Главная
АИ #7 (189)
Статьи журнала АИ #7 (189)
Проект «Детский сад и семья – лучшие друзья»

Проект «Детский сад и семья – лучшие друзья»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
взаимодействие
партнёр

Аннотация статьи

В статье раскрывается повышение эффективности семейного воспитания педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.

Текст статьи

Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». В современных условиях введения Федеральной образовательной программы педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.

Цель проекта: повышение эффективности семейного воспитания педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.

Задачи проекта:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
  3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду на основе ФГОС;
  4. Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Участники проекта: родители, воспитатели, дети.

Оригинальная идея: в процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Основные этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

  • Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта.
  • изучение литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
  • Создание плана совместной деятельности.
  • Сроки реализации проекта: долгосрочный, (сентябрь – май).
  • Основные формы реализации проекта:
  1. Участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;
  2. Совместные занятия родителей с детьми;
  3. Родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей, экскурсии консультирование, беседы.
  4. Развлекательные, игровые досуги, спортивные мероприятия, дни здоровья.

II этап. Практический.

Проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.

Таблица

План реализации проекта

Основные мероприятия реализации проекта

Срок (периодичность исполнения)

Ответственный

1

Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей», обсуждение проекта

Сентябрь

Воспитатель

2

Круглый стол «Чайная пятница»

Октябрь

Воспитатели, родители

3

Развлечение «Осенний бал

Октябрь

Воспитатели, родители, муз. руководитель

4

Семинар практикум «игра в гости к нам пришла»

Ноябрь

Воспитатели

5

Утренник «Здравствуй праздник новогодний»

Декабрь

Воспитатели, родители, муз. руководитель

6

Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей»

Январь

Воспитатели, родители

7

Спортивное мероприятие «Фитнес с мамами»

Февраль

Воспитатели, родители, физический инструктор

8

Мастер – класс с родителями и с детьми по изготовлению чувашских кукол из бумаги

Март

Воспитатели

9

Развлечение «8 Марта, праздник мам».

Март

Воспитатели, родители, муз. руководитель

10

Экскурсия в Чувашский государственный театр кукол

Апрель

Воспитатели, родители

11

Семейная гостиная «Детский сад и семья – лучшие друзья»

Май

Воспитатели, родители

Дополнительные мероприятия:

  1. Анкета для родителей «Охотно ли ваш ребенок идет в детский сад?».
  2. Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
  3. Оформление папки-передвижки «Профилактика гриппа и ОРЗ»
  4. Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Дары осени».
  5. Совместный конкурс рисунков «Краски осени».
  6. Развивающая среда руками родителей – помощь в оформлении родительских уголков.
  7. Совместный конкурс с родителями «Зимняя сказка».
  8. Выставка творческих работ «Военная техника».
  9. Выставка творческих работ «Вот какие наши мамы».

Заключительный этап: представление результатов на родительском собрании.

Результаты проекта:

  • повысился уровень родительской компетентности;
  • гармонизировались родительски-детские отношения;
  • повысилась ответственность родителя за судьбу ребенка и его активность в отношения с воспитателем;
  • улучшился эмоциональный климат в семье;
  • повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Таким образом можно смело утверждать, что использование проектной деятельности с семьями воспитанников в нашей группе дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагога с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей. Благодаря применению проектной работы родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную отзывчивость.

Список литературы

  1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – № 12. – С. 88-94.
  2. Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.: Каро, 2005.
  3. Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 200.

Поделиться

834

Кириллова Е. О., Дмитриева О. Ф., Филимонова М. М. Проект «Детский сад и семья – лучшие друзья» // Актуальные исследования. 2024. №7 (189). Ч.III.С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/8497-proekt-detskij-sad-i-semya-luchshie-druzya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января