Графическая подготовка будущих инженеров-строителей направлена на формирование у них необходимых для профессионального развития профессионально значимых качества личности и подготавливает к дальнейшему изучению дисциплин профессионального цикла и реализации в будущей проектно-конструкторской профессиональной деятельности.
Поступающие на направление подготовки в области строительства обучающиеся, из школьного курса геометрии и черчения обладают некоторыми навыками графических построений и основами пространственного мышления, как существенного профессионально-важного качества будущего инженера-строителя.
Учеными-педагогами в области инженерно-графической подготовки отмечается важность сформированности способности обучающихся к созданию пространственных образов [6].
Осознание важности сформированности способности обучающихся к созданию пространственных образов направляет педагогическую науку на исследование феномена пространственного мышления и его развития при изучении инженерно-графических дисциплин.
В педагогической науке в области методики преподавания черчения, исследования, направленные на поиск путей и средств, активизирующие развитие пространственного мышления, проведены учеными педагогами Н. Н. Анисимовым, Л. Н. Анисимовой, А. Д. Ботвинниковым, Е. Н. Власовой, А. В. Гервером, Е. Т. Жуковой, Ю. Ф. Катхановой, P. M. Миначевой, А. А. Павловой, Н. Г. Преображенской, И. А. Ройтман, В. В. Степаковой, О. П. Шабановой и др. [1].
Различные аспекты формирования и развития пространственного мышления через развитие творческих способностей обоснованы и осмыслены в научных трудах Л. Н. Анисимовой, В. А. Гервера, Ю. Ф. Катхановой [2].
Вопросы формирования и развития пространственного мышления через обучение элементам конструирования нашли свое отражение в научных трудах В. А. Гервера, И. А. Ройтман, И. М. Рязанцевой и др [2].
Возможности формирования и развития пространственного мышления посредством активизации обучения графическим дисциплинам исследованы в научных трудах В. Н. Виноградова, Е. Т. Жуковой, Л. Н. Коваленко, О. П. Шабановой и др. [4, с. 129-142].
Классическая задача изучения инженерно-графических дисциплин будущими инженерами-строителями сводится к развитию пространственного представления и воображения, способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений, изучению способов конструирования различных геометрических пространственных объектов, способов получения их чертежей на уровне графических моделей и умению решать на чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями [3].
Образовательная практика и педагогический опыт авторов настоящей статьи позволяет выразить суждение о том, что традиционные методы преподавания инженерно-графических дисциплин больше не являются продуктивными в формировании профессионально-значимых умений, поскольку профессиональная проектно-конструкторская практическая деятельность инженера-строителя претерпела существенную трансформацию, обусловленную не просто заменой средств проектно-конструкторской деятельности с ручного проектирования на машинное с использованием графических программ, а внедрением технологий информационного моделирования, представляющих результат проектной деятельности не набором чертежей в привычных проекционных связях и набором видов, планов и разрезов, а новым совершенно новым результатом – трехмерной информационной моделью.
Информационная модель здания представляется симбиозом графического, математического, информационного, плоского и объемного. И, именно объемное представление вызывает у будущего инженера-строителя существенную трудность, которую связывают с недостаточной развитостью пространственного воображения и оперирования пространственными образами.
Тем самым, профессионально-значимые инженерно-графические умения, формируемые в процессе изучения инженерно-графических дисциплин, трансформируются в информационно-графические и опираются на сформированные пространственное воображение и пространственное мышление.
Изменение подходов к обучению инженерно-графическим дисциплинам в образовательном процессе учреждения высшего образования должно быть направлено на переориентацию преподавания инженерно-графических дисциплин с «плоского» на «объемный», и, в качестве инструментальной поддержки, обогатиться не просто компьютерными технологиями, а технологиями виртуальной и дополненной реальности.
Т. е., инженерно-графические дисциплины в образовательном процессе призваны сформировать у будущих инженеров-строителей профессионально-значимые умения и навыки для воплощения технических идей на чертеже, а также для понимания по чертежу объектов строительства и принципа эксплуатации изображаемого технического объекта.
Обобщая вышеизложенное, сделаем некоторые выводы.
Важность инженерно-графической подготовки будущих инженеров-строителей неоспорима и в современных реалиях реального производства не только не утратила, но, наоборот усилила важность, т. к., инженерно-графические дисциплины призваны обеспечить минимум фундаментальных инженерно-геометрических знаний и профессионально-значимых умений.
Инженерно-графические дисциплины являются фундаментальной базой изучения дисциплин профессионального цикла – сопромата, основ архитектуры и строительных объектов, металлических, деревянных и железобетонных конструкций, инженерной геодезии и др.
Трансформация профессиональной деятельности инженера в области строительства направляет на трансформацию инженерно-графической подготовки в целях формирования пространственного воображения и пространственного мышления будущих инженеров-строителей для разработки, проектирования информационных моделей зданий посредством внедрения в образовательный процесс средств виртуальной и дополненной реальности.