Начало школьной жизни – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Переход на новую позицию, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и в семье определяются тем, как он выполняет свои первые и самые важные обязанности в школе, и все это приводит к проблемам, связанным как с учебой, так и с семьей. Мотивация школьников к систематическим занятиям физической культурой – очень важная и необходимая сфера деятельности учителя.
Привлекательность физического воспитания также зависит от возраста. Младшие школьники мотивированы в основном интересом к двигательной активности и любят бегать, прыгать и играть, даже без уроков физкультуры. Активность учеников на уроках во многом определяется рядом факторов, основными из которых являются правильная постановка цели урока, создание положительного эмоционального контекста и оптимальная нагрузка учеников на уроке.
Изучение мотивов, интересов и потребностей современных школьников в занятиях физической культурой играет важную роль. Мотивация является движущей силой поведения человека и входит в состав всех основных структурных образований, включая эмоции, способности, психические процессы и деятельность. Мотивация определяет содержательную избирательность процессов, мотивационную динамику, интенсивность и длительность процессов.
Мотивация к занятиям физической культурой – это особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от начальных элементарных гигиенических знаний и навыков до интенсивных занятий физическими упражнениями.
Мотивация учеников характеризуется рядом особенностей. Она зависит от ряда факторов, в том числе от материально-технической базы школы, характера учителя физкультуры, методики преподавания, условий обучения особенностей учебной деятельности в классе, социального окружения и собственной физической и технической подготовленности учащихся. Поддержание интереса и целеустремленности учащихся во многом зависит от того, насколько они удовлетворены занятиями физической культуры и получают ли они удовлетворение от физических упражнений. Основными причинами снижения удовлетворенности уроками физической культуры являются отсутствие эмоциональности на уроках, неинтересные упражнения, низкая или чрезмерная физическая нагрузка и плохая организация урока. Поэтому учителям необходимо планировать свою учебную деятельность в соответствии с правилами: от простого к сложному, от неинтересного к интересному.
Использование наглядных пособий, учебных карточек, стендов и технологических средств обучения очень важно, поскольку визуализация является необходимым условием эффективной передачи и усвоения информации и успешного формирования интереса к физкультуре. Примером визуализации могут служить действия самого учителя во время выполнения упражнений, как в начале обучения, так и во время соревновательной деятельности.
Современное физическое воспитание призвано обеспечить единство обучения, воспитания и развития учащихся, сформировать у них потребность в систематических занятиях физической культуре.
В настоящее время в практике физического воспитания учителя используют следующие нетрадиционные варианты уроков:
- Урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);
- Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;
- Урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);
- Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;
- Урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых.
Все вышеперечисленные нетрадиционные методы организации учащихся средней школы на уроках хорошо известны, но, к сожалению, не часто используются учителями на уроках физической культуры. Только при сочетании высокого уровня профессионализма и любви учителя к своему делу с различными способами, формами, средствами и приемами организации уроков можно обеспечить мотивацию учебной деятельности.