Теоретический анализ коррекции инициативной устной речи у дошкольников
Инициативная устная речь является ключевым аспектом общения и социализации людей, важна для обмена информацией и образования. Исследующие данную проблему ученые (В. Н. Денисенко, М. Ф. Гнездилов, Л. В. Красильникова и др.) считают речь особым видом интеллектуальной деятельности, психической функцией, опосредованной языком [2]. Выготский и Эльконин обращают внимание на значение речи в развитии мышления [1]. Инициативность рассматривается как интегративное качество личности, включающее знания, умения и осознанное отношение к цели и результату деятельности [4, с. 669-671].
Проблема развития инициативной устной речи особенно актуальна для детей старшего дошкольного возраста. В возрасте от 5–6 лет происходит интенсивное формирование монологической речи, закладывается фонематическое развитие речи, что считается сенситивным периодом для начала обучения связной речи [3].
Логопедическая работа с дошкольниками требует использования разнообразных технологий, подходов и методик, включая игровые, для коррекции и развития инициативной устной речи. Важно осуществлять не только коррекцию звукопроизношения, но и развитие связной речи, словарного запаса, грамматического строя, а также психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение и мышление [5, с. 24-26].
Работа логопеда должна включать элементы исследовательской деятельности, быть направленной на расширение лексики и развитие речевой коммуникации. В рамках исследований С. В. Телешевой и А. А. Киктенко подчеркивается роль инновационной педагогики для формирования инициативной устной речи [6, с. 122-125].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплена необходимость формирования инициативности у детей, что делает рассматриваемую проблему соответствующей современным образовательным требованиям.
Определение уровня развития инициативной устной речи у дошкольников
Исходные данные и методы исследования
В исследовании участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста из МБДОУ «Детский сад № 15 «Капелька», Железноводск. У всех детей были диагностированы речевые нарушения. Дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек.
Методы диагностики:
- Даскаловой Ф. Г., «Диагностика речевого развития»
- Чиркиной Г. В., «Методы обследования речи детей» [7, 8].
Исследование проходило в три этапа:
- Констатирующий, определяющий исходный уровень речи;
- Формирующий, включающий коррекционные занятия;
- Контрольный, оценивающий эффективность занятий.
Разработка и апробация комплекса упражнений
На основе анализа педагогической и логопедической литературы, автором был разработан комплекс упражнений для развития речевой инициативности. К комплексу входили:
- Игры и упражнения, направленные на формирование речевых навыков;
- Интерактивные приемы, способствующие социальному взаимодействию («Аквариум», «Карусель», «Хоровод» и др.);
- Занимательные задания, стимулирующие мышление и общение.
Занятия проводились три раза в неделю на протяжении месяца, длительность каждого составляла 15–25 минут в зависимости от формата. В коррекционную программу включалось игровое взаимодействие, упражнения на диалогическую речь и поощрение инициативности в общении.
Результаты исследования
Контрольные измерения показали значительное улучшение инициативной устной речи в экспериментальной группе по сравнению с контрольным тестированием. Было зафиксировано увеличение доли детей с высоким уровнем речевого развития, а также снижение доли детей с низким уровнем после реализации коррекционной программы.
Обсуждение результатов
Примененный комплекс упражнений демонстрирует эффективность в развитии речевой инициативы у дошкольников с задержками речевого развития. Полученные данные указывают на важность систематических и целенаправленных занятий по развитию устной инициативной речи детей дошкольного возраста.
Заключение
Результаты эксперимента подчеркивают значимость интенсивных логопедических занятий в поддержке и развитии инициативной устной речи у детей дошкольного возраста. Регулярные занятия и индивидуальный подход способствуют повышению уровня их социальной адаптации и коммуникативных умений. Однако необходимо продолжение работ в данном направлении с учетом индивидуальных особенностей и возможного расширения методического арсенала для качественного повышения коммуникативной активности детей старшего дошкольного возраста.