Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи

В рамках данной статьи рассмотрены основные задачи физического развития студентов в ходе образовательного процесса. Выявлены основные проблемы в уровне физической подготовленности студентов. Обозначены основные направления в преподавании дисциплины «Физическая культура» для совершенствования роли спорта в жизни молодого поколения.

Аннотация статьи
физическая культура
физическое развитие
физическая подготовленность
физическая подготовка
спортивное развитие
Ключевые слова

Актуальность данной научной работы обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем в сфере физического развития и здоровья в России остается вопрос физической подготовленности молодежи, в связи с чем на каждое учреждение нашей страны, осуществляющее различные образовательные функции, возложена обязанность по продвижению идей охраны здоровья среди молодежи, а также по оказанию содействия в нормальном развития обучающихся. Данная обязанность в том числе вытекает из Федерального закона «Об образовании» [2].

Наличие вышеназванной проблемы обусловлено резким снижением уровня здоровья у молодого поколения, что требует реформирования образовательной системы посредством внедрения в учебный процесс различных технологий, которые способны не только сохранить здоровье молодежи, но также и оказать на него укрепляющее действие. Выработка таких методик и является основной целью данной работы.

Как известно, основной спортивной дисциплиной, преподаваемой в образовательных учреждениях, является «Физическая культура», в рамках которой и происходит выработка разнообразных физических качеств у студентов, а также реализация множества функций:

  • мотивационной;
  • реабилитационной;
  • деятельностной;
  • предметно-ценностной;
  • и иных.

Эффективная реализация перечисленных выше функций возможна путем внедрения в образовательный процесс глубоких теоретических знаний преподавателя, а также различных практически подтвержденных методик [3, с. 358-361]. Однако лишь обычное знание теорий и методик не способно оказать реальное воздействие на здоровье студентов, в связи с чем педагог должен учитывать особенности физического развития конкретной группы молодежи и творчески применять имеющееся у него знания на этих лиц, что позволит обеспечить не только вовлеченность молодежи в спортивную жизнь, но также приведет к успешному результату в совершенствовании физических навыков молодого поколения.

Из представленного нами суждения вытекает логический вопрос: какие именно особенности должен учитывать преподаватель физической культуры? Здесь в первую очередь необходимо понимать, что одной из целей исследуемой нами дисциплины является такое улучшение физической и функциональной подготовленности студента, которое позволит ему в дальнейшем самостоятельно развивать физическую форму и здоровье через теоретические и практические знания, полученные им в ходе образовательного процесса. Как известно, для физической подготовленности свойственна быстрая утрата спортивной формы, в связи с чем молодежи важно научиться поддерживать ее самим после завершения образовательного процесса. Уход от обязательных спортивных упражнений в рамках преподаваемой дисциплины со временем снижает и мотивацию в занятии спортом вчерашних студентов, что обусловливает еще одну задачу физической культуры – формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования.

В связи с вышесказанным преподаватель должен обучать студентов правильной технике выполнения физических упражнений с учетом специфики их физической подготовки, поскольку у ребят изначально различный уровень спортивного развития, а также различный набор травм или физических отклонений. Основными качествами физически подготовленной личности принято считать следующие:

  • быстрота;
  • сила;
  • гибкость;
  • выносливость;
  • ловкость;
  • и иные.

Выработка обозначенных качеств возможна лишь при систематическом занятии правильно подобранным видом спорта, который позволит ни только сохранить здоровье студента, но также окажет и положительное воздействие на развитие его двигательных навыков, что в конечном итоге приведет к укреплению здоровья. Принято считать, что основными видами спорта, оказывающими правильную физическую нагрузку в рамках образовательного занятия, являются: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плаванье и другие [1, с. 49-57]. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем. Наилучшими видами спорта обычно выступают те, которые позволяют задействовать все группы мышц тела студента, способствуя таким образом гармоничному развитию организма.

Здесь также важно учитывать, что осуществляемый в рамках вузовской дисциплины тренировочный процесс положительно влияет на развития координации и работоспособности студентов, повышает их реакцию и выносливость. Более тяжелые физические нагрузки повышают уровень кислорода в крови, что позволяет тренировать дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Также мышечная работа придает бодрости и улучшая настроение, что в конечном итоге влияет и на умственные способности молодежи. Однако уход от физических нагрузок может привести к атрофии мышц, застою крови, вялости и т. д. Лишь хорошо физически подготовленный студент способен в дальнейшем быстро восстанавливать свои силы после тяжелой или утомительной работы.

Как известно, большинство студентов находятся еще в том возрасте, в рамках которого возможно быстрое достижение развитие высокого уровня физического потенциала. Однако также в этот период в качестве одной из основных задач преподавателей является выработка у студентов новых стимулов к физическому совершенствованию, подготовка к будущей взрослой жизни, где хорошие спортивные результаты не зависят от оценки, а напрямую сказываются на уровне жизни и здоровье молодых людей.

Таким образом, преподаваемые студентам в рамках дисциплины «Физическая культура» знания о способах и формах укрепления здоровья и повышения уровня физического развития в конечном итоге приводят к хорошему уровню физической подготовленности студентов, что позволяет им укрепить сове здоровье и изменить подход к организации здорового образа своей жизни. Данный результат достигается посредством создания в образовательных учреждениях благоприятных условий для занятия различными видами спорта, где каждый студент может выбрать ту форму физической нагрузки, которая отвечает имеющимся у него физическим данным, а также спортивному интересу. При вовлечении молодежи в спортивную жизнь преподаватель должен учитывать специфику физического и эмоционального развития каждого студента, поскольку лишь такой подход способен дать эффективный результат. Одной из основных задач вузовского преподавания физической культуры является развитие в молодежи способности перейти к организации самодеятельных форм занятий физкультурной деятельностью в дальнейшей взрослой жизни, привитие любви к спорту и физическим нагрузкам, формирование понимания о важности спорта для здоровья.

Текст статьи
  1. Алтынцева, А.Г. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России / А.Г. Алтынцева, И.К. Латыпов, С.Н. Павлов, В.А. Гоголин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т.9. – № 3. – С. 49-57.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 19.12.2023) // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
  3. Скалозуб, А.Г. Теоретические обоснования применения биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) в подготовке студентов ПовГУФКСИТ / А.Г. Скалозуб, В.А. Гоголин. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы и современные тенденции спортивной подготовки в циклических видах спорта в России и в мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Г.В. Цыганова. – Казань, 2021. – С. 358-361.
Список литературы