Автор(-ы):
Кириллова Евгения Олеговна
Дмитриева Ольга Федоровна
Филимонова Мария Михайловна
15 февраля 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье раскрывается повышение эффективности семейного воспитания педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.
Текст статьи
Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». В современных условиях введения Федеральной образовательной программы педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта.
Цель проекта: повышение эффективности семейного воспитания педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.
Задачи проекта:
Участники проекта: родители, воспитатели, дети.
Оригинальная идея: в процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Основные этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
II этап. Практический.
Проведенный мною анализ свидетельствовал о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Был составлен план работы, подобраны и разработаны мероприятия для реализации целей проекта.
Таблица
План реализации проекта
№ |
Основные мероприятия реализации проекта |
Срок (периодичность исполнения) |
Ответственный |
---|---|---|---|
1 |
Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей», обсуждение проекта |
Сентябрь |
Воспитатель |
2 |
Круглый стол «Чайная пятница» |
Октябрь |
Воспитатели, родители |
3 |
Развлечение «Осенний бал |
Октябрь |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
4 |
Семинар практикум «игра в гости к нам пришла» |
Ноябрь |
Воспитатели |
5 |
Утренник «Здравствуй праздник новогодний» |
Декабрь |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
6 |
Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей» |
Январь |
Воспитатели, родители |
7 |
Спортивное мероприятие «Фитнес с мамами» |
Февраль |
Воспитатели, родители, физический инструктор |
8 |
Мастер – класс с родителями и с детьми по изготовлению чувашских кукол из бумаги |
Март |
Воспитатели |
9 |
Развлечение «8 Марта, праздник мам». |
Март |
Воспитатели, родители, муз. руководитель |
10 |
Экскурсия в Чувашский государственный театр кукол |
Апрель |
Воспитатели, родители |
11 |
Семейная гостиная «Детский сад и семья – лучшие друзья» |
Май |
Воспитатели, родители |
Дополнительные мероприятия:
Заключительный этап: представление результатов на родительском собрании.
Результаты проекта:
Таким образом можно смело утверждать, что использование проектной деятельности с семьями воспитанников в нашей группе дало положительные результаты: поменялся характер взаимодействия педагога с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей. Благодаря применению проектной работы родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную отзывчивость.
Список литературы
Поделиться
Кириллова Е. О., Дмитриева О. Ф., Филимонова М. М. Проект «Детский сад и семья – лучшие друзья» // Актуальные исследования. 2024. №7 (189). Ч.III.С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/8497-proekt-detskij-sad-i-semya-luchshie-druzya