Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву

Статья посвящена анализу существующих маршрутов перевозки замороженной рыбной продукции и икры из Сахалина в Москву. Приведены требования к перевозке замороженной рыбы и икры. Описаны два маршрута перевозки по Транссибирской магистрали и через Северный морской путь. Приведены расчеты времени доставки по каждому из направлений. Исходя из данных расчетов, произведен выбор наиболее оптимального маршрута с точки зрения времени доставки.

Аннотация статьи
транспортная логистика
транспортировка
транспорт
замороженная рыба
Ключевые слова

На московских продовольственных торговых площадках рыба встречается часто. В Москву она приходит из разных регионов и стран. В зависимости от того каким способом она доставляется, рыба может продаваться как замороженной, так и охлажденной. Стоит отметить, что рыба- довольно специфический продукт, транспортировка, которого требует созданию специальных условий.

Рыба отечественного производства, в основном, доставляется из дальневосточного федерального округа. Рыбохозяйственный комплекс Сахалина, который относится к дальневосточному федеральному округу, занимает первое место по потенциалу береговых перерабатывающих производств (3 млн. тонн в год), третье место по объемам вылова водных биологических ресурсов и производству продуктов рыбных переработанных и консервированных после Камчатского и Приморского краев. погрузке должны иметь температуру не выше минус 18°С.

1. Требования к перевозке замороженной рыбы и икры

Перевозят мороженую рыбу в рефрижераторном подвижном составе с охлаждением в летний и переходный периоды года(-18°С), а в зимний период допускается перевозка в РПС без охлаждения.

Осетровые и лососевые рыбы упаковываются только в ящики.

На ящиках с замороженной рыбой крупным шрифтом должна быть нанесена надпись: «ЗАМОРОЖЕННАЯ».

Предельные сроки перевозки рыбы и рыбопродуктов по периодам года в рефрижераторных вагонах указаны в приложении №2 к «Правилам перевозок грузов» [5].

Перевозка икры лососевой осуществляется при температуре -6 °С. Икра расфасовывается в жестяные банки от 100 до 500г, которые герметично закатаны, которые упаковываются в дощатые, фанерные или картонные ящики.

Перевозку указанных грузов целесообразно перевозить либо железнодорожным, либо морским рефрижераторным транспортом.

Перевозка замороженной рыбы и икры лососевой авиатранспортом нецелесообразна из-за высокой цены и отсутствия необходимости скоростной доставки груза с большим сроком хранения.

Перевозка замороженной рыбы и икры осуществляется по маршруту Южно-Сахалинск – Москва. Станция Южно-Сахалинск – припортовая железнодорожная станция Владивостокского отделения ДВЖД. Станция Москва -железнодорожная станция Московской ЖД.

Перевозка железнодорожным транспортом осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали (рис. 1), соединяющей Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами России.

Рис. 1. Маршрут Транссибирской магистрали

Маршрут следования от Южно-Сахалинска до Москвы может проходить либо через порт Холмск в порт Ванино (279 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы, либо через порт Холмск в порт Находка (858 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы (рис. 2).

Рис. 2. Маршрут следования через порт Холмск в порт Ванино

Ванино – транспортный узел, который связывает воедино железнодорожный, морской и автомобильные пути сообщения. Ванино является ключевой станцией. Оптимальное географическое положение открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской (сокращенно БАМ) и Транссибирской железнодорожным магистралям

Холмск – порт расположен на побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань и Северную гавань. Является незамерзающим портом и открыт для навигации круглый год.

Линия Ванино–Холмск обслуживается тремя паромами типа "Сахалин" (рис. 3), ежедневно обеспечивая грузовые и пассажирские перевозки на остров и обратно. По данному маршруту возможна перевозка множества видов грузов, таких как наливные и скоропортящийся. Перевозка скоропортящихся грузов возможна как в рефрижераторных вагонах, так и в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах.

Рис. 3. Специализированный паром "Сахалин-10"

В настоящее время паромный флот, принадлежащий ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), включает четыре однотипных дизель-электрохода (Сахалин-8, 9, 10), каждый из которых может перевозить 28 железнодорожных вагонов, либо 37 большегрузных автомобилей [4].

Следование от Ванино до Москвы проходит Ванино-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8818 км.

Следование от Находки до Москвы проходит Находка-Владивосток-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8840 км.

Перевозки замороженной рыбы и икры в направлении: Москва-Находка-порт Холмск составляет 9698 км из них 858 км морем, что по сравнению с первым маршрутом имеет увеличенные сроки доставки груза.

Поэтому перевозку груза по жд выбираем маршрут Южно-Сахалинск-Ванино (264 км)-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Общая протяженность маршрута 9361 км (из них 279 км морем). Время в пути на скором поезде составляет около 9 суток.

Перевозка осуществляется в пределах дорог упомянутых в таблице 1.

Таблица 1

Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов

Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов

Наименование дороги

Периоды года

 

Летний

Переходный

Зимний

ГОР, ОКТ, СВР, ЗСБ, КРС, ВСБ, ДВС

Май-Сентябрь включительно

Октябрь и Апрель

Ноябрь-Март включительно

МСК

Май-Октябрь включительно

Ноябрь и Апрель

Декабрь-Март включительно

Для определения дальности перевозки направления составляется схема железнодорожного направления по кратчайшему маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино).

Рис. 4. Схема железнодорожного направления по маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино)

Северный морской путь (СМП) – является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком (рис. 5).

Рис. 5. Северный морской путь

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).

Расстояние от Архангельска до Холмска по Северному морскому пути составляет свыше 9,6 тыс. км. (плюс 1207 км до Москвы).

Расстояния по альтернативным маршрутам указаны в таблице 2.

Таблица 2

Расстояния доставки грузов по альтернативным маршрутам

Варианты транспортных схем

По видам транспорта

Всего,

км

морем,

км

по железной

дороге, км

автотранспортом, км

1. ЖД Южно-Сахалинск-Ванино-Москва

279

9082

0

9361

2.СМП Южно-Сахалинск-Архангельск-Москва

9616

0

1207

10824

Исходя из всех вышеперечисленных фактов, можно определить положительные и отрицательные стороны по каждому маршруту, которые представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Положительные и отрицательные стороны перевозок через Транссибирскую магистраль и Северные морской путь

2. Анализ сроков доставки по двум маршрутам

Срок доставки рассчитывается отдельно для каждой транспортной схемы с учетом всех ее особенностей.

Срок доставки по железной дороге включает:

  • время на начально-конечные операции в пунктах погрузки и выгрузки, Тнко = 2сут.
  • время погрузки грузов (0,25÷0,4 сут);
  • времени формирования маршрутного состава на сортировочной припортовой станции (0,5÷1,0 сут);
  • время погрузки, выгрузки и перевозка состава на пароме (2сут);
  • ходовое время перевозки до конечного пункта доставки (по железной дороге) с учетом особенностей регионов.

Ходовое время на Российских железных дорогах определяется исходя из средней скорости движения поездов, равной 40÷50 км/час или 1000÷1200 км в сутки. В расчетах возьмем скорость 1200 км/сут.

 Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд + Тпар   (1)

Тдост = 2+ 0,4+1+7,6+2 = 13 сут;

Итог: срок доставки грузов по железной дороге из Южно-Сахалинска – Ванино – Москва составит 13 суток.

Срок морской доставкимор) включает ходовое время перехода судна из порта отправления в порт перевалки:

Тдост = Тжд+ Тпорт-отпр + Тмор + Тпорт-перев + Тавто,  (2)

v=23-26 узлов/ч=26,5 миль/ч=47км/ч

Кv = 0,9 – коэффициент использования расчетной скорости судна;

Тмор =9616/(0,9*47)=240 час=10 суток;

Тжд-время доставки по жд до Холмска от Южно-Сахалинска:

Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд  (3)

Тдост = 2+ 0,4+1+0,22+2=5,6 6сут;

Время доставки контейнеров автомобильным транспортом из Архангельска в Москву следует определять как время, за которое можно перевести всю судовую партию груза из порта назначения до конечного пункта доставки.

Это время будет исчисляться:

Тавто = tход + tвыгр + tпог, сут, (4)

Тавто= 1207/80·24 +2+2 5сут;

Тдост общ = 21сут.

Итог: Срок доставки контейнеров по Северному морскому пути из Южно-Сахалинска – Архангельск – Москва составит 21 день.

Таким образом, исходя из проведенного анализа по двум маршрутам наиболее эффективным способом доставки замороженной рыбной продукции является вариант №1: Южно-Сахалинск – Ванино – Москва по Транссибирской магистрали, так как срок доставки значительно меньше, чем перевозка вариантом №2: Южно-Сахалинск – Архангельск – Москва.

Текст статьи
  1. ГОСТ 16080-2019. Межгосударственный стандарт. Рыбы лососевые тихоокеанские соленые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.09.2019 N 699-ст) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=26325#0866376480047846 (дата обращения 30.05.2020)
  2. Корякина А.В., Теплицкий В.А. О методах расчета эффективности перевозки рыбной продукции с дальнего востока в европейскую часть России // Рыбное хозяйство, Москва 2017. – С. 23-26.
  3. Куликов, А. В. Общий курс транспорта : учеб. пособие / А. В. Куликов, С. А. Ширяев, Л. Б. Миротин ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 160 с.
  4. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система [Текст]: учебник / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. – 282 с.
  5. ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO). Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.sasco.ru/ (обращения 25.05.2020)
  6. Семёнов Д. В. Международные транспортные коридоры, проходящие по территории России : историко-правовой обзор / Д. В. Семёнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : Киселев А. В., 2017. – 240 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 26.03.2020) // "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113363/ (дата обращения 30.05.2020)
  8. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 37 // "Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" // [Электронный ресурс] URL: https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2574 (дата обращения 28.05.2020)
  9. "Правила морской перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах" (утв. Минморфлотом СССР 28.03.1979) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100242/ (дата обращения 28.05.2020)
  10. Россельхознадзор. Официальный сайт. // [Электронный ресурс] URL: https://www.fsvps.ru/fsvps/news/17855.html (дата обращения 25.05.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября