Главная
АИ #7 (189)
Статьи журнала АИ #7 (189)
Коррекция инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в корре...

Коррекция инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах дошкольной образовательной организации

Научный руководитель

Телешева Светлана Викторовна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

коррекция инициативной устной речи
дети старшего дошкольного возраста
логопедическая работа
технологии
методики
социальная адаптация
инновационная педагогика

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема коррекции инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах дошкольной образовательной организации. Анализируются ключевые аспекты логопедической работы, включая использование разнообразных технологий и методик, социальную адаптацию ребенка, создание развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с семьями детей. Также подчеркивается роль инновационной педагогики в формировании инициативной устной речи.

Текст статьи

Теоретический анализ коррекции инициативной устной речи у дошкольников

Инициативная устная речь является ключевым аспектом общения и социализации людей, важна для обмена информацией и образования. Исследующие данную проблему ученые (В. Н. Денисенко, М. Ф. Гнездилов, Л. В. Красильникова и др.) считают речь особым видом интеллектуальной деятельности, психической функцией, опосредованной языком [2]. Выготский и Эльконин обращают внимание на значение речи в развитии мышления [1]. Инициативность рассматривается как интегративное качество личности, включающее знания, умения и осознанное отношение к цели и результату деятельности [4, с. 669-671].

Проблема развития инициативной устной речи особенно актуальна для детей старшего дошкольного возраста. В возрасте от 5–6 лет происходит интенсивное формирование монологической речи, закладывается фонематическое развитие речи, что считается сенситивным периодом для начала обучения связной речи [3].

Логопедическая работа с дошкольниками требует использования разнообразных технологий, подходов и методик, включая игровые, для коррекции и развития инициативной устной речи. Важно осуществлять не только коррекцию звукопроизношения, но и развитие связной речи, словарного запаса, грамматического строя, а также психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение и мышление [5, с. 24-26].

Работа логопеда должна включать элементы исследовательской деятельности, быть направленной на расширение лексики и развитие речевой коммуникации. В рамках исследований С. В. Телешевой и А. А. Киктенко подчеркивается роль инновационной педагогики для формирования инициативной устной речи [6, с. 122-125].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплена необходимость формирования инициативности у детей, что делает рассматриваемую проблему соответствующей современным образовательным требованиям.

Определение уровня развития инициативной устной речи у дошкольников

Исходные данные и методы исследования

В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста из МБДОУ «Детский сад № 15 «Капелька», Железноводск. У всех детей были диагностированы речевые нарушения. Дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек.

Методы диагностики:

  • Даскаловой Ф. Г., «Диагностика речевого развития»
  • Чиркиной Г. В., «Методы обследования речи детей» [7, 8].

Исследование проходило в три этапа:

  1. Констатирующий, определяющий исходный уровень речи;
  2. Формирующий, включающий коррекционные занятия;
  3. Контрольный, оценивающий эффективность занятий.

Разработка и апробация комплекса упражнений

На основе анализа педагогической и логопедической литературы, автором был разработан комплекс упражнений для развития речевой инициативности. К комплексу входили:

  • Игры и упражнения, направленные на формирование речевых навыков;
  • Интерактивные приемы, способствующие социальному взаимодействию («Аквариум», «Карусель», «Хоровод» и др.);
  • Занимательные задания, стимулирующие мышление и общение.

Занятия проводились три раза в неделю на протяжении месяца, длительность каждого составляла 15–25 минут в зависимости от формата. В коррекционную программу включалось игровое взаимодействие, упражнения на диалогическую речь и поощрение инициативности в общении.

Результаты исследования

Контрольные измерения показали значительное улучшение инициативной устной речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольным тестированием. Было зафиксировано увеличение доли детей с высоким уровнем речевого развития, а также снижение доли детей с низким уровнем после реализации коррекционной программы.

Обсуждение результатов

Примененный комплекс упражнений демонстрирует эффективность в развитии речевой инициативы у дошкольников с задержками речевого развития. Полученные данные указывают на важность систематических и целенаправленных занятий по развитию устной инициативной речи детей дошкольного возраста.

Заключение

Результаты эксперимента подчеркивают значимость интенсивных логопедических занятий в поддержке и развитии инициативной устной речи у детей дошкольного возраста. Регулярные занятия и индивидуальный подход способствуют повышению уровня их социальной адаптации и коммуникативных умений. Однако необходимо продолжение работ в данном направлении с учетом индивидуальных особенностей и возможного расширения методического арсенала для качественного повышения коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл, изд-во ЭКСМО. – 2005. – 512 с. – ISBN 5-699-13731-9.
  2. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
  3. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие. / Л.В. Красильникова. – М.: Сфера, Сфера образования, 2016. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом). – ISBN 978-5-9949-0347-6.
  4. Развитие инициативности детей дошкольного возраста/ Е.В. Коротаева, А.В. Святцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 669-671.
  5. Смелая, О.В. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда / О.В. Смелая, Н.В. Гриднева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 3(30). – С. 24-26.
  6. Телешева, С.В. Исследовательская деятельность как технология коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников / С.В. Телешева, А.А. Киктенко // Актуальные исследования. – 2021. – № 50(77). – С. 122-125.
  7. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
  8. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

Поделиться

854

Панаэтов А. С. Коррекция инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2024. №7 (189). Ч.III.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/8458-korrektsiya-initsiativnoj-ustnoj-rechi-u-dete

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря