Лингвометодические основы изучения лексики в курсе русского языка начальной школы

В статье рассматривается понятие «лексика», работа с лингвометодическим основам изучения лексики в начальной школе.

Аннотация статьи
лексика
мультиэтническая среда
практическое значение лексики
Ключевые слова

Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий [2, с. 65-73].

Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году.

Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит об одной из единиц языка – словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса людей, тем самым формируя правильный взгляд на язык как развивающееся явление [1].

Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться лингвистическими словарями. Через интерес к лексике развивается интерес к русскому языку в целом [4, с. 48-59].

В лексикологии слова изучаются с точки зрения:

  1. Их смыслового значения,
  2. Места в общей системе лексики,
  3. Происхождения,
  4. Употребляемости,
  5. Сферы применения в процессе общения,
  6. Их экспрессивно-стилистического характера.

Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).

Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка»- около 130 тыс. слов. Это – общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ [3].

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность [4, с. 48-59].

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов – важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

В словарном составе современного русского языка содержатся лексические наслоения различных исторических эпох.

По характеру своего возникновения в русском языке лексика русского языка распадается на две большие группы:

  • Исконно-русские слова;
  • Заимствованные слова.

Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны, пять стилей: научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный, разговорно-бытовой.

В результате непрерывного исторического развития языка в его словарном составе образуется многочисленный ряд слов, постоянно употребляющихся во всех сферах человеческого общения. Наряду с этим разрядом слов, активно функционирующих в разных сферах жизнедеятельности людей, в словарном составе выделяется такой разряд слов, который не имеет широкого употребления в речи носителей данного языка. В связи с этим лексика классифицируется с точки зрения активного и пассивного запаса [1].

Основу школьного обучения русскому языку на современном этапе определяет его функционально-стилевая ориентация - ориентация на развитие речи. За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, умению общаться с собеседником, умению убеждать словом, отстаивать свою точку зрения. Речевое общение рассматривается как взаимодействие между людьми с помощью слов в процессе речевой деятельности [3]. По своей природе общение – это передача и восприятие смысла, поэтому особое внимание в современной лингвистике отводится основным языковым единицам, выполняющим ведущую роль в коммуникативном акте, – предложению и тексту.

Речь младших школьников требует большой работы по ее совер­шенствованию, и многочисленные исследования в этом направлении подтверждают это положение. Как правило, отмечаются следующие речевые недочеты:

  • бедность синтаксического строя речи учащихся;
  • неуместное, стилистически неоправданное употребление синтаксиче­ских конструкций.

Слово является основной, центральной единицей языка, поэтому многие аспекты его изучения оказываются до некоторой степени общими для лексикологии и синтаксиса, для лексикологии и словообразования, для лексикологии и морфологии. В лексикологии слова изучаются, прежде всего, как языковые единицы, служащие для названия предметов и явлений окружающей действительности их выделения и формирования соответствующих понятий. Лексика современного русского языка представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической зависимости групп слов. В задачи лексикологии современного русского языка входит исследование стилистической дифференциации словаря, отдельных тематических и лексико-семантических группировок слов, их соотношения друг с другом и соотношения единиц внутри этих группировок. Кроме того, лексикология включает в себя ряд семасиологических проблем, то есть проблем, связанных со смыслом, со значением слов, их способностью обозначать те или иные явления внеязыковой действительности. Слово представляет собой неразрывное единство двух сторон: внешней и внутренней. Внешнюю сторону слова составляет комплекс звуков, являющихся звуковой оболочкой слова. Однако не всякий комплекс звуков – это слово, а лишь тот, который в данном языке имеет определенное значение (смысл, семантику) [2, с. 65-73].

Различают грамматическое и лексическое значение слова. Первое из них обусловлено принадлежностью слова к определенному классу (части речи), которой определяется его общая категориальная значимость, а также возможность его сочетания с другими словами и так далее. «Лексическое значение слова индивидуально: оно закреплено и выражено совокупностью формально-физических элементов данного слова и совокупностью его индивидуальных соотношений с другими словами внутри языка» – пишет Головин. В. В. Виноградов дает следующее определение данным понятия: под лексическим значением слова разумею его предметно-вещественное содержание, оформление по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка. Из сопоставления предыдущих определений видно, что понятие лексического значения раскрывается с существенными расхождениями в его характеристиках. Лексические значения, как и понятия, – это своего рода умственные «концентраты», сгустки человеческих знаний об определенных фрагментах и сторонах окружающей нас действительности. Значения слов, как и понятия, покоятся на специфической форме отражения действительности обобщения и абстракции. В основе слов и понятий всегда лежит обобщение, то есть отражение того общего, постоянного и устойчивого, что скрыто в многообразии и бесконечной переменчивости явлений. В лексической системе языка слова могут иметь одно лексическое значение или несколько в зависимости от характера выражаемых ими понятий в соотнесённости с явлениями действительности. Чем шире эта соотнесённость, тем многозначнее слово [1].

Лесика русского языка, одна из самых богатых в мире, накопившая более четверти миллиона слов, развивалась и росла вместе с духовным ростом самого русского народа в процессе его исторического развития.

Текст статьи
  1. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа.2003 г. – № 4. – 218 с.
  2. Горбунова, Н.Д. Работа с фразеологизмами // Начальная школа плюс до и после. 2018 г. – №3. – С. 65-73.
  3. Касаткин, Л.Л., Клобуков, Е.В., Лекант, П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. Москва «Высшая школа» 1995 г. – 218 с.
  4. Лаврова, Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями // Начальная школа плюс до и после. 2015 г. № 5. – С. 48-59.
Список литературы