптированы к условиям и местам работы тренеров различных детско-юношеских команд. Игры могут быть изменены для усложнения или упрощения условий выполнения. Все игры требуют от юных футболистов использования различных свойств внимания, таких как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объем, а также развивают игровое мышление с мячом в ногах в разнообразных ситуациях и сюжетах игровой деятельности, а главное нравится спортсменам и их тренерам.

Список литературы

  1. Аникин, А.А. Воздействие подвижных игр с элементами футбола на развитие физических качеств детей младшего школьного возраста / А.А. Аникин // Физическая культура в школе. - 2015. - №5. - С. 26-29.
  2. Коротков, И.М. Подвижные игры: методические разработки для студентов тренеров и спортивных факультетов ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 25 с.
  3. Спортивные и подвижные игры и методика преподавания: Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 39 с.

Поделиться

752

Кищенко С. Э. Подвижная игра как одно из основных средств в тренировочном процессе у детей на этапе начальной спортивной подготовки в футболе // Актуальные исследования. 2024. №6 (188). Ч.III.С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/8450-podvizhnaya-igra-kak-odno-iz-osnovnikh-sredst

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября