Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». В современных условиях введения Федеральной образовательной программы педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
Цель проекта: повышение эффективности семейного воспитания педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.
Задачи проекта:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду на основе ФГОС;
- Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Участники проекта: родители, воспитатели, дети.
Оригинальная идея: в процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Основные этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
- Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта.
- изучение литературы по вопросам взаимодействия с родителями.
- Создание плана совместной деятельности.
- Сроки реализации проекта: долгосрочный, (сентябрь – май).
- Основные формы реализации проекта:
- Участие в акциях, выставках, подготовке к праздникам;
- Совместные занятия родителей с детьми;
- Родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей, экскурсии консультирование, беседы.
- Развлекательные, игровые досуги, спортивные мероприятия, дни здоровья.
II этап. Практический.
Проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.
Таблица
План реализации проекта
№ |
Основные мероприятия реализации проекта |
Срок (периодичность исполнения) |
Ответственный |
---|---|---|---|
1 |
Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей», обсуждение проекта |
Сентябрь |
Воспитатель |
2 |
Круглый стол «Чайная пятница» |
Октябрь |
Воспитатели, родители |
3 |
Развлечение «Осенний бал |
Октябрь |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
4 |
Семинар практикум «игра в гости к нам пришла» |
Ноябрь |
Воспитатели |
5 |
Утренник «Здравствуй праздник новогодний» |
Декабрь |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
6 |
Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» |
Январь |
Воспитатели, родители |
7 |
Спортивное мероприятие «Фитнес с мамами» |
Февраль |
Воспитатели, родители, физический инструктор |
8 |
Мастер – класс с родителями и с детьми по изготовлению чувашских кукол из бумаги |
Март |
Воспитатели |
9 |
Развлечение «8 Марта, праздник мам». |
Март |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
10 |
Экскурсия в Чувашский государственный театр кукол |
Апрель |
Воспитатели, родители |
11 |
Семейная гостиная «Детский сад и семья – лучшие друзья» |
Май |
Воспитатели, родители |
Дополнительные мероприятия:
- Анкета для родителей «Охотно ли ваш ребенок идет в детский сад?».
- Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»
- Оформление папки-передвижки «Профилактика гриппа и ОРЗ»
- Выставка совместных работ родителей и детей на тему: «Дары осени».
- Совместный конкурс рисунков «Краски осени».
- Развивающая среда руками родителей – помощь в оформлении родительских уголков.
- Совместный конкурс с родителями «Зимняя сказка».
- Выставка творческих работ «Военная техника».
- Выставка творческих работ «Вот какие наши мамы».
Заключительный этап: представление результатов на родительском собрании.
Результаты проекта:
- повысился уровень родительской компетентности;
- гармонизировались родительски-детские отношения;
- повысилась ответственность родителя за судьбу ребенка и его активность в отношения с воспитателем;
- улучшился эмоциональный климат в семье;
- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Таким образом можно смело утверждать, что использование проектной деятельности с семьями воспитанников в нашей группе дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагога с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей. Благодаря применению проектной работы родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную отзывчивость.