Дальнейшая кластерная политика напрямую связана с развитием мер государственной поддержки для ее участников.
Основной вектор развития кластерных форм в Краснодарском крае сосредоточен на создании частных индустриальных (промышленных) парков, вместе с тем промышленные кластеры не развиваются столь активно.
Данный перекос в развитии кластерных инициатив связан, в частности, с диспропорцией мер государственной поддержки федерального и регионального уровня в сторону развития индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков.
В настоящее время в качестве мер поддержки могут рассматриваться меры, как финансового, так и не финансового характера, в частности:
Создание специального фонда государственной поддержки кластеров на региональном уровне, который будет предоставлять субсидии, гранты и льготные кредиты для развития инновационных проектов в рамках кластеров.
В настоящее время в Краснодарском крае наблюдается определённый перекос между создаваемыми и планируемыми индустриальными (промышленными) парками, промышленными технопарками и кластерами.
На территории региона создан только один промышленный кластер, прорабатывается вопрос по созданию еще трех. В то время как на территории региона действуют 6 индустриальных (промышленных) парка, в работе еще около 20 проектов.
Создание регионального фонда поддержки кластеров позволит скорректировать данный перекос.
Создание регионального фонда поддержки кластеров может способствовать укреплению инновационной активности, повышению конкурентоспособности и устойчивости промышленных кластеров, а также улучшению социально-экономического развития региона. Важно обеспечить эффективное управление и прозрачность деятельности фонда, а также учитывать интересы всех участников кластеров при разработке программ поддержки.
Возможные функции регионального фонда поддержки кластеров:
- Финансирование проектов по развитию инфраструктуры кластеров, включая строительство и модернизацию производственных объектов, лабораторий, обучающих центров и других объектов.
- Предоставление грантов и субсидий участникам кластеров для реализации инновационных проектов, внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности предприятий.
- Организация образовательных программ, тренингов и мастер-классов для работников кластеров с целью повышения квалификации и профессионального уровня.
- Поддержка малых и средних предприятий, входящих в кластеры, через предоставление финансовых инструментов, консультаций и помощь в развитии экспортных возможностей.
- Организация мероприятий по продвижению продукции и услуг, производимых участниками кластеров, на региональном и международном рынках.
Региональный фонд поддержки кластеров может стать важным инструментом для стимулирования развития промышленности в регионе, повышения конкурентоспособности предприятий и создания благоприятной инфраструктуры для инноваций и технологического развития.
Проведенный анализ показал, что в субъектах Российской Федерации, где есть центры кластерного развития (региональные фонд поддержки кластеров) развитие кластерных инициатив проходит успешнее, чем так, где такие центры не созданы.
Таблица 1
Распределение созданных центров кластерных инициатив (по субъектам Российской Федерации)
Наименование субъекта Российской Федерации |
Наличие специализированного центра кластерного развития (да/нет) |
Количество созданных промышленных кластеров |
---|---|---|
А |
1 |
2 |
Краснодарский край |
нет |
1 |
Рязанская область |
да |
9 |
Челябинская область |
да |
7 |
Республика Башкортостан |
да |
5 |
Кроме того, необходимо проведение обучающих программ и консультаций для представителей бизнеса, академической среды и государственных органов по вопросам развития кластеров, включая вопросы управления, маркетинга, технологического развития и другие аспекты.
Программы обучения могут включать в себя модули по управлению, маркетингу, технологическому развитию, финансам, правовым аспектам и другим ключевым областям. Консультации могут предоставляться как индивидуально, так и в формате групповых сессий, чтобы обеспечить наилучшее понимание и применение полученных знаний.
Для представителей бизнеса, академической среды и государственных органов, эти программы и консультации могут быть специально адаптированы под их потребности и уровень экспертизы. Они могут включать в себя как теоретические знания, так и практические навыки, необходимые для успешного развития кластеров.
Важной частью таких программ и консультаций также является оценка результатов и адаптация под изменяющиеся потребности и требования рынка. Кроме того, важным аспектом проведения обучающих программ и консультаций является создание сети контактов и обмен опытом между участниками, что может способствовать дальнейшему развитию кластеров и повышению их конкурентоспособности.
Предоставление налоговых льгот и преференций для предприятий, входящих в кластеры, с целью стимулирования инвестиций в инновационные проекты и развитие новых технологий.
В частности, в 2022 году по поручению Президента Российской Федерации запущен новый механизм поддержки промышленных предприятий «промышленная ипотека», предоставляемый в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. № 1570 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности».
В целях обеспечения участников промышленных кластеров современными производственными площадями, обеспеченными коммунальной и транспортной инфраструктурой, в рамках механизма «промышленной ипотеки» считаем возможным рассмотреть возможность увеличения лимитов субсидирования (с 500 млн рублей до 2 млрд рублей), срока действия льготного периода кредитования (с 7 до 15 лет).
Также в рамках указанного механизма предлагается расширить понятие «объекты недвижимого имущества», включив в него земельные участки.
Кроме того, целесообразно установление льготы по налогу на имущество организации (по аналогии с предоставленной налоговой преференцией для индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков) для участников промышленных кластеров.
Кроме того, установление льготы по налогу на прибыль организации для участников промышленных кластеров Краснодарского края (по аналогии с предоставленной налоговой преференцией для резидентов индустриальных (промышленных) парков) способствовало бы дальнейшему развитию кластерных форм в регионе.
Таблица 2
Льгота по налогу на прибыль организаций условия и порядок ее получения (по субъектам Российской Федерации)
Регион |
Ставка, % |
Срок, лет |
Требования |
---|---|---|---|
Краснодарский край |
13,5 |
До 2025 г. |
Объем инвестиций: 500–5000 млн рублей (статус одобренного инвестиционного проекта). |
Московская область |
13,5 |
10 |
Объем инвестиций более 50 млн рублей. |
Ленинградская область |
13,5 |
3 |
Объем инвестиций: 300–500 млн рублей. |
4 |
Объем инвестиций: 500–3000 млн рублей. | ||
5 |
Объем инвестиций: более 3000 млн рублей. | ||
Город Москва |
13,5 |
До 2025 г. |
Объем инвестиций более 361 млн рублей. |
В целом, государственная политика имеет возможность оказывать существенное воздействие на формирование кластеров путем создания благоприятных условий для их развития, стимулирования инноваций, обучения кадров и содействия сотрудничеству между участниками кластера.