Оригинальность и функциональность ландшафтных решений в проектировании комфортной среды в гражданской архитектуре – одна из важнейших составляющих обеспечения конкурентоспособности продукта на рынке недвижимости, формирующая статус и имидж жилого комплекса в глазах конечного потребителя [1, с. 71-82]. Традиционно компании-застройщики при выработке подхода к озеленению выбирают ординарные схемы с использованием распространенных, районированных, нетребовательных к уходу, экономически доступных видов растений [2, 3]. С одной стороны, это гарантирует высокую выживаемость посадочного материала (в условиях малоуходной стратегии управляющей компании) и возможность обеспечить требуемый процент озеленения жилого комплекса в рамках скромной сметы, а с другой – при такой стратегии озеленения жилой комплекс оказывается малоузнаваемым, ничем не выделяющимся на фоне конкурентов. В этой связи задача проектировщика дендроплана заключается в том, чтобы при сохранении разумной стоимости приобретаемого посадочного материала и обеспечении его высокой приживаемости в городских условиях, предоставить клиентам застройщика оригинальный сценарий озеленения с использованием нетривиальных подходов к выбору растений и их компоновке.
Перед нами стояла задача предложить оригинальное решение озеленения для одного из проектируемых комплексов комфорт класса в г. Казани на основании определенной проектом расстановки зеленых зон.
Авторами коммерческой концепции жилого комплекса транслировался слоган: «Здесь живет любовь. И Вы». Стратегия продаж была выстроена через рациональное использование квадратных метров и ощущение комфорта всеми членами семьи в любимой квартире, где каждый найдет для себя уютный уголок. Центром концепции являлось слово «любовь», а сам жилой комплекс позиционировался как место проживания молодых людей, влюбленных в жизнь.
Для разработки концепции озеленения нами был сформулирован лейтмотив ландшафтного решения – «Все грани любви», когда каждый корпус жилого комплекса имел свою собственную идею озеленения, учитывающую географию корпуса и подчиненную теме любви, приятным и важным моментам в жизни человека, то есть отражал свою «грань любви». А общая зона для отдыха и занятий спортом, расположенная внутри комплекса, объединяла все ландшафтные решения, смешивая их в едином центре. На первом этапе работы всю территорию жилого комплекса решено было условно разделить на пять ландшафтных зон, логически перетекающих друг в друга, объединенных посредством дорожно-тропиночной сети, и сливающихся в общем центре (рис.1).
Рис. 1. Эскиз генерального плана жилого комплекса с выделением зеленых зон
В качестве лидирующих синонимичных пар были предложены ассоциации со словом «любовь», через которые раскрывалось содержание идеи озеленения конкретного корпуса жилого комплекса (табл.1).
Таблица 1
Смыслы для генерации ландшафтного решения
Ассоциативная пара |
Возможная трактовка |
---|---|
любовь-цветок |
весна, молодость, успех, надежда, счастье |
любовь-семья |
наследие, род, поколение, дом, воспитание |
любовь-успех |
карьера, жизненный путь, деньги, свобода, развитие |
любовь-верность |
сердце, доверие, близость, надежность, поддержка |
любовь-секс |
единство, полюс, контраст, страсть, пара |
Как видим, все слова-ассоциации имеют позитивную или, реже, нейтральную окраску, а от негативных ассоциаций мы намеренно отказались. Следующим шагом была генерация идей озеленения для конкретных ландшафтных зон на основании трактовки предложенных ассоциативных пар (табл. 2).
Таблица 2
Формулировка решений озеленения ландшафтных зон
№ на Рис.1 |
Название ландшафтной зоны |
Слова-ассоциации |
Ландшафтная идея |
---|---|---|---|
1 |
Цветочное настроение |
весна, молодость, успех, надежда, счастье |
Максимум цветущих растений, создающих позитивную ауру в течение всего сезона. Акцент сделан на красивоцветущих деревьях, кустарниках и многолетних растениях, парковых розах. |
2 |
Детская сказка |
наследие, род, поколение, дом, воспитание |
В гости к детству с его сказками, праздниками, историями родителей, дедушек и бабушек. Ландшафт вокруг дома располагает к долгим семейным прогулкам; он разделен на две части (две стороны дома): «Аллея сказок» (2Б) – променад среди хвойных растений в атмосфере новогодних сказок и контрастная ей «Аллея историй» (2А) – растения с экзотическими соцветиями и листвой |
3 |
Дороги жизни |
карьера, жизненный путь, деньги, свобода, развитие |
Множество открытых для человека путей; транслируется через использование растений с рассеченной листвой как олицетворение большого количества возможностей |
4 |
Верность |
сердце, доверие, близость, надежность, поддержка |
Биение множества сердец. На этом участке преобладают растения с мощными кронами, имеющие листья в форме сердца и многолетние растения, напоминающие ромашки |
5 |
Он и Она |
единство, полюс, контраст, страсть, пара |
Единство мужского и женского начала. Цветовая гамма растений выстроена на контрасте красного и белого цветов. |
Третьим шагом стало составление ведомости озеленения, растения в которой каким-либо образом отвечали бы полученным ранее позитивным ассоциациям и сформированным ландшафтным идеям. При подборе растений для конкретных зон учитывались: их итоговый габитус (чтобы не нарушать потребительские характеристики других элементов благоустройства и самих строений комплекса), простота процедур по уходу за растениями на общественных территориях, уровень зимостойкости, требования к освещенности, устойчивость к ветровой нагрузке (табл.3).
Таблица 3
Выбор растений для размещения в тематических ландшафтных зонах
Наименование ландшафтной зоны |
Растения ландшафтной зоны | ||
в рамках ландшафтной идеи |
сопутствующие | ||
Цветочное настроение |
яблоня декоративная («Рудольф», «Скарлетт»), черемуха виргинская, чубушник венечный, роза парковая (красные и белые сорта), тополь пирамидальный, фалярис, шалфей |
хоста, сосна горная, дерен элегантиссима, дерен сибирика | |
Детская сказка |
подзона: Аллея сказок |
сосна (форма «ниваки»), можжевельник «Blue Chip», ель Нидиформис, ель европейская, сосна обыкновенная, сосна горная, можжевельник «Blue Arrow», туя Брабант, можжевельник Тамарисцифолия, можжевельник «Blue Alps» |
барбарис тунберга, туя Даника, очиток видный, эхинацея, волжанка, почвопокровные, сирень обыкновенная |
подзона: |
калина «Компактум», калина «Розеум», клен остролистный, клен серебристый, пузыреплодник (по сортам), люпин (сортовой) | ||
Дороги жизни |
рябина обыкновенная, каштан конский, астильбе |
можжевельник горизонтальный «Blue Chip», люпин (сортовой), злаки и почвопокровные, эхинацея | |
Верность |
липа мелколистная, сирень обыкновенная, эхинацея пурпурная, нивяник, рудбекия |
злаки: фалярис, осоки, овсяница | |
Он и Она |
чубушник венечный, роза ругоза «Рубра», спирея серая, роза парковая (красные и белые сорта), очиток видный (красные и белые сорта), астильбе (красные и белые сорта), |
почвопокровные: вербейник монетчатый, живучка, яснотка, седумы |
Заключительным этапом работы являлась расстановка растений по утвержденным в проекте зеленым зонам с учетом рельефа, а также создание дендроплана. Отметим, что ландшафтное решение может быть дополнено табличками с наименованием зон, выполненными в стиле дизайн-концепта комплекса и тематическими инсталляциями (скульптурами, арт-объектами).
На рисунках 2–4 приведены избранные 3D-сцены ландшафтных зон «Детская сказка» и «Дороги жизни». Такие постеры с мотивирующим описанием могут быть включены в пакет презентационных материалов отдела продаж при реализации квартир в жилом комплексе. Для создания эффекта присутствия и формирования целостного представления у потенциального клиента (еще на этапе закладки фундамента корпуса), дизайнер, по нашей просьбе, визуализировал одну и ту же сцену с различных ракурсов, высот и в разное время суток.
Рис. 2. Пример размещения растений в ландшафтной подзоне «Аллея сказок»
Рис. 3. Пример размещения растений в ландшафтной подзоне «Аллея историй»
Рис. 4. Пример размещения растений в ландшафтной зоне «Дороги жизни»
Используя описанный подход можно создавать оригинальные тематические проекты озеленения, которые обеспечат самобытность общественного пространства и повысят инвестиционную привлекательность жилых комплексов для потребителя.