Коррекция инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах дошкольной образовательной организации

В данной статье рассматривается проблема коррекции инициативной устной речи у детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающих группах дошкольной образовательной организации. Анализируются ключевые аспекты логопедической работы, включая использование разнообразных технологий и методик, социальную адаптацию ребенка, создание развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с семьями детей. Также подчеркивается роль инновационной педагогики в формировании инициативной устной речи.

Аннотация статьи
социальная адаптация
дети старшего дошкольного возраста
технологии
логопедическая работа
методики
коррекция инициативной устной речи
инновационная педагогика
Ключевые слова

Теоретический анализ коррекции инициативной устной речи у дошкольников

Инициативная устная речь является ключевым аспектом общения и социализации людей, важна для обмена информацией и образования. Исследующие данную проблему ученые (В. Н. Денисенко, М. Ф. Гнездилов, Л. В. Красильникова и др.) считают речь особым видом интеллектуальной деятельности, психической функцией, опосредованной языком [2]. Выготский и Эльконин обращают внимание на значение речи в развитии мышления [1]. Инициативность рассматривается как интегративное качество личности, включающее знания, умения и осознанное отношение к цели и результату деятельности [4, с. 669-671].

Проблема развития инициативной устной речи особенно актуальна для детей старшего дошкольного возраста. В возрасте от 5–6 лет происходит интенсивное формирование монологической речи, закладывается фонематическое развитие речи, что считается сенситивным периодом для начала обучения связной речи [3].

Логопедическая работа с дошкольниками требует использования разнообразных технологий, подходов и методик, включая игровые, для коррекции и развития инициативной устной речи. Важно осуществлять не только коррекцию звукопроизношения, но и развитие связной речи, словарного запаса, грамматического строя, а также психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение и мышление [5, с. 24-26].

Работа логопеда должна включать элементы исследовательской деятельности, быть направленной на расширение лексики и развитие речевой коммуникации. В рамках исследований С. В. Телешевой и А. А. Киктенко подчеркивается роль инновационной педагогики для формирования инициативной устной речи [6, с. 122-125].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплена необходимость формирования инициативности у детей, что делает рассматриваемую проблему соответствующей современным образовательным требованиям.

Определение уровня развития инициативной устной речи у дошкольников

Исходные данные и методы исследования

В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста из МБДОУ «Детский сад № 15 «Капелька», Железноводск. У всех детей были диагностированы речевые нарушения. Дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек.

Методы диагностики:

  • Даскаловой Ф. Г., «Диагностика речевого развития»
  • Чиркиной Г. В., «Методы обследования речи детей» [7, 8].

Исследование проходило в три этапа:

  1. Констатирующий, определяющий исходный уровень речи;
  2. Формирующий, включающий коррекционные занятия;
  3. Контрольный, оценивающий эффективность занятий.

Разработка и апробация комплекса упражнений

На основе анализа педагогической и логопедической литературы, автором был разработан комплекс упражнений для развития речевой инициативности. К комплексу входили:

  • Игры и упражнения, направленные на формирование речевых навыков;
  • Интерактивные приемы, способствующие социальному взаимодействию («Аквариум», «Карусель», «Хоровод» и др.);
  • Занимательные задания, стимулирующие мышление и общение.

Занятия проводились три раза в неделю на протяжении месяца, длительность каждого составляла 15–25 минут в зависимости от формата. В коррекционную программу включалось игровое взаимодействие, упражнения на диалогическую речь и поощрение инициативности в общении.

Результаты исследования

Контрольные измерения показали значительное улучшение инициативной устной речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольным тестированием. Было зафиксировано увеличение доли детей с высоким уровнем речевого развития, а также снижение доли детей с низким уровнем после реализации коррекционной программы.

Обсуждение результатов

Примененный комплекс упражнений демонстрирует эффективность в развитии речевой инициативы у дошкольников с задержками речевого развития. Полученные данные указывают на важность систематических и целенаправленных занятий по развитию устной инициативной речи детей дошкольного возраста.

Заключение

Результаты эксперимента подчеркивают значимость интенсивных логопедических занятий в поддержке и развитии инициативной устной речи у детей дошкольного возраста. Регулярные занятия и индивидуальный подход способствуют повышению уровня их социальной адаптации и коммуникативных умений. Однако необходимо продолжение работ в данном направлении с учетом индивидуальных особенностей и возможного расширения методического арсенала для качественного повышения коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи
  1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл, изд-во ЭКСМО. – 2005. – 512 с. – ISBN 5-699-13731-9.
  2. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
  3. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие. / Л.В. Красильникова. – М.: Сфера, Сфера образования, 2016. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом). – ISBN 978-5-9949-0347-6.
  4. Развитие инициативности детей дошкольного возраста/ Е.В. Коротаева, А.В. Святцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 669-671.
  5. Смелая, О.В. Развитие речевой активности у дошкольников с ТНР через использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя-логопеда / О.В. Смелая, Н.В. Гриднева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 3(30). – С. 24-26.
  6. Телешева, С.В. Исследовательская деятельность как технология коррекционно-развивающей работы с инициативной устной речью у дошкольников / С.В. Телешева, А.А. Киктенко // Актуальные исследования. – 2021. – № 50(77). – С. 122-125.
  7. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
  8. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
Список литературы