Вопрос о необходимости и возможности организации развивающего обучения при формировании основных математических представлений у дошкольников активно разрабатывается педагогикой и методикой реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. Многие научные исследователи (Виноградова Н. В., Махина Н. С., В. В. Давыдов, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр и др.) отмечали, что в дошкольном образовании среда развивающего предметного пространства должна быть осмысленной, насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. Богатство среды должно соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы, при этом формирование основных математических представлений достигается посредством игровой, познавательной и исследовательской деятельности всех детей. Это также необходимо для эмоционального благополучия дошкольников при их взаимодействии с предметно-пространственной средой. Являясь основным видом деятельности дошкольников, игры формируют интеллект и мировоззрение детей, развивают психологические процессы и коммуникативные навыки. Развивающая игра – это игра, развивающая или совершенствующая различные навыки. Дошкольники, играя в развивающие игры, могут тренировать критическое и логическое мышление, научиться проводить аналогии. Предоставлено учёным и исследователем Е. И. Тихеевой.
Внес значительный вклад в разработку методики обучения детей счету с учетом их возрастных особенностей. Особое внимание она уделяет тому, чтобы дети познакомились с соотношениями между разными размерами: большой-маленький, высокий-низкий, короткий-длинный и т. д.
Научно-методические аспекты влияния Ф. Н. Блетчера на математическое развитие дошкольников отражены в разработке методов развития математических представлений. Авторы предлагают педагогам план обучения дошкольников основам математики посредством упражнений, направленных на развитие понятий о величине, количестве, пространстве и времени. В дошкольной педагогике А. М. Леушина внесла вклад в разработку у дошкольников методов формирования математических представлений. Изучение научной литературы по проблемам формирования основных математических представлений. Исследование детей дошкольного возраста позволило сформулировать цель данного исследования, которая заключалась в разработке программы для дошкольников по формированию основных математических понятий.
Задача:
1. Проанализировать современное состояние теории.
Становление и практика дошкольного образования.
Основные математические понятия для студентов.
2. Разработать и реализовать программу «Математические развлечения для дошкольников».
3. Сравнительный анализ развития основных математических представлений дошкольников экспериментальной группы и контрольной группы.
Методы исследования. Методы исследования. Проект «Занимательная математика для дошкольников» включает в себя развивающие математические игры: «Математическое домино», «Раскраски по цифрам», «Счет углов», Танграмма «Числа», Память «Числа», логические задачи, игровые упражнения «Лесная поляна», «Счет грибов», «Сколько...?», онлайн-игры и т. д.
Результаты исследования
План все еще находится в стадии реализации.
Интенсивность труда составляет 34 часа в год. Отслеживать вехи освоения основных математических понятий – текущие наблюдения, практические задания, тесты.
Таблица
Сравнительный анализ сформированности элементарных математических представлений у дошкольников
№ |
Развивающая игра |
Подготовительная логопедическая группа (экспериментальная) |
Подготовительная группа (контрольная) |
---|---|---|---|
1. |
Задача на развитие логического мышления «Сколько скамеек в парке» |
Трудности в восприятии задачи на слух. Трудности в проведении аналогий. |
Воспринимают на слух хорошо. Проводят аналогии. |
2 |
Решение задач с условием в косвенной форме. |
Решают по шаблону, но понимают смысл. |
Решают с ошибками, т. к. до контрольного среза занятия в такой форме не проводились. |
3. |
Задание с использованием ИКТ «Найди острые углы в фигурах как можно больше и быстрее». |
Реакция выше среднего уровня, быстро ориентируются в пространстве. |
Потеряно время на приспособление к игровым условиям, путают прямой и острый угол. |
4. |
Танграм «Цифры» (головоломка, состоящая из семи плоских фигур). |
Складывают цифры быстро, т. к. в программу включены такие задания. |
Складывают цифры быстро только некоторые дети. |
5. |
Меморина «Цифры» (Игра, в которой нужно переворачивать закрытые карточки, искать на обратной стороне одинаковые картинки и составлять из них пары). |
Зрительная память на цифры имеет хороший объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего. |
Зрительная память на цифры имеет достаточный объем. Концентрация внимания на уровне выше среднего. |
6. |
Игровое упражнение «Лесная поляна» (нужно за определенное время собрать отдельно и посчитать грибы, ягоды, цветы, листья). |
Скорость выполнения после нескольких занятий значительно стала выше, распределение обязанностей и коллективный счет увеличивают мотивацию к игре. |
Скорость выполнения достаточно высокая, небольшая путаница в распределении ролей. |
7. |
Онлайн игра «Ошибки художника». |
Исправляют математические ошибки по шаблону, знают принцип игры, управляют игрой самостоятельно. |
Исправляют математические ошибки медленнее, с более низким результатом, однако стараются осмыслить задание. Управляют игрой самостоятельно. |
8. |
Раскраски по номерам. |
Выполняют почти все дети быстро и уверенно, сказывается дополнительная тренировка и раскрашивание во время самостоятельной игры. |
Выполняют почти все дети быстро и уверенно, т. к. такие задания выполняют дома, на занятиях в детском саду и во время самостоятельной игры. |
Практическое обучение и раскрашивание во время самостоятельной игры. Практически все дети могут быстро и уверенно выполнить эти задания дома, на занятиях в детском саду и во время самостоятельной игры.
Сравнивая формирование основных математических представлений у дошкольников экспериментальной и контрольной групп, можно увидеть, что целенаправленные занятия математикой в развивающих играх дали положительные результаты.
Пока рано говорить об окончательных результатах, поскольку исследования еще продолжаются, но различия в развитии дошкольниками основных математических понятий очевидны.
Если учесть, что дошкольники в подготовительной логопедической группе не всегда четко понимают задачи и условия игры, то уже через 12–16 занятий успеваемость этих детей улучшилась, что свидетельствует об эффективности реализуемой программы. Таким образом, проводимое экспериментальное исследование эффективности программы «Занимательная математика для дошкольников» показывает, что использование обучающих игр для решения задачи формирования у дошкольников основных математических понятий дает хорошие результаты. Важнейшим результатом формирования основных математических представлений у детей дошкольного возраста является накопление определенных предметных знаний и умений, познавательное развитие, а также формирование необходимых познавательных навыков, которые являются основой успешного освоения математики в школе. В данном исследовании анализируются различные аспекты возможности построения общей методики разработки системы математического развития детей в подготовительных группах. Установлено, что обучающие игры могут выполнять несколько функций: как предметы, как методы, как средства познания окружающего мира. Они позволяют подчеркнуть существенные качества и отношения с другими объектами. Одним из условий успешной реализации программы развития у дошкольников основных математических понятий с помощью развивающих игр является умение разбивать их на несколько уровней и усложнять игру при переходе с одного уровня на другой. Разработанная программа может быть использована для развития основных математических представлений у дошкольников в группах начальной и средней школы. Наиболее актуальными для данного направления следует считать следующие направления: Разработка учебно-методических комплексов для планирования индивидуальной работы с детьми; Разработка методических материалов для организации коррекционных занятий.