Важнейшим условием благополучного развития страны является стабильность во всех сферах жизнедеятельности, которая может быть достигнута на основе эффективного функционирования экономики страны. Мировой экономический кризис, затронувший все мировое сообщество, имеет большое количество негативных проявлений, способных оказать отрицательное влияние на процессы производства и потребления, стоимость всех видов ресурсов. Все это обуславливает возможность появления рисковых событий, угрожающих национальной безопасности государства.
В общем виде риск представляет собой некую потерю, которая нежелательна в определенный момент времени, причем данная потеря возможна при неком неблагоприятном стечении обстоятельств. «вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств». Термин «страновой риск» до настоящего время не получил однозначного определения. Данное понятие возникло в процессе реализации международной финансовой деятельности. Данный вид деятельности не только несет в себе источник прибыли, но, и как правило, сопряжён с возникновением негативных ситуаций, приводящих к рискам.
Страновой риск является совокупным видом риска, имеет сложную структуру. Составляющие странового риска изображены на рис. 1 [2, с. 190].
Рис. 1. Компоненты странового риска
Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики странового риска:
- Связан с осуществлением транснациональной деятельности;
- Включает в себя несколько видов рисков.
Политический риск представляют собой тип риска, который связан с изменением политической ситуации в стране. Данный тип странового риска может быть связан с изменением законодательства, военными действиями, гражданскими волнениями, массовыми беспорядками, экспроприацией или национализацией предприятий.
Коммерческий риск может быть представлен риском, который реализуется при возникновении ситуации, приводящей к неплатежеспособности. Например, при предоставлении займа иностранным государством. Так же он может проявляться в виде трансфертного риска, сущность которого состоит в том, что «при проведении экономической политики отдельная страна (государство) может наложить ограничения на перевод капитала иностранным инвесторам».
Классификация политических рисков осуществляется на уровне экономических субъектов, на которые они распространяются. Политический микрориск может быть связан с реализацией деятельности в определённой отрасли, или при реализации определенного проекта. Макрориск отражается на деятельности всех иностранных субъектов в стране размещения.
Важность оценки страновых рисков учитывается в масштабах национальной экономики, а также в деятельности компаний. Эффективное управление страновым риском находится в зависимости от наличия знаний относительно его структуры.
Глобализация и цикличность финансовых кризисов в мировой экономике оказывает непосредственное влияние на возникновение и развитие страновых рисков, имеющих высокую степень угрозы финансово-экономических потерь. С понятием странового риска тесно связано понятие инвестиционного климата в стране, характеризующего привлекательность страны для имеющихся и потенциальных инвесторов с точки зрения политики, законодательства, налогов. В связи с этим особо значение приобретает дальнейшее исследование странового риска, и в том числе методов их оценки.
Существующие методы оценки страновых рисков принято разделять на следующие группы (рис. 2).
Рис. 2. Методы оценки страновых рисков
Рассмотрим более подробно представленные методы оценки страновых рисков.
- Качественные методы оценки страновых рисков основаны на применении мнения экспертов, что предполагает некую долю субъективности, которая может снизить достоверность получаемых результатов.
- Количественные методы оценки – данная группа методов оценки страновых рисков предполагает использование следующих подходов:
- составление каталога страновых рисков – оценка данного риска связана с выявлением результирующего значения многофакторной функции, которая зависит от факторов, на основе которых производится оценка. Такими факторами обычно выступают экономические показатели.
- экономические методы оценки странового риска – при использовании данных методов прогнозирование тенденций страновых рисков осуществляется на основе предыдущих значений экономических показателей; существенным недостатком данных методов является отсутствие учета многих качественных факторов, которые могут иметь существенное значение для оценки риска.
- комбинированные методы оценки – основываются на сочетании качественных и количественных показателей странового риска.
Таким образом, можно сделать вывод, что страновые риски находятся под влиянием большого количества факторов, на чем основано использование различных методов их оценки: качественные, количественные, комбинированные, структурно-качественные.
Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшим условием благополучного развития страны является стабильность во всех сферах жизнедеятельности, которая может быть достигнута на основе эффективного функционирования экономики страны. Мировой экономический кризис, затронувший все мировое сообщество, имеет большое количество негативных проявлений, способных оказать отрицательное влияние на процессы производства и потребления, стоимость всех видов ресурсов. Все это обуславливает возможность появления рисковых событий, угрожающих национальной безопасности государства.
Страновой риск представляет собой риск финансовых потерь при осуществлении деловых операций, прямо или косвенно связанных с международной деятельностью и трансграничным перемещением средств. Страновой риск характеризуется совокупностью условий настоящего и будущего состояния зарубежной страны, включая экономические, социальные и политические условия, а также уровнем влияния таких условий на возможность субъектов хозяйствования отвечать по своим обязательствам при нахождении в этой стране. Страновые риски находятся под влиянием большого количества факторов, на чем основано использование различных методов их оценки: качественные, количественные, комбинированные, структурно-качественные.
Основными направлениями нейтрализации страновых рисков должны быть направлены на разработку мероприятий по снижению уровня инфляции, стимулирование несырьевого экспорта Российской Федерации, сокращении зависимости от импорта, повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.