Предложения по разработке мер государственной поддержки регионального уровня в целях развития кластеров

В статье представлены предложения по разработке мер государственной поддержки на региональном уровне с целью стимулирования развития кластеров. Предложения направлены на создание благоприятной инфраструктуры для развития межотраслевых кластеров, повышения конкурентоспособности предприятий и стимулирования инновационных проектов.

Аннотация статьи
меры государственной поддержки
кластерная политика
кластер
Ключевые слова

Дальнейшая кластерная политика напрямую связана с развитием мер государственной поддержки для ее участников.

Основной вектор развития кластерных форм в Краснодарском крае сосредоточен на создании частных индустриальных (промышленных) парков, вместе с тем промышленные кластеры не развиваются столь активно.

Данный перекос в развитии кластерных инициатив связан, в частности, с диспропорцией мер государственной поддержки федерального и регионального уровня в сторону развития индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков.

В настоящее время в качестве мер поддержки могут рассматриваться меры, как финансового, так и не финансового характера, в частности:

Создание специального фонда государственной поддержки кластеров на региональном уровне, который будет предоставлять субсидии, гранты и льготные кредиты для развития инновационных проектов в рамках кластеров.

В настоящее время в Краснодарском крае наблюдается определённый перекос между создаваемыми и планируемыми индустриальными (промышленными) парками, промышленными технопарками и кластерами.

На территории региона создан только один промышленный кластер, прорабатывается вопрос по созданию еще трех. В то время как на территории региона действуют 6 индустриальных (промышленных) парка, в работе еще около 20 проектов.

Создание регионального фонда поддержки кластеров позволит скорректировать данный перекос.

Создание регионального фонда поддержки кластеров может способствовать укреплению инновационной активности, повышению конкурентоспособности и устойчивости промышленных кластеров, а также улучшению социально-экономического развития региона. Важно обеспечить эффективное управление и прозрачность деятельности фонда, а также учитывать интересы всех участников кластеров при разработке программ поддержки.

Возможные функции регионального фонда поддержки кластеров:

  1. Финансирование проектов по развитию инфраструктуры кластеров, включая строительство и модернизацию производственных объектов, лабораторий, обучающих центров и других объектов.
  2. Предоставление грантов и субсидий участникам кластеров для реализации инновационных проектов, внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности предприятий.
  3. Организация образовательных программ, тренингов и мастер-классов для работников кластеров с целью повышения квалификации и профессионального уровня.
  4. Поддержка малых и средних предприятий, входящих в кластеры, через предоставление финансовых инструментов, консультаций и помощь в развитии экспортных возможностей.
  5. Организация мероприятий по продвижению продукции и услуг, производимых участниками кластеров, на региональном и международном рынках.

Региональный фонд поддержки кластеров может стать важным инструментом для стимулирования развития промышленности в регионе, повышения конкурентоспособности предприятий и создания благоприятной инфраструктуры для инноваций и технологического развития.

Проведенный анализ показал, что в субъектах Российской Федерации, где есть центры кластерного развития (региональные фонд поддержки кластеров) развитие кластерных инициатив проходит успешнее, чем так, где такие центры не созданы.

Таблица 1

Распределение созданных центров кластерных инициатив (по субъектам Российской Федерации)

Наименование субъекта Российской Федерации

Наличие специализированного центра кластерного развития (да/нет)

Количество созданных промышленных кластеров

А

1

2

Краснодарский край

нет

1

Рязанская область

да

9

Челябинская область

да

7

Республика Башкортостан

да

5

Кроме того, необходимо проведение обучающих программ и консультаций для представителей бизнеса, академической среды и государственных органов по вопросам развития кластеров, включая вопросы управления, маркетинга, технологического развития и другие аспекты.

Программы обучения могут включать в себя модули по управлению, маркетингу, технологическому развитию, финансам, правовым аспектам и другим ключевым областям. Консультации могут предоставляться как индивидуально, так и в формате групповых сессий, чтобы обеспечить наилучшее понимание и применение полученных знаний.

Для представителей бизнеса, академической среды и государственных органов, эти программы и консультации могут быть специально адаптированы под их потребности и уровень экспертизы. Они могут включать в себя как теоретические знания, так и практические навыки, необходимые для успешного развития кластеров.

Важной частью таких программ и консультаций также является оценка результатов и адаптация под изменяющиеся потребности и требования рынка. Кроме того, важным аспектом проведения обучающих программ и консультаций является создание сети контактов и обмен опытом между участниками, что может способствовать дальнейшему развитию кластеров и повышению их конкурентоспособности.

Предоставление налоговых льгот и преференций для предприятий, входящих в кластеры, с целью стимулирования инвестиций в инновационные проекты и развитие новых технологий.

В частности, в 2022 году по поручению Президента Российской Федерации запущен новый механизм поддержки промышленных предприятий «промышленная ипотека», предоставляемый в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности».

В целях обеспечения участников промышленных кластеров современными производственными площадями, обеспеченными коммунальной и транспортной инфраструктурой, в рамках механизма «промышленной ипотеки» считаем возможным рассмотреть возможность увеличения лимитов субсидирования (с 500 млн рублей до 2 млрд рублей), срока действия льготного периода кредитования (с 7 до 15 лет).

Также в рамках указанного механизма предлагается расширить понятие «объекты недвижимого имущества», включив в него земельные участки.

Кроме того, целесообразно установление льготы по налогу на имущество организации (по аналогии с предоставленной налоговой преференцией для индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков) для участников промышленных кластеров.

Кроме того, установление льготы по налогу на прибыль организации для участников промышленных кластеров Краснодарского края (по аналогии с предоставленной налоговой преференцией для резидентов индустриальных (промышленных) парков) способствовало бы дальнейшему развитию кластерных форм в регионе.

Таблица 2

Льгота по налогу на прибыль организаций условия и порядок ее получения (по субъектам Российской Федерации)

Регион

Ставка, %

Срок, лет

Требования

Краснодарский край

13,5

До 2025 г.

Объем инвестиций: 500–5000 млн рублей (статус одобренного инвестиционного проекта).

Московская область

13,5

10

Объем инвестиций более 50 млн рублей.

Ленинградская область

13,5

3

Объем инвестиций: 300–500 млн рублей.

4

Объем инвестиций: 500–3000 млн рублей.

5

Объем инвестиций: более 3000 млн рублей.

Город Москва

13,5

До 2025 г.

Объем инвестиций более 361 млн рублей.

В целом, государственная политика имеет возможность оказывать существенное воздействие на формирование кластеров путем создания благоприятных условий для их развития, стимулирования инноваций, обучения кадров и содействия сотрудничеству между участниками кластера.

Текст статьи
  1. Кудряшов В.С., Дитбернер Ж.В. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности и развития региональной экономики// Петербургский экономический журнал. – 2014. – №2 – C. 83-88.
  2. Кулакова Л.И. Кластерный подход – основа эффективного развития регионов//Российское предпринимательство. –2013. – №22. –  C. 244.
Список литературы