Главная
АИ #10 (13)
Статьи журнала АИ #10 (13)
Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву

Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву

Автор(-ы):

Беляев Максим Александрович

Жабина Нина Владимировна

Кумейко Дмитрий Викторович

Мурашов Алексей Михайлович

Решетникова Александра Алексеевна

Секция

Транспортные коммуникации

Ключевые слова

транспорт
транспортировка
транспортная логистика
замороженная рыба

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу существующих маршрутов перевозки замороженной рыбной продукции и икры из Сахалина в Москву. Приведены требования к перевозке замороженной рыбы и икры. Описаны два маршрута перевозки по Транссибирской магистрали и через Северный морской путь. Приведены расчеты времени доставки по каждому из направлений. Исходя из данных расчетов, произведен выбор наиболее оптимального маршрута с точки зрения времени доставки.

Текст статьи

На московских продовольственных торговых площадках рыба встречается часто. В Москву она приходит из разных регионов и стран. В зависимости от того каким способом она доставляется, рыба может продаваться как замороженной, так и охлажденной. Стоит отметить, что рыба- довольно специфический продукт, транспортировка, которого требует созданию специальных условий.

Рыба отечественного производства, в основном, доставляется из дальневосточного федерального округа. Рыбохозяйственный комплекс Сахалина, который относится к дальневосточному федеральному округу, занимает первое место по потенциалу береговых перерабатывающих производств (3 млн. тонн в год), третье место по объемам вылова водных биологических ресурсов и производству продуктов рыбных переработанных и консервированных после Камчатского и Приморского краев. погрузке должны иметь температуру не выше минус 18°С.

1. Требования к перевозке замороженной рыбы и икры

Перевозят мороженую рыбу в рефрижераторном подвижном составе с охлаждением в летний и переходный периоды года(-18°С), а в зимний период допускается перевозка в РПС без охлаждения.

Осетровые и лососевые рыбы упаковываются только в ящики.

На ящиках с замороженной рыбой крупным шрифтом должна быть нанесена надпись: «ЗАМОРОЖЕННАЯ».

Предельные сроки перевозки рыбы и рыбопродуктов по периодам года в рефрижераторных вагонах указаны в приложении №2 к «Правилам перевозок грузов» [5].

Перевозка икры лососевой осуществляется при температуре -6 °С. Икра расфасовывается в жестяные банки от 100 до 500г, которые герметично закатаны, которые упаковываются в дощатые, фанерные или картонные ящики.

Перевозку указанных грузов целесообразно перевозить либо железнодорожным, либо морским рефрижераторным транспортом.

Перевозка замороженной рыбы и икры лососевой авиатранспортом нецелесообразна из-за высокой цены и отсутствия необходимости скоростной доставки груза с большим сроком хранения.

Перевозка замороженной рыбы и икры осуществляется по маршруту Южно-Сахалинск – Москва. Станция Южно-Сахалинск – припортовая железнодорожная станция Владивостокского отделения ДВЖД. Станция Москва -железнодорожная станция Московской ЖД.

Перевозка железнодорожным транспортом осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали (рис. 1), соединяющей Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными городами России.

Рис. 1. Маршрут Транссибирской магистрали

Маршрут следования от Южно-Сахалинска до Москвы может проходить либо через порт Холмск в порт Ванино (279 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы, либо через порт Холмск в порт Находка (858 км морем) и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали до Москвы (рис. 2).

Рис. 2. Маршрут следования через порт Холмск в порт Ванино

Ванино – транспортный узел, который связывает воедино железнодорожный, морской и автомобильные пути сообщения. Ванино является ключевой станцией. Оптимальное географическое положение открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской (сокращенно БАМ) и Транссибирской железнодорожным магистралям

Холмск – порт расположен на побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань и Северную гавань. Является незамерзающим портом и открыт для навигации круглый год.

Линия Ванино–Холмск обслуживается тремя паромами типа "Сахалин" (рис. 3), ежедневно обеспечивая грузовые и пассажирские перевозки на остров и обратно. По данному маршруту возможна перевозка множества видов грузов, таких как наливные и скоропортящийся. Перевозка скоропортящихся грузов возможна как в рефрижераторных вагонах, так и в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах.

Рис. 3. Специализированный паром "Сахалин-10"

В настоящее время паромный флот, принадлежащий ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), включает четыре однотипных дизель-электрохода (Сахалин-8, 9, 10), каждый из которых может перевозить 28 железнодорожных вагонов, либо 37 большегрузных автомобилей [4].

Следование от Ванино до Москвы проходит Ванино-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8818 км.

Следование от Находки до Москвы проходит Находка-Владивосток-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Длина маршрута 8840 км.

Перевозки замороженной рыбы и икры в направлении: Москва-Находка-порт Холмск составляет 9698 км из них 858 км морем, что по сравнению с первым маршрутом имеет увеличенные сроки доставки груза.

Поэтому перевозку груза по жд выбираем маршрут Южно-Сахалинск-Ванино (264 км)-Лидога-Хабаровск-Чита-Иркутск-Красноярск-Новосибирск-Омск-Челябинск-Казань-Москва. Общая протяженность маршрута 9361 км (из них 279 км морем). Время в пути на скором поезде составляет около 9 суток.

Перевозка осуществляется в пределах дорог упомянутых в таблице 1.

Таблица 1

Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов

Климатические условия направления Южно-Сахалинск -Москва Тов

Наименование дороги

Периоды года

 

Летний

Переходный

Зимний

ГОР, ОКТ, СВР, ЗСБ, КРС, ВСБ, ДВС

Май-Сентябрь включительно

Октябрь и Апрель

Ноябрь-Март включительно

МСК

Май-Октябрь включительно

Ноябрь и Апрель

Декабрь-Март включительно

Для определения дальности перевозки направления составляется схема железнодорожного направления по кратчайшему маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино).

Рис. 4. Схема железнодорожного направления по маршруту Южно-Сахалинск-Москва (через Холмск-Ванино)

Северный морской путь (СМП) – является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком (рис. 5).

Рис. 5. Северный морской путь

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову).

Расстояние от Архангельска до Холмска по Северному морскому пути составляет свыше 9,6 тыс. км. (плюс 1207 км до Москвы).

Расстояния по альтернативным маршрутам указаны в таблице 2.

Таблица 2

Расстояния доставки грузов по альтернативным маршрутам

Варианты транспортных схем

По видам транспорта

Всего,

км

морем,

км

по железной

дороге, км

автотранспортом, км

1. ЖД Южно-Сахалинск-Ванино-Москва

279

9082

0

9361

2.СМП Южно-Сахалинск-Архангельск-Москва

9616

0

1207

10824

Исходя из всех вышеперечисленных фактов, можно определить положительные и отрицательные стороны по каждому маршруту, которые представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Положительные и отрицательные стороны перевозок через Транссибирскую магистраль и Северные морской путь

2. Анализ сроков доставки по двум маршрутам

Срок доставки рассчитывается отдельно для каждой транспортной схемы с учетом всех ее особенностей.

Срок доставки по железной дороге включает:

  • время на начально-конечные операции в пунктах погрузки и выгрузки, Тнко = 2сут.
  • время погрузки грузов (0,25÷0,4 сут);
  • времени формирования маршрутного состава на сортировочной припортовой станции (0,5÷1,0 сут);
  • время погрузки, выгрузки и перевозка состава на пароме (2сут);
  • ходовое время перевозки до конечного пункта доставки (по железной дороге) с учетом особенностей регионов.

Ходовое время на Российских железных дорогах определяется исходя из средней скорости движения поездов, равной 40÷50 км/час или 1000÷1200 км в сутки. В расчетах возьмем скорость 1200 км/сут.

 Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд + Тпар   (1)

Тдост = 2+ 0,4+1+7,6+2 = 13 сут;

Итог: срок доставки грузов по железной дороге из Южно-Сахалинска – Ванино – Москва составит 13 суток.

Срок морской доставкимор) включает ходовое время перехода судна из порта отправления в порт перевалки:

Тдост = Тжд+ Тпорт-отпр + Тмор + Тпорт-перев + Тавто,  (2)

v=23-26 узлов/ч=26,5 миль/ч=47км/ч

Кv = 0,9 – коэффициент использования расчетной скорости судна;

Тмор =9616/(0,9*47)=240 час=10 суток;

Тжд-время доставки по жд до Холмска от Южно-Сахалинска:

Тдост = Тжд = Тнко + Тпогр + Тформ + Тход.жд  (3)

Тдост = 2+ 0,4+1+0,22+2=5,6 6сут;

Время доставки контейнеров автомобильным транспортом из Архангельска в Москву следует определять как время, за которое можно перевести всю судовую партию груза из порта назначения до конечного пункта доставки.

Это время будет исчисляться:

Тавто = tход + tвыгр + tпог, сут, (4)

Тавто= 1207/80·24 +2+2 5сут;

Тдост общ = 21сут.

Итог: Срок доставки контейнеров по Северному морскому пути из Южно-Сахалинска – Архангельск – Москва составит 21 день.

Таким образом, исходя из проведенного анализа по двум маршрутам наиболее эффективным способом доставки замороженной рыбной продукции является вариант №1: Южно-Сахалинск – Ванино – Москва по Транссибирской магистрали, так как срок доставки значительно меньше, чем перевозка вариантом №2: Южно-Сахалинск – Архангельск – Москва.

Список литературы

  1. ГОСТ 16080-2019. Межгосударственный стандарт. Рыбы лососевые тихоокеанские соленые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.09.2019 N 699-ст) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=26325#0866376480047846 (дата обращения 30.05.2020)
  2. Корякина А.В., Теплицкий В.А. О методах расчета эффективности перевозки рыбной продукции с дальнего востока в европейскую часть России // Рыбное хозяйство, Москва 2017. – С. 23-26.
  3. Куликов, А. В. Общий курс транспорта : учеб. пособие / А. В. Куликов, С. А. Ширяев, Л. Б. Миротин ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 160 с.
  4. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система [Текст]: учебник / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 12-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. – 282 с.
  5. ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO). Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.sasco.ru/ (обращения 25.05.2020)
  6. Семёнов Д. В. Международные транспортные коридоры, проходящие по территории России : историко-правовой обзор / Д. В. Семёнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда : Киселев А. В., 2017. – 240 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 26.03.2020) // "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113363/ (дата обращения 30.05.2020)
  8. Приказ Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 № 37 // "Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" // [Электронный ресурс] URL: https://old-doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5103&id=2574 (дата обращения 28.05.2020)
  9. "Правила морской перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах" (утв. Минморфлотом СССР 28.03.1979) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100242/ (дата обращения 28.05.2020)
  10. Россельхознадзор. Официальный сайт. // [Электронный ресурс] URL: https://www.fsvps.ru/fsvps/news/17855.html (дата обращения 25.05.2020)

Поделиться

7376

Беляев М. А., Жабина Н. В., Кумейко Д. В., Мурашов А. М., Решетникова А. А. Анализ способов перевозки замороженной рыбы и икры из Сахалина в Москву // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.I.С. 23-29. URL: https://apni.ru/article/846-analiz-sposobov-perevozki-zamorozhennoj-ribi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Транспортные коммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня