Главная
АИ #7 (189)
Статьи журнала АИ #7 (189)
Теоретические основы эстетического воспитания детей раннего возраста средствами ...

Теоретические основы эстетического воспитания детей раннего возраста средствами фольклора

Научный руководитель

Новочук Павел Александрович

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

фольклор
творческое развитие детей
эстетическое воспитание
принципы эстетического воспитания

Аннотация статьи

В статье раскрывается суть понятия эстетического воспитания, а также рассматривается сущность фольклора, как средства эстетического воспитания. Важно формировать эстетическое сознание у ребёнка с раннего возраста и именно в этот период максимально доступным средством для достижения цели является фольклор. Фольклор не только носитель элементов народной педагогики, но и ценнейший дидактический материал для эстетического воспитания детей младшего возраста.

Текст статьи

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни. Оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Русское народное творчество помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде. Оно тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.

Эстетическое воспитание личности является важным условием формирования полноценного человека. Вырастая в обществе, ребенок постоянно находится в контакте со всеми его членами. Более того, каждое общество имеет четко сформированную систему ценностей и идеалов.

Одним из идеалов нормального гуманного общества является красота в общем понимании этого слова. Именно эстетическое воспитание позволяет развить в ребенке чувство прекрасного. Через его понимание ребенок способен оценить те усилия, которые были затрачены на получение этой красоты, а оценка усилий ведет к уважению самого человека, ее создавшего. Так через понимание красоты ребенок учится уважению [1, c. 44].

Эстетика неразрывно связана с воспитанием, ведь именно красота является одним из регуляторов человеческих взаимоотношений. Эстетическое воспитание человека неразрывно связано с процессом познания. На первом этапе ему интересно увидеть красоту, затем понять, как она появилась, выяснить, были ли подобные примеры в другие эпохи и у других наций, сравнить полученные результаты. Все этапы описанного процесса являются формами познания мира.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное [5, c. 45]. Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать следующие стороны развития детей:

  • формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей,
  • воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений,
  • освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности [6, c. 11].

Ранний возраст – это период от года до трех лет, который отличается активным исследованием ребенком окружающего мира [4, c. 13]. Именно в эту пару лет происходит очень много качественных изменений, как в физическом, так и в психическом развитии ребенка, поэтому родителям важно обратить внимание на ключевые моменты и создать необходимые условия для эффективного освоения новых умений и приобретения навыков во всех сферах деятельности детей раннего возраста. Этот возраст, также называемый ранним детством, – время, когда и физическое и психическое развитие связаны очень тесно. Центральным видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, из которой постепенно к трем годам развивается игра. Однако важную роль играет и взаимодействие ребенка со своими родителями, так как именно взрослый выступает образцом для подражания во всем – и в речи, и в выполнении функциональных действий с разными объектами, и в социальном взаимодействии с другими [2, c. 26].

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность в творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста. Основой эстетического воспитания являются такие принципы:

  1. Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  2. Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  3. Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  4. Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  5. Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  6. Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  7. Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие [3, c. 89].

Детский фольклор особенно стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность. Жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности.

Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста развивает у малышей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора родители, которые знакомы с различными его жанрами, могут донести до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

Приобщение детей к русскому фольклору является одной из важнейших задач, стоящих перед родителями в настоящее время. При этом происходит возрождение духовности и нравственности у детей, усваивается культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и, закреплённый в произведениях народного искусства. Видный педагог В. Н. Сорока-Росинский сказал: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» [1, c. 46].

Используя ненавязчиво народные музыкальные произведения, часто в весёлой игровой форме, необходимо знакомить детей с бытом русского народа, трудом, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.

Наиболее распространённое и доступное средство – песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит, как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Даже наиболее простые песни, доступные и маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодия, оставаясь очень простой и доступной, часто варьируется, что и придаёт им особую притягательность. Русские народные песни используются в повседневной жизни детей всех возрастов. В работе с детьми младшей группы можно использовать народные потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникшую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. В работе с детьми старшего возраста необходимо знакомить с лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости.

Все фольклорные жанры – сказку, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни равноценно можно использовать как средство эстетического воспитания детей. Таким образом, все фольклорные жанры равноценно можно использовать как средство эстетического воспитания детей раннего возраста. Эстетическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора оказывает сильнейшее влияние на развитие личности. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры сохранил свою воспитательную и эстетическую функцию и поэтому должен использоваться в воспитательном процессе. Через показ красоты и многообразия человеческой природы, фольклор пробуждает в детях чувство прекрасного, способствует их гармоничному эстетическому и всестороннему развитию. Фольклор отражает в играх, песнях, сказках жизнь, деятельность, культуру, эстетические вкусы и ценности многих поколений, что позволяет привить дошкольникам образцы норм поведения, художественной и музыкальной культуры, способствует их правильному эстетическому воспитанию, развитию эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие чувственного отношения и восприятия красивого в его различных проявлениях.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На основе народного фольклора был создан огромный пласт этико- и эстетико-педагогических идей: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует эстетическому и творческому развитию детей в мире былин, сказок, преданий, песен и танцев, фольклорного театра. Традиционный русский фольклор может служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Список литературы

  1. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. − М.: Владос, 2007. − 304 с.
  2. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста [Текст]: анализ прогр. дошк. образования / Т.М. Горюнова. − М.: Сфера, 2018. − 126 с.
  3. Давлетов, К.С. Фольклор как вид искусства [Текст] / К.С. Давлетов. –М.: Наука, 1966. – 365 с.
  4. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.
  5. Конышева, Т.А. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей [Электронный ресурс] / Т.А. Конышева. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2015/11/09/vliyanie-malyh-form-folklora-na-razvitie-rechi-detey, свобод. – Загл. с экрана.
  6. Литература и фантазия [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.

Поделиться

748

Суслова Д. В. Теоретические основы эстетического воспитания детей раннего возраста средствами фольклора // Актуальные исследования. 2024. №7 (189). Ч.II.С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/8483-teoreticheskie-osnovi-esteticheskogo-vospitan

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря