Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий [2, с. 65-73].
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году.
Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о языке, знакомит об одной из единиц языка – словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса людей, тем самым формируя правильный взгляд на язык как развивающееся явление [1].
Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться лингвистическими словарями. Через интерес к лексике развивается интерес к русскому языку в целом [4, с. 48-59].
В лексикологии слова изучаются с точки зрения:
- Их смыслового значения,
- Места в общей системе лексики,
- Происхождения,
- Употребляемости,
- Сферы применения в процессе общения,
- Их экспрессивно-стилистического характера.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка»- около 130 тыс. слов. Это – общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ [3].
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность [4, с. 48-59].
Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов – важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
В словарном составе современного русского языка содержатся лексические наслоения различных исторических эпох.
По характеру своего возникновения в русском языке лексика русского языка распадается на две большие группы:
- Исконно-русские слова;
- Заимствованные слова.
Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны, пять стилей: научный, газетно-публицистический, официально-деловой, художественный, разговорно-бытовой.
В результате непрерывного исторического развития языка в его словарном составе образуется многочисленный ряд слов, постоянно употребляющихся во всех сферах человеческого общения. Наряду с этим разрядом слов, активно функционирующих в разных сферах жизнедеятельности людей, в словарном составе выделяется такой разряд слов, который не имеет широкого употребления в речи носителей данного языка. В связи с этим лексика классифицируется с точки зрения активного и пассивного запаса [1].
Основу школьного обучения русскому языку на современном этапе определяет его функционально-стилевая ориентация - ориентация на развитие речи. За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Новым направлением в развитии содержания русского языка является обучение искусству речи, умению общаться с собеседником, умению убеждать словом, отстаивать свою точку зрения. Речевое общение рассматривается как взаимодействие между людьми с помощью слов в процессе речевой деятельности [3]. По своей природе общение – это передача и восприятие смысла, поэтому особое внимание в современной лингвистике отводится основным языковым единицам, выполняющим ведущую роль в коммуникативном акте, – предложению и тексту.
Речь младших школьников требует большой работы по ее совершенствованию, и многочисленные исследования в этом направлении подтверждают это положение. Как правило, отмечаются следующие речевые недочеты:
- бедность синтаксического строя речи учащихся;
- неуместное, стилистически неоправданное употребление синтаксических конструкций.
Слово является основной, центральной единицей языка, поэтому многие аспекты его изучения оказываются до некоторой степени общими для лексикологии и синтаксиса, для лексикологии и словообразования, для лексикологии и морфологии. В лексикологии слова изучаются, прежде всего, как языковые единицы, служащие для названия предметов и явлений окружающей действительности их выделения и формирования соответствующих понятий. Лексика современного русского языка представляет собой сложную систему, состоящую из различных по происхождению, по сфере употребления и стилистической зависимости групп слов. В задачи лексикологии современного русского языка входит исследование стилистической дифференциации словаря, отдельных тематических и лексико-семантических группировок слов, их соотношения друг с другом и соотношения единиц внутри этих группировок. Кроме того, лексикология включает в себя ряд семасиологических проблем, то есть проблем, связанных со смыслом, со значением слов, их способностью обозначать те или иные явления внеязыковой действительности. Слово представляет собой неразрывное единство двух сторон: внешней и внутренней. Внешнюю сторону слова составляет комплекс звуков, являющихся звуковой оболочкой слова. Однако не всякий комплекс звуков – это слово, а лишь тот, который в данном языке имеет определенное значение (смысл, семантику) [2, с. 65-73].
Различают грамматическое и лексическое значение слова. Первое из них обусловлено принадлежностью слова к определенному классу (части речи), которой определяется его общая категориальная значимость, а также возможность его сочетания с другими словами и так далее. «Лексическое значение слова индивидуально: оно закреплено и выражено совокупностью формально-физических элементов данного слова и совокупностью его индивидуальных соотношений с другими словами внутри языка» – пишет Головин. В. В. Виноградов дает следующее определение данным понятия: под лексическим значением слова разумею его предметно-вещественное содержание, оформление по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка. Из сопоставления предыдущих определений видно, что понятие лексического значения раскрывается с существенными расхождениями в его характеристиках. Лексические значения, как и понятия, – это своего рода умственные «концентраты», сгустки человеческих знаний об определенных фрагментах и сторонах окружающей нас действительности. Значения слов, как и понятия, покоятся на специфической форме отражения действительности обобщения и абстракции. В основе слов и понятий всегда лежит обобщение, то есть отражение того общего, постоянного и устойчивого, что скрыто в многообразии и бесконечной переменчивости явлений. В лексической системе языка слова могут иметь одно лексическое значение или несколько в зависимости от характера выражаемых ими понятий в соотнесённости с явлениями действительности. Чем шире эта соотнесённость, тем многозначнее слово [1].
Лесика русского языка, одна из самых богатых в мире, накопившая более четверти миллиона слов, развивалась и росла вместе с духовным ростом самого русского народа в процессе его исторического развития.