Актуальность проблем правового регулирования института платы за землю и пути их решения обусловлены несколькими факторами. Во-первых, существующие нормы и положения относительно платы за землю могут создавать неравенство и несправедливость среди различных категорий пользователей земли. Например, неразумно высокие тарифы или непропорциональные ставки могут оказывать негативное влияние на малые и средние предприятия, фермеров или население с низким уровнем дохода. Решение этих проблем требует пересмотра и улучшения законодательства [9, c. 90].
Во-вторых, неразбериха в законодательстве, отсутствие четких критериев и процедур определения платы за землю могут создавать проблемы в планировании и принятии бизнес-решений. Предсказуемость и прозрачность в правовом регулировании платы за землю являются ключевыми факторами для привлечения инвестиций и развития бизнеса.
Решение указанных проблем требует обновления и совершенствования законодательства, внедрения механизмов контроля и прозрачности, а также изучения и применения международного опыта.
Таким образом, целью данной статьи является изучение проблем правового регулирования института платы за землю и пути их решения на основе российского и зарубежного опыта.
Плата за пользование землей является одним из основных положений земельного права Российской Федерации. Плата за землю является фактическим требованием, вызванным динамикой рынка.
Одним из наиболее сложных правовых вопросов земельных отношений является правовое обеспечение формирования, взимания и исчисления платы за землю.
В настоящее время понятие платы за пользование землей вытекает из статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый должен платить установленные законом налоги и сборы. Поэтому плата за пользование землей или плата за землю является понятием земельного права, имеющим конституционное значение.
Тот факт, что платное землепользование признано концепцией земельного права, имеющей конституционное значение, показывает, насколько важным остается изучение этой области как в практической юриспруденции, так и в теории права.
Земельное и налоговое законодательство устанавливает предпосылки и порядок возникновения правоотношений по плате за землю.
Плата за пользование землей является одним из положений земельного права, установленных статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), в соответствии с которым любое пользование землей осуществляется за плату, за исключением обстоятельств, установленных федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации [8, c. 53].
Земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата, а также иные платежи, предусмотренные Земельным кодексом, являются способами оплаты за пользование землей в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Законы Российской Федерации о налогах и сборах устанавливают порядок исчисления и уплаты земельного налога. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) является основным регулирующим правовым документом в этой сфере.
Стоимость земли должна служить основой для любых принципов справедливой, экономически обоснованной компенсации за использование земли [10, c. 268].
Из-за этого все формы оплаты земли зависят от информации из кадастровой, рыночной или стандартной оценки земельных участков. Основными правовыми нормами, регулирующими операции по определению стоимости земельных участков, являются: Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ, а также Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.
Результаты кадастровой оценки земель являются основанием для определения стоимостной базы для установления арендной платы, а в отдельных случаях и дополнительных платежей (сборов, пошлин, выкупной цены, продажной цены и др.) при обороте земельных участков, и, конечно же, земельный налог.
Основными целями введения платы за землю являются:
- содействие разумному использованию земли и ее охране;
- осваивать новые земли;
- повысить плодородие почвы;
- выравнивать социально-экономические условия на землях разного качества;
- обеспечить рост инфраструктуры в населенных пунктах.
Среди проблем правового регулирования института платы за землю в России можно назвать следующие:
- Поиск наиболее эффективных способов оценки и оплаты земли приобретает особое значение в современных условиях, поскольку необоснованное налогообложение земель, являющееся следствием неправильно установленной налоговой базы по земельному налогу, снижает коммерческую привлекательность земельных участков, что приводит в отказе от ведения деятельности в пределах отдельных территорий, что в конечном итоге негативно сказывается на развитии земельного рынка Российской Федерации.
- Можно сказать, что статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая платность всех видов землепользования, за исключением предусмотренных федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, противоречит принципу платы за пользование землей. Однако можно также утверждать, что статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации нуждается в изменении. Фракция в соответствующем разделе.
Проблемы правового регулирования института платы за землю могут различаться в разных странах и зависят от конкретных контекстуальных факторов.
В некоторых странах (Бразилия, Мексика) система платы за землю может быть несправедливой и создавать неравенство между различными категориями пользователей земли. Например, высокие тарифы или неразумные ставки могут оказывать негативное воздействие на малые и средние предприятия, сельскохозяйственных производителей или население с низким уровнем дохода.
Некоторые страны (Чили, Китай) могут сталкиваться с проблемой отсутствия прозрачных и предсказуемых правил и процедур взимания платы за землю. Это может затруднять планирование и принятие решений в бизнесе, а также создавать возможности для коррупции и недобросовестных практик [7, c. 18].
В ряде стран (Франция, Австралия) возникают проблемы с эффективностью и контролем взимания платы за землю. Некорректное применение правил и процедур может приводить к уклонению от уплаты, недополучению государственных доходов и незаконному использованию земельных ресурсов.
В некоторых странах (Перу, ЮАР) процедуры взимания платы за землю могут быть слишком сложными, бюрократичными и избыточными. Это может создавать препятствия для бизнеса, замедлять развитие и инвестиции, а также способствовать неофициальному сектору и незаконным практикам.
В некоторых случаях законодательство и правила, касающиеся платы за землю, могут быть разрозненными и несогласованными между различными уровнями власти. Это может создавать правовую неопределенность и приводить к противоречиям в применении законов.
Решение данных проблем требует улучшения законодательства, повышения прозрачности и предсказуемости, эффективности и контроля, упрощения процедур и согласования нормативных актов на разных уровнях власти. Изучение опыта других стран может помочь в разработке эффективных решений и адаптации лучших практик.
Проблемы правового регулирования института платы за землю за рубежом могут быть решены с помощью следующих подходов, которые также могут быть применимы в России:
- Улучшение прозрачности и предсказуемости.
- Снижение неравенства и несправедливости.
- Усиление контроля и эффективности.
- Изучение зарубежного опыта и адаптация подходов.
Необходимо установить четкие и прозрачные правила и процедуры взимания платы за землю. Это может быть достигнуто путем разработки единых стандартов, установления ясных критериев и методов определения ставок платы, а также обеспечения доступности информации об условиях и процедурах взимания платы.
При разработке системы платы за землю необходимо учитывать различные категории пользователей земли и их способности уплачивать плату. Это может включать введение дифференцированных ставок в зависимости от размера и типа земельных участков, а также установление льготных условий для малых и средних предприятий, сельскохозяйственных производителей и населения с низким уровнем дохода.
Важно улучшить механизмы контроля взимания платы за землю, чтобы предотвратить уклонение от уплаты и незаконное использование земельных ресурсов. Это может включать внедрение электронных систем мониторинга и учета платы, проведение регулярных аудитов и проверок, а также применение адекватных санкций за нарушения.
Важно изучать зарубежный опыт в области правового регулирования платы за землю и адаптировать успешные практики к российской практике. Это может включать анализ законодательства и механизмов в других странах, а также изучение инновационных подходов и решений, применяемых в области платы за землю [6, c. 202].
В России можно использовать эти пути решения проблем правового регулирования института платы за землю, учитывая особенности национального законодательства и экономического контекста. Это потребует пересмотра и улучшения действующих норм и положений, разработки новых механизмов контроля и мониторинга, а также внедрения прозрачных и справедливых правил взимания платы за землю.
Таким образом, в заключение данной статьи можно сделать следующие выводы. Некорректное применение правил и процедур взимания платы за землю может приводить к уклонению от уплаты, недополучению государственных доходов и незаконному использованию земельных ресурсов. Эффективные механизмы контроля, мониторинга и санкций являются необходимыми для обеспечения соблюдения правил и достижения оптимальных результатов.
Изучение и адаптация зарубежного опыта в области правового регулирования платы за землю может помочь решить существующие проблемы. Успешные практики и инновационные подходы могут быть внедрены для улучшения системы платы за землю и повышения ее эффективности.