Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чаще свойственны такие особенности самосознания, как «отвержение образа себя как личности», тенденция неприятия и самообвинения у большинства из них, недостаточная сформированность отдельных умений саморегуляции, как правило, заниженная самооценка и неадекватный уровень притязаний.
Проведение системы специальных занятий с подростками способствует конструктивным изменениям некоторых структурных компонентов самосознания (в структуре самосознания).
Мы разработали практические рекомендации и программу по работе с детьми, в ТЖС и нуждающиеся в психической помощи.
Решение поставленных задач потребовало использования комплекса методик:
- Методика исследования самоотношения – МИС (Пантелеев С.Р.);
- Методика диагностики сформированности умений саморегуляции деятельности (Осницкий А.К.);
- Метод прямого оценивания (Дембо Т.В., Рубинштейн С.Я.);
- Методика исследования эмоционально-оценочного компонента самосознания (личностный дифференциал).
Для решения исследования нами была разработана и проведена специально организованная система упражнений и техник – социально-психологический тренинг. После чего мы провели повторную диагностику по этим же методикам и провели сопоставительное исследование данных ответов в сравнительной (не принимали участие в тренинге) и испытательной (участвовали в тренинге) группах. Для определения важности различий между выборками мы использовали непараметрический метод «Хи-квадрат».
Во второй части своей гипотезы мы предположили, что для оказания психологической помощи подросткам, лишенным родительской опеки, можно использовать психологический тренинг, направленный на коррекцию отдельных компонентов самосознания.
При составлении данной программы психологического тренинга нами был проанализирован ряд подходов отечественных авторов к изучению проблемы развития и формирования самосознания личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (B.C. Мухина, А.М. Прихожан, Л.Б. Ермолаева-Томина и другие). Тренинг был проведен с подростками, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в центре.
Основная цель занятий проследить и проанализировать принципиальную возможность конструктивного изменения эмоционально-оценочного компонента самосознания (деятельность с самоотношением, а также самооценкой) и умений саморегуляции как способности управлять своими действиями, поведением, эмоциональной и мыслительной сферой.
Данный вид групповой работы помогает повысить самооценку, сделать ее адекватной; изменить самоотношение в эффективную сторону; сформировать и развить навыки саморегуляции.
Проведя тщательное исследование, можно сделать вывод, что благодаря специальным методикам, подростки, получившие помощь в тренинге, перестали недооценивать и преуменьшать свои достоинства, возможности и способности.
Рассматривая сферу сформированности регулятивного компонента самосознания в ходе повторной диагностики и делая сравнительное исследование полученных данных в сравнительной и испытательной группах, можно отметить, что после проведения системы специальных упражнений у большей части подростков, входящих в испытательную группу, наблюдаются изменения в функциональной и личностно-стилевой сферах саморегуляции. Они стараются самостоятельно определять цель и выбирать методы для ее достижения, оценивать полученные результаты и изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств. В процессе коллективной работы чаще проявляют инициативу и берут на себя ответственность за принятие решений, осознавая себя активным субъектом, способным управлять своей эмоционально-волевой сферой.
Изменения в структуре регулятивной сферы самосознания, можно рассмотреть и изучить посредством сравнительного анализа и при помощи непараметрического метода статистической обработки данных – метода «Хи-квадрата», свидетельствующего о важности отличий среди выборок (в нашем случае – это сравнительная и испытательная группы).
Психологическая помощь подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и воспитывающихся в центре посредством социально организованной системы групповых занятий (социально-психологический тренинг) возможна, что нашло подтверждение при доказательстве нашей гипотезы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- изменение в структуре эмоционально-оценочного аспекта сознания происходит при возникновении желания раскрыть и познать себя, что ведет к постепенному изменению отношения к себе, адекватности оценки себя и уровня стремлений;
- изменения в сфере саморегуляции характеризуется повышением уровня самоконтроля и уменьшением количества допущенных ошибок рефлексии.
Оказание психологической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и находящихся в центре, возможно посредством специально организованной системы групповых занятий (социально-психологический тренинг), в результате которых:
- можно наблюдать изменения в структуре эмоционально-оценочного компонента самосознания, заключающиеся в появлении потребности в самораскрытии и самопознании, на основе чего постепенно меняется самоотношение, адекватность самооценки и уровня притязаний;
- изменения в сфере саморегуляции характеризуется повышением уровня самоконтроля и уменьшением количества допущенных ошибок рефлексии.
Таким образом, наша испытательная гипотеза нашла свое подтверждение: подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, чаще всего свойственны такие черты самосознания, как отказ от своего образа как личности, склонность к неприятию и самокритике, недостаточное развитие навыков саморегуляции, обычно низкая самооценка и неправильные ожидания.
Для решения четвертой задачи нами была организована и проведена система групповых занятий в форме социально-психологического тренинга, направленного на проверку принципиальной возможности по оказанию психологической помощи подросткам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
После проведенных тренинговых занятий в результате повторной диагностики анализ полученных данных показал, что данный вид оказания психологической помощи является весьма действенным и продуктивным.