Введение. Необычное историческое, геополитическое и сакрально-духовное позиционирование города Севастополя в устройстве государства и системе производительных сил обращают интерес исследователей разных стран и направлений науки к факторам его устойчивого существования, в том числе главному элементу системы производительных сил – человеку. Высокий интеллектуальный и научно-инновационный потенциал Севастополя выступает одним из таких факторов, формируясь непосредственно в работе учреждений образования, науки, культуры, через финансирование изобретательства, инновационной деятельности, функционирование академических сообществ, творческих объединений. Например, на начало 2014 г. в Севастополе насчитывалось не менее 970 человек с научной степенью кандидата наук, доктора наук [5], к 2019 – более 1000. Научные разработки ведутся в самых разнообразных направлениях [9], обеспечены государственным и частным финансированием, усиливая интеллектуально-научный потенциал городской системы производительных сил.
Объекты и методы исследования. Изучение экономики и систем производительных сил получает новое развитие в ходе использования междисциплинарных приёмов научного исследования, позволяющих с новой позиции давать формулировки объекта исследования, и, соответственно, подбирать обновлённый методологический инструментарий к изучению предмета в пределах объекта как комплементарного сочетания нескольких инструментов. Такие подходы эффективны при решении задач комплексного развития системы производства, отдельных составляющих производительных сил, инновационных предприятий, отраслей городского хозяйства [10].
Одновременно отмечается высокая активность севастопольцев в поэтическом, литературном, научном и художественном творчестве, где без излишней регламентации авторы повествуют о ярких событиях в жизни города и своих биографиях, о близких и известных людях, выдающихся севастопольцах, участниках оборон, тружениках, воинах-черноморцах. С каждым из героев повествований связаны личностные микроистории, каждого из них можно охарактеризовать индивидуальными биографическими параметрами, научным потенциалом, результативностью, личностным коммуникативным ресурсом, незаурядным жизненным путём, вплетаемыми в историю родного края. В свою очередь микроистории входят в предмет нарративного анализа, когда из последовательности описательный событий, действий, фактов выстраивается и методика достижения социально-экономического результата отдельного человека, творческой группы, производственного коллектива, города в целом.
Экспериментальная часть. Фрагменты личностных микроисторий можно обнаружить в Севастопольском городском архиве [6], ведомственных музеях научных и учебных заведений [3], где отражена взаимосвязь результата профильной деятельности человека с системой производительных сил города и страны. Для целей нарративного исследования интересными могут быть дневники и подобные им историографические материалы, хранящиеся в домашних архивах либо малодоступные для современных инструментов цифрового поиска. Важными и интересными источниками для поиска ответов на способы развития городской системы производительных сил можно рассматривать литературные произведения [1; 2; 7; 8], пребывающие в фондах Морской библиотеки имени Адмирала М.П. Лазарева.
Так, комплексный анализ системы производительных сил того периода выполнен в монографии Макаренко В.С. [7], где в сжатой реферативной форме изложены результаты работы хозяйственного комплекса Севастополя и Крыма, упоминаются сотни участников производственного процесса, лидеров и руководителей. Микроистории части из них обнародованы в местных и ведомственных музеях, сохраняются в устной передачи от старшего поколения младшим. Удачно дополняют эту работу многотомное произведение П.Я. Веселова [2], воспоминания Героя социалистического труда Н.В. Багринцева [1] со многими сотнями персонажей и диалогов.
В машинописной монографии кандидата наук Р.М. Пенькова изложен оригинальный субъективно-критический анализ высшего образования города на примере гражданского вуза – Севастопольского приборостроительного института, относящегося в основном к периоду 1957-1975 гг. Сам автор определяет своё сочинение как «литературный винегрет из повестей, рассказов, публицистических статей, связанных непосредственно или ассоциативно с основной темой» [8, с. 1]. Так, обзор лишь первых 1155 страниц (примерно треть объёма машинописи) позволяет обнаружить более 400 персонажей, каждому из которых автор присваивает характеристику с точки зрения генеральной сюжетной линии и фабулы. Большая часть из них протрудилась в Севастополе десятки лет, каждый внося посильный вклад в работу систем высшего образования и производительных сил в целом.
Для методики нарративного анализа интерес могут представлять диалоги и иные описания событий через личные микроистории в системе партийного и государственного управления, производственных отношений, подготовки кадров и других сфер жизни Севастополя и страны, позволяющие глубже проникнутся атмосферой того периода, понять мотивацию и решения действующих лиц. В кругу персонажей литературных повествований обнаруживаются представители всех социальных слоёв и общественных институтов той эпохи – от сотрудников первичных подразделений заводов, институтов, факультетов, партийных и профсоюзных организаций вплоть до руководителей города, министерств и ведомств СССР и УССР, работников аппарата ЦК КПСС, комсомольских вожаков.
Несмотря на более чем 50-летнюю ретроспективу сегодня доступны для коммуникации некоторые из персонажей упомянутых сочинений. Это позволяет верифицировать изложенные авторские данные, отображая их комплексно и с позиций иных действующих лиц [4]. Значительно большее число горожан держат свои микроистории в домашних источниках, пересказах, могут вносить дополнения либо уточнения в авторские выкладки.
Выводы. Для целей дальнейшей исследовательской работы с произведениями севастопольских авторов желательно провести их оцифровку и размещение в электронном библиотечном ресурсе, что позволило бы сопоставить литературную повесть с архивными материалами, мемуарами других участников событий. Также целесообразным выглядит государственное финансирование работ, связанных с историей производительных сил города, осветлением биографий и достижений известных севастопольцев.