Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, а также в сфере обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
Гражданско-правовая ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает как общеродовыми признаками юридической ответственности, так и своими видовыми особенностями, обусловленными особым предметом и методом регулирования гражданских правоотношений.
Эти особенности находят свое выражение в следующем:
- во-первых, гражданско-правовая ответственность имеет имущественный характер, причем в имущественной форме компенсируются и нарушения личной неимущественной сферы потерпевшего (например, возмещение вреда, причиненного здоровью; возмещение морального вреда и др.). «Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустойки (штрафа, пени)»;
- во-вторых, связанные с ней негативные последствия имеют правовосстановительный (компенсационный) характер, т. е. направлены на восстановление положения потерпевшего, которое существовало до момента нарушения его субъективных гражданских прав, и поэтому имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны;
- в-третьих, гражданско-правовая ответственность представляет собой ответственность одного субъекта правоотношений перед другим субъектом, т. е. правонарушителя перед потерпевшим (в отличие, например, от уголовной или административной ответственности, когда правонарушитель несет ответственность перед государством или уполномоченным им органом);
- в-четвертых, негативные последствия гражданского правонарушения могут быть устранены добровольно самим правонарушителем, т. е. гражданско-правовая ответственность может реализовываться и без участия компетентных государственных органов и уполномоченных им лиц;
- в-пятых, размер гражданско-правовой ответственности, как правило, соответствует размеру причиненного вреда или убытков. В этом отличительном признаке наиболее четко проявляется цель гражданско-правовой ответственности – восстановление имущественных прав потерпевшего;
- в-шестых, гражданское законодательство содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за невиновное поведение, то есть за случай (казус), что осуществляется в целях надлежащего обеспечения интересов наименее защищенного в конкретном гражданско-правовом отношении потерпевшего, а также в целях стимулирования участников гражданско-правовых отношений к принятию мер по сведению к минимуму возможности причинения вреда.
Возможность участия в гражданско-правовых отношениях возникает у воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации благодаря обладанию гражданской правосубъектностью, которая реализуется в рамках компетенции руководящих органов и не может выйти за её пределы. Это обстоятельство сильно влияет на возникающие гражданско-правовые отношения с участием воинских частей войск национальной гвардии Российской Федерации. Гражданская правосубъектность «фиксирует» очерченные границы правовых способностей лица (в том числе воинской части), выступая в то же время в роли одной, общей предпосылки участия лиц в правоотношениях. Следует предположить, что обладания гражданской правосубъектностью, так или иначе, для субъекта недостаточно, для того чтобы однозначно иметь конкретные субъективные гражданские права, нести установленные законом обязанности. Правосубъектность – предпосылка обладания субъективными правами, а для возникновения этих прав явно необходим юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права. Созданные государством воинские части войск национальной гвардии Российской Федерации, как и в целом, призваны решать определенные, четко поставленные цели, наделение соответствующей компетенцией играет в этом контексте не последнюю роль. Воинские части войск национальной гвардии Российской Федерации – это носители прав и обязанностей, которые нужны воинским частям для выполнения возложенных на данные организации задач. Характерно то, что участие в гражданско-правовых отношениях для воинской части означает наличие гражданских прав и обязанностей, которые теснейшим образом связаны с формированием и развитием материально-финансовых ресурсов для выполнения тех или иных задач.
Главная особенность гражданской правосубъектности воинской части заключаются в том, что при определении характера и содержания гражданской правоспособности воинской части следует иметь в виду, что воинские части, в отличие от остальных юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вспомогательный по отношению к основной деятельности характер, и они не могут использовать свою правосубъектность в противоречии с этими целями и не должны иметь широких возможностей для занятия приносящей доход деятельностью. Поэтому их гражданская правосубъектность хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит ограниченный характер и организационно-правовой формой, в которой создается военная организация как юридическое лицо, является государственное учреждение.
Таким образом, обозначены важные, основные особенности воинских частей как субъектов гражданских отношений. Информация может быть использована в сфере разработки и регулирования гражданско-правового статуса военных организаций и их правосубъектности.