Актуальность данной научной работы обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем в сфере физического развития и здоровья в России остается вопрос физической подготовленности молодежи, в связи с чем на каждое учреждение нашей страны, осуществляющее различные образовательные функции, возложена обязанность по продвижению идей охраны здоровья среди молодежи, а также по оказанию содействия в нормальном развития обучающихся. Данная обязанность в том числе вытекает из Федерального закона «Об образовании» [2].
Наличие вышеназванной проблемы обусловлено резким снижением уровня здоровья у молодого поколения, что требует реформирования образовательной системы посредством внедрения в учебный процесс различных технологий, которые способны не только сохранить здоровье молодежи, но также и оказать на него укрепляющее действие. Выработка таких методик и является основной целью данной работы.
Как известно, основной спортивной дисциплиной, преподаваемой в образовательных учреждениях, является «Физическая культура», в рамках которой и происходит выработка разнообразных физических качеств у студентов, а также реализация множества функций:
- мотивационной;
- реабилитационной;
- деятельностной;
- предметно-ценностной;
- и иных.
Эффективная реализация перечисленных выше функций возможна путем внедрения в образовательный процесс глубоких теоретических знаний преподавателя, а также различных практически подтвержденных методик [3, с. 358-361]. Однако лишь обычное знание теорий и методик не способно оказать реальное воздействие на здоровье студентов, в связи с чем педагог должен учитывать особенности физического развития конкретной группы молодежи и творчески применять имеющееся у него знания на этих лиц, что позволит обеспечить не только вовлеченность молодежи в спортивную жизнь, но также приведет к успешному результату в совершенствовании физических навыков молодого поколения.
Из представленного нами суждения вытекает логический вопрос: какие именно особенности должен учитывать преподаватель физической культуры? Здесь в первую очередь необходимо понимать, что одной из целей исследуемой нами дисциплины является такое улучшение физической и функциональной подготовленности студента, которое позволит ему в дальнейшем самостоятельно развивать физическую форму и здоровье через теоретические и практические знания, полученные им в ходе образовательного процесса. Как известно, для физической подготовленности свойственна быстрая утрата спортивной формы, в связи с чем молодежи важно научиться поддерживать ее самим после завершения образовательного процесса. Уход от обязательных спортивных упражнений в рамках преподаваемой дисциплины со временем снижает и мотивацию в занятии спортом вчерашних студентов, что обусловливает еще одну задачу физической культуры – формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования.
В связи с вышесказанным преподаватель должен обучать студентов правильной технике выполнения физических упражнений с учетом специфики их физической подготовки, поскольку у ребят изначально различный уровень спортивного развития, а также различный набор травм или физических отклонений. Основными качествами физически подготовленной личности принято считать следующие:
- быстрота;
- сила;
- гибкость;
- выносливость;
- ловкость;
- и иные.
Выработка обозначенных качеств возможна лишь при систематическом занятии правильно подобранным видом спорта, который позволит ни только сохранить здоровье студента, но также окажет и положительное воздействие на развитие его двигательных навыков, что в конечном итоге приведет к укреплению здоровья. Принято считать, что основными видами спорта, оказывающими правильную физическую нагрузку в рамках образовательного занятия, являются: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плаванье и другие [1, с. 49-57]. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем. Наилучшими видами спорта обычно выступают те, которые позволяют задействовать все группы мышц тела студента, способствуя таким образом гармоничному развитию организма.
Здесь также важно учитывать, что осуществляемый в рамках вузовской дисциплины тренировочный процесс положительно влияет на развития координации и работоспособности студентов, повышает их реакцию и выносливость. Более тяжелые физические нагрузки повышают уровень кислорода в крови, что позволяет тренировать дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Также мышечная работа придает бодрости и улучшая настроение, что в конечном итоге влияет и на умственные способности молодежи. Однако уход от физических нагрузок может привести к атрофии мышц, застою крови, вялости и т. д. Лишь хорошо физически подготовленный студент способен в дальнейшем быстро восстанавливать свои силы после тяжелой или утомительной работы.
Как известно, большинство студентов находятся еще в том возрасте, в рамках которого возможно быстрое достижение развитие высокого уровня физического потенциала. Однако также в этот период в качестве одной из основных задач преподавателей является выработка у студентов новых стимулов к физическому совершенствованию, подготовка к будущей взрослой жизни, где хорошие спортивные результаты не зависят от оценки, а напрямую сказываются на уровне жизни и здоровье молодых людей.
Таким образом, преподаваемые студентам в рамках дисциплины «Физическая культура» знания о способах и формах укрепления здоровья и повышения уровня физического развития в конечном итоге приводят к хорошему уровню физической подготовленности студентов, что позволяет им укрепить сове здоровье и изменить подход к организации здорового образа своей жизни. Данный результат достигается посредством создания в образовательных учреждениях благоприятных условий для занятия различными видами спорта, где каждый студент может выбрать ту форму физической нагрузки, которая отвечает имеющимся у него физическим данным, а также спортивному интересу. При вовлечении молодежи в спортивную жизнь преподаватель должен учитывать специфику физического и эмоционального развития каждого студента, поскольку лишь такой подход способен дать эффективный результат. Одной из основных задач вузовского преподавания физической культуры является развитие в молодежи способности перейти к организации самодеятельных форм занятий физкультурной деятельностью в дальнейшей взрослой жизни, привитие любви к спорту и физическим нагрузкам, формирование понимания о важности спорта для здоровья.