Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву
Статья посвящена анализу существующих маршрутов перевозки замороженной рыбной продукции и икры из Сахалина в Москву. Приведены требования к перевозке замороженной рыбы и икры. Описаны два маршрута перевозки по Транссибирской магистрали и через Северный морской путь. Приведены расчеты времени доставки по каждому из направлений. Исходя из данных расчетов, произведен выбор наиболее оптимального маршрута с точки зрения времени доставки.
На московских продовольственных торговых площадках рыба встречается часто. В Москву она приходит из разных регионов и стран. В зависимости от того каким способом она доставляется, рыба может продаваться как замороженной, так и охлажденной. Стоит отметить, что рыба- довольно специфический продукт, транспортировка, которого требует созданию специальных условий.
Рыба отечественного производства, в основном, доставляется из дальневосточного федерального округа. Рыбохозяйственный комплекс Сахалина, который относится к дальневосточному федеральному округу, занимает первое место по потенциалу береговых перерабатывающих производств (3 млн. тонн в год), третье место по объемам вылова водных биологических ресурсов и производству продуктов рыбных переработанных и консервированных после Камчатского и Приморского краев. погрузке должны иметь температуру не выше минус 18°С.
1. Требования к перевозке замороженной рыбы и икры
Перевозят мороженую рыбу в рефрижераторном подвижном составе с охлаждением в летний и переходный периоды года(-18°С), а в зимний период допускается перевозка в РПС без охлаждения.
Осетровые и лососевые рыбы упаковываются только в ящики.
На ящиках с замороженной рыбой крупным шрифтом должна быть нанесена надпись: «ЗАМОРОЖЕННАЯ».
Предельные сроки перевозки рыбы и рыбопродуктов по периодам года в рефрижераторных вагонах указаны в приложении №2 к «Правилам перевозок грузов» [5].
Перевозка икры лососевой осуществляется при температуре -6 °С. Икра расфасовывается в жестяные банки от 100 до 500г, которые герметично закатаны, которые упаковываются в дощатые, фанерные или картонные ящики.
Перевозку указанных грузов целесообразно перевозить либо железнодорожным, либо морским рефрижераторным транспортом.
Перевозка замороженной рыбы и икры лососевой авиатранспортом нецелесообразна из-за высокой цены и отсутствия необходимости скоростной доставки груза с большим сроком хранения.
Перевозка замороженной рыбы и икры осуществляется по маршруту Южно-Сахалинск – Москва. Станция Южно-Сахалинск – припортовая железнодорожная станция Владивостокского отделения ДВЖД. Станция Москва -железнодорожная станция Московской ЖД.
Перевозка железнодорожным транспортом осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали (рис. 1), соединяющей Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами России.
Рис. 1. Маршрут Транссибирской магистрали
Маршрут следования от Южно-Сахалинска до Москвы может проходить либо через порт Холмск в порт Ванино (279 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы, либо через порт Холмск в порт Находка (858 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы (рис. 2).
Рис. 2. Маршрут следования через порт Холмск в порт Ванино
Ванино – транспортный узел, который связывает воедино железнодорожный, морской и автомобильные пути сообщения. Ванино является ключевой станцией. Оптимальное географическое положение открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской (сокращенно БАМ) и Транссибирской железнодорожным магистралям
Холмск – порт расположен на побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань и Северную гавань. Является незамерзающим портом и открыт для навигации круглый год.
Линия Ванино–Холмск обслуживается тремя паромами типа "Сахалин" (рис. 3), ежедневно обеспечивая грузовые и пассажирские перевозки на остров и обратно. По данному маршруту возможна перевозка множества видов грузов, таких как наливные и скоропортящийся. Перевозка скоропортящихся грузов возможна как в рефрижераторных вагонах, так и в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах.
Рис. 3. Специализированный паром "Сахалин-10"
В настоящее время паромный флот, принадлежащий ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), включает четыре однотипных дизель-электрохода (Сахалин-8, 9, 10), каждый из которых может перевозить 28 железнодорожных вагонов, либо 37 большегрузных автомобилей [4].
Следование от Ванино до Москвы проходит Ванино-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8818 км.
Следование от Находки до Москвы проходит Находка-Владивосток-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8840 км.
Перевозки замороженной рыбы и икры в направлении: Москва-Находка-порт Холмск составляет 9698 км из них 858 км морем, что по сравнению с первым маршрутом имеет увеличенные сроки доставки груза.
Поэтому перевозку груза по жд выбираем маршрут Южно-Сахалинск-Ванино (264 км)-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Общая протяженность маршрута 9361 км (из них 279 км морем). Время в пути на скором поезде составляет около 9 суток.
Перевозка осуществляется в пределах дорог упомянутых в таблице 1.
Таблица 1
Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов
Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов |
|||
Наименование дороги |
Периоды года |
||
|
Летний |
Переходный |
Зимний |
ГОР, ОКТ, СВР, ЗСБ, КРС, ВСБ, ДВС |
Май-Сентябрь включительно |
Октябрь и Апрель |
Ноябрь-Март включительно |
МСК |
Май-Октябрь включительно |
Ноябрь и Апрель |
Декабрь-Март включительно |
Для определения дальности перевозки направления составляется схема железнодорожного направления по кратчайшему маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино).
Рис. 4. Схема железнодорожного направления по маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино)
Северный морской путь (СМП) – является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком (рис. 5).
Рис. 5. Северный морской путь
Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).
Расстояние от Архангельска до Холмска по Северному морскому пути составляет свыше 9,6 тыс. км. (плюс 1207 км до Москвы).
Расстояния по альтернативным маршрутам указаны в таблице 2.
Таблица 2
Расстояния доставки грузов по альтернативным маршрутам
Варианты транспортных схем |
По видам транспорта |
Всего, км |
||
морем, км |
по железной дороге, км |
автотранспортом, км |
||
1. ЖД Южно-Сахалинск-Ванино-Москва |
279 |
9082 |
0 |
9361 |
2.СМП Южно-Сахалинск-Архангельск-Москва |
9616 |
0 |
1207 |
10824 |
Исходя из всех вышеперечисленных фактов, можно определить положительные и отрицательные стороны по каждому маршруту, которые представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Положительные и отрицательные стороны перевозок через Транссибирскую магистраль и Северные морской путь
2. Анализ сроков доставки по двум маршрутам
Срок доставки рассчитывается отдельно для каждой транспортной схемы с учетом всех ее особенностей.
Срок доставки по железной дороге включает:
- время на начально-конечные операции в пунктах погрузки и выгрузки, Тнко = 2сут.
- время погрузки грузов (0,25÷0,4 сут);
- времени формирования маршрутного состава на сортировочной припортовой станции (0,5÷1,0 сут);
- время погрузки, выгрузки и перевозка состава на пароме (2сут);
- ходовое время перевозки до конечного пункта доставки (по железной дороге) с учетом особенностей регионов.
Ходовое время на Российских железных дорогах определяется исходя из средней скорости движения поездов, равной 40÷50 км/час или 1000÷1200 км в сутки. В расчетах возьмем скорость 1200 км/сут.
Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд + Тпар (1)
Тдост = 2+ 0,4+1+7,6+2 = 13 сут;
Итог: срок доставки грузов по железной дороге из Южно-Сахалинска – Ванино – Москва составит 13 суток.
Срок морской доставки (Тмор) включает ходовое время перехода судна из порта отправления в порт перевалки:
Тдост = Тжд+ Тпорт-отпр + Тмор + Тпорт-перев + Тавто, (2)
v=23-26 узлов/ч=26,5 миль/ч=47км/ч
Кv = 0,9 – коэффициент использования расчетной скорости судна;
Тмор =9616/(0,9*47)=240 час=10 суток;
Тжд-время доставки по жд до Холмска от Южно-Сахалинска:
Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд (3)
Тдост = 2+ 0,4+1+0,22+2=5,6 6сут;
Время доставки контейнеров автомобильным транспортом из Архангельска в Москву следует определять как время, за которое можно перевести всю судовую партию груза из порта назначения до конечного пункта доставки.
Это время будет исчисляться:
Тавто = tход + tвыгр + tпог, сут, (4)
Тавто= 1207/80·24 +2+2 5сут;
Тдост общ = 21сут.
Итог: Срок доставки контейнеров по Северному морскому пути из Южно-Сахалинска – Архангельск – Москва составит 21 день.
Таким образом, исходя из проведенного анализа по двум маршрутам наиболее эффективным способом доставки замороженной рыбной продукции является вариант №1: Южно-Сахалинск – Ванино – Москва по Транссибирской магистрали, так как срок доставки значительно меньше, чем перевозка вариантом №2: Южно-Сахалинск – Архангельск – Москва.
- ГОСТ 16080-2019. Межгосударственный стандарт. Рыбы лососевые тихоокеанские соленые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.09.2019 N 699-ст) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=26325#0866376480047846 (дата обращения 30.05.2020)
- Корякина А.В., Теплицкий В.А. О методах расчета эффективности перевозки рыбной продукции с дальнего востока в европейскую часть России // Рыбное хозяйство, Москва 2017. – С. 23-26.
- Куликов, А. В. Общий курс транспорта : учеб. пособие / А. В. Куликов, С. А. Ширяев, Л. Б. Миротин ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 160 с.
- Троицкая, Н. А. Единая транспортная система [Текст]: учебник / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. – 282 с.
- ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO). Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.sasco.ru/ (обращения 25.05.2020)
- Семёнов Д. В. Международные транспортные коридоры, проходящие по территории России : историко-правовой обзор / Д. В. Семёнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : Киселев А. В., 2017. – 240 с.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 26.03.2020) // "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113363/ (дата обращения 30.05.2020)
- Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 37 // "Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" // [Электронный ресурс] URL: https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2574 (дата обращения 28.05.2020)
- "Правила морской перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах" (утв. Минморфлотом СССР 28.03.1979) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100242/ (дата обращения 28.05.2020)
- Россельхознадзор. Официальный сайт. // [Электронный ресурс] URL: https://www.fsvps.ru/fsvps/news/17855.html (дата обращения 25.05.2020)