Под речевым дыханием понимается высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.
Ребенок с нормальным развитием совершает быстрый и глубокий вдох перед началом речи. Такой вдох называют речевым вдохом. Он обладает достаточным количеством воздуха, чтобы «обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения», а также достаточный объем воздуха для произнесения высказывания. Для этого время выдоха длится такое количество времени, сколько потребуется для произнесения и интонационно-логического завершения высказывания. Такой выдох называют «речевым выдохом».
Перед началом высказывания, в норме, делается глубокий, быстрый вдох, имеющий определенный запас воздуха, который способен обеспечить и поддержать голосоведение. Важно, во время произнесения логично и порционно использовать фонационный выдох. Что создает специальное торможение воздуха, которое выражается в «произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Вследствие этого речевой выдох становится более продолжительным, обеспечивая озвучивание интонационно и логически завершенных смысловых отрезков (синтагм)».
В результате чего соотношение времени вдоха и выдоха становится 1:6. Продолжительность выдоха увеличивается вследствие увеличения дыхательного цикла.
По мере взросления ребенка и развития его речи в организме формируется механизм речевого дыхания.
«Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания».
Прежде чем сравнивать развитие речевого дыхания у детей с нормальным развитием речи и детей с нарушением в развитии речи, обозначим, что означает тяжелое нарушение речи.
«Тяжелое нарушение речи (ТНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте».
Речевая недостаточность при ТНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е. Левина).
Дети с ТНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности».
У детей нормы речевое дыхание формируется параллельно развитию речевой деятельности. У детей же с нарушениями речи объем легких значительно меньше, в большинстве случаев характерны верхнереберный или грудной тип дыхания. Поверхностное с неустойчивым ритмом дыхание, которое нарушается при какой-либо нагрузке (эмоциональной или физической). Появляются дополнительные вдохи, вследствие активного сокращения мышц диафрагмы, отмечаются задержки дыхания.
Нарушается интонационное и логическое высказывание посредством нарушения баланса вдоха – выдоха. Слова произносятся в разные фазы дыхания. Перед произнесением выражения (фразы) в легкие набирается недостаточный объем воздуха, нерационально используется полученный воздух. Время выдоха сокращается. Строение высказывания нарушается.
В систему логопедической работы по коррекции и преодолению речевых нарушений входят рекомендации по развитию фонационного выдоха, вместе с тем, речевому дыханию, как психомоторной функции, уделяется недостаточное внимание.
Педагогические исследования подтверждают, что у детей с тяжелым нарушением речи перед началом речевого высказывания достаточно небольшой объем воздуха во время вдоха, и короткий речевой выдох. Не соблюдается расходование воздуха во время высказывания: слова могут быть произнесены и на вдохе, и на выдохе. Исходя из вышесказанного, речевое дыхание важно для качества речевой деятельности и является залогом связного речевого высказывания.
Наряду с этим можно говорить и о несформированности дыхательной системы, что не может отразиться на достаточном обеспечении кислородом всего организма. Отсюда следует, что дети с речевой патологией являются физически более слабыми в отличие от детей с нормальным речевым развитием, а также подвержены воздействиям инфекционных и других факторов неблагоприятной среды.
Если рассматривать нарушение речевого дыхания у детей с заиканием, то оно «нередко связано с приступом судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата. В тех случаях, когда приступов заикания в процессе высказывания нет, экспериментально обнаруживается недостаточный объем вдоха перед началом речевого сообщения, а, следовательно, укороченный выдох, в процессе которого ребенок не успевает договорить до конца фразу, и делает повторный вдох или заканчивает фразу на фоне напряженного выдоха остаточного объема воздуха из легких. Неречевое дыхание заикающихся детей также имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, с неустойчивым ритмом, легко нарушается при эмоциональном напряжении, объем воздуха в легких снижен по сравнению с возрастной нормой, не формируется диафрагмальный тип дыхания, то есть отсутствует полноценная база для формирования речевого дыхания».
У детей с ринолалией «в связи с анатомическими дефектами строения твердого неба глубоко страдает как физиологическое дыхание, так и фонационное дыхание. Расщелина, не оперированная долгое время, при отсутствии мер профилактики, приводит, по мнению авторов, к снижению тонуса дыхательных мышц, что нередко находит свое отражение в поверхностном характере дыхания, уменьшении его объема, в нарушении как ротового, так и носового типов дыхания. Смешанное ротоносовое дыхание, наблюдаемое у детей с врожденной патологией анатомического строения неба, сопровождается недоразвитием дыхательной мускулатуры, вызывая патологические изменения дыхательных путей, что в дальнейшем является одной из причин нарушения речи».
Нарушение речевого дыхания отмечается и при разнообразных патологиях голоса независимо от природы дефекта. Исследователи отмечают, что дыхание при голосовых нарушениях, в большинстве случаев, слабое, поверхностное. Вдох и выдох не координированные, нередко отмечается речь на вдохе, т. е. нарушается синхронность функционирования всей системы – дыхания, голоса, артикуляции.
Таким образом, детям с речевыми нарушениями требуются специальные коррекционные физические мероприятия и упражнения, благодаря которым активизируется физиологическая роль диафрагмальной мышцы. Это позволит развить грудобрюшной тип дыхания. Помимо него важно развивать объем легких для построения длительных фраз, способствовать оптимизации процесса становления фразовой речи и повышению результативности логопедической работы.