Главная
АИ #7 (189)
Статьи журнала АИ #7 (189)
Методика работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллекти...

Методика работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

Автор(-ы):

Довганюк Александр Олегович

15 февраля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

методика
коллектив
хореография

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются методические основы организации работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе. Автор рассматривает понятие коллектива и его функции, выделяя регулятивную, организационную, консолидационную, стимулирующую и воспитательную функции. Статья подробно описывает художественно-творческие коллективы, особенно хореографические, и подразделяет их на производственные и воспитательные, а также на формальные и неформальные.

Текст статьи

Для рассмотрения методических основ организации работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе следует рассмотреть понятие коллектив и его особенности.

Г. М. Коджаспирова выделяет такие важные функции коллектива –регулятивную, определяющую мировоззренческие, нравственные и социальные установки ее участников; организационную, направленную на организацию детской жизнедеятельности; консолидационную, позволяющую объединить, сплотить, кооперировать детей на совместную творческую деятельность; стимулирующую, направленную на побуждение личности к нравственно-ценной деятельности, формированию положительных и высоко-нравственных поступков; воспитательную, направленную на личностное развитие каждого ребенка и раскрытие его индивидуальности.

Коллективы подразделяются по своему содержанию на учебные, трудовые, научные, общественно-политические, спортивные, клубные и в том числе художественно-творческие коллективы, к которым относятся хореографические коллективы. Исходя из заданных перед ними задачами коллективы подразделяются на производственные (педагогические коллективы, коллективы учреждений образования) и воспитательные. Социально-фиксированное положение определяет коллективы на формальное положение, задача которых заключается в обеспечении социальной функции и неформальное положение, основанные на добровольческой основе, объединении людей по интересам и симпатиям. К ним можно отмести хореографические коллективы.

Руководитель художественно-творческого коллектива занимается осуществлением организационного обеспечения, что является сложным процессом, так как в него входят аспекты работы художественного коллектива и его участников. Организационное обеспечение связано с решением педагогических, технических, художественно-исполнительских задач. Так, в хореографическом коллективе технические задачи направлены на решение обширного круга вопросов, связанных с созданием и формированием коллектива, с созданием условий для саморазвития и самореализации личности в коллективе и успешной социализации каждой личности в коллективе. Художественно-исполнительские задачи хореографического коллектива направлены на организацию творческого процесса, создание условий для развития хореографических способностей, физических качеств и индивидуальных способностей детей. При этом роль педагога-хореографа направлена на организацию художественной деятельности участников посредством хореографического материала. Следовательно, в хореографическом коллективе организационное обеспечение является одним из главных условий успешного развития хореографической деятельности и всестороннего развития его участников.

Задачей руководителя хореографического коллектива заключается в передаче знаний, опыта хореографической деятельности его участникам как основным «перенимателям» хореографического искусства. Занятия хореографией осуществляются в рамках учебных, репетиционных занятий и включают концертные выступления и отчетные концерты. Процесс обучения хореографии базируется на системе форм, методов и средств обучения как основных педагогических инструментов данного процесса. Технологии обучения в хореографическом коллективе позволяют достичь заданных целей путем синтеза средств, форм и методов обучения определенной деятельности (игровая деятельность, проблемное обучение, модульное и другие). Систематичные занятия по хореографии с детьми хореографического коллектива позволяют достичь успешности освоения хореографической деятельности, а также слаженности хореографического исполнения, единого стремления коллектива достичь творческих успехов.

На занятиях по хореографии педагог хореографического коллектива опирается на принципы обучения, на которые он опирается как на нормы, правила регулирующих данный процесс. То есть принципы обучения является системой требований, направленных на выбор содержания, способов организации обучения и методики обучения и выражаются в выявленных закономерностях процесса обучения. Закономерности обучения основаны на научной проверке и обоснованы с различных точек зрения ученых в области психологии, физиологии, социологии и педагогики. Принципы обучения универсальны для всех учебных предметов и могут применяться на разных уровнях педагогической работы. В хореографическом коллективе основными принципами обучения являются принцип добровольности на посещение занятий и принцип равноправного обучения всех детей.

Формы обучения в хореографическом коллективе подразделяются на основные и дополнительные. Основные формы могут быть связаны с творчеством композитора, драматургом, постановщиком, исполнителем и художником до общих проблем музыкального, драматического, хореографического и инструментального творчества. Как правило, основные формы работы бывают урочными (групповая, индивидуальная, фронтальная). Дополнительные формы включают посещение выставок, концертов, спектаклей, балетов, опер, экскурсий.

Немаловажное значение в организационном обеспечении хореографического коллектива отводится к личности педагога-хореографа, который должен обладать творческой фантазией, основами режиссуры, актерским мастерством, хорошей памятью, музыкальностью, чувством ритма, ассоциативно-образным мышлением, организаторскими качествами. Так, творческий подход педагога-хореографа позволяет ему нестандартно подходить к организации деятельности хореографического коллектива, подбирать новые сюжеты и композиции, песен, пьес, знакомить детей со всеми аспектами хореографической деятельности через творчество композиторов, писателей, знание современных хореографических направлений, литературных произведений, живописных произведений, шедевров скульптуры и музыки и другое.

Педагог-хореограф хореографического коллектива является также воспитателем, так как его целью является воздействие на личность детей, формирование у них духовно-нравственных качеств, нравственно-эстетической культуры. Воспитание в хореографическом коллективе выступает как основной процесс всестороннего развития личности, формирования моральных качеств, индивидуальных особенностей, навыков и привычек поведения. Посредством хореографического искусства педагог-хореограф решает воспитательную работу в хореографическом коллективе – формирует у детей эстетический вкус, знакомит с лучшими образцами хореографического искусства, расширяет мировоззрение и кругозор детей.

Этические нормы в хореографическом коллективе также являются одной из задач. Важно воспитывать в детях внимательность, приветливость, чуткость и тактичность как по отношению к своим сверстникам, так и любым людям в обществе.

Следовательно, воспитательная работа в хореографическом коллективе сочетает в себе организацию решения художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных задач. Поэтому в хореографическом коллективе решаются обучающие задачи – обучения детей танцам, формирование исполнительских возможностей. Воспитательные задачи направлены на формирование личности каждого ребенка и развитие гражданских, нравственно-эстетических качеств как основных аспектов общей культуры.

Таким образом, современный танец и его стили нельзя отнести к какой-либо школе или системе. Ясно одно, что современный танец возник в ХХ веке в виде смешения разных техник и направлений, а также авторских взглядов на природу тела и его возможности. Современный танец сегодня принято соотносить с тремя основными течениями – джаз-танцем, модерн танцем и постмодерном (contemporary). Данные техники соотносятся друг с другом и взаимодополняют и имеют в своей основе единые философские идеи о безграничных возможностях телесного выражения и силы мышления как инструмента воздействия на физические изменения тела.

Дети младшего школьного возраста являются активными, физически развиты и имеют все природные данные для занятий современной хореографией. Занимаясь танцами, дети становятся гибкими, пластичными, удерживают правильную осанку, способны координировать в пространстве и удерживать равновесие в разных положениях тела. Современные танцы близки по духу детям младшего школьного возраста, несмотря на свое неоднозначное содержание. Но в то же время, как и любой другой вид хореографического искусства, современная хореография несет в себе воспитательный потенциал, раскрывает в детях индивидуальные и природные возможности, формирует личную эстетику, правильный художественный и музыкальный вкус и другое. Современные танцы содержат в себе импровизационные движения, театральную постановку, музыкальное сопровождение современных авторов.

Список литературы

  1. Антипин, В.В. О понятии «современный танец» в отечественной хореографической педагогике / В.В. Антипин // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2018. – № 5(58). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-sovremennyy-tanets-v-otechestvennoy-horeograficheskoy-pedagogike. – Дата обращения: 05.09.2023.
  2. Антонюк, К.Л. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, занимающихся в хореографическом коллективе / К.Л. Антонюк, О.В. Ершова // Образовательная парадигма современной творческой педагогики. Сборник статей. В 3-х частях / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва, 2022. – С. 330-335.
  3. Артеменкова, Н.В. педагогические аспекты воспитания пластической культуры детей младшего школьного возраста / Н.В. Артеменкова // Интеграция социально-культурных практик и образовательных технологий в пространстве мегаполиса: опыт и инновации. Сборник научных трудов / Под общей редакцией О.И. Киселевой, Г.В. Ганьшиной. – Москва, 2023. – С. 119-126.
  4. Архипова, В.В. Детский хореографический коллектив как фактор эстетического воспитания подрастающего поколения / В.В. Архипова // Богатство финно-угорских народов. Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. – 2018. – С. 358-360.
  5. Арябкина, И.В. Социализация младшего школьника в процессе коллективно-творческой деятельности как актуальная проблема современного образования / И.В. Арябкина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 4. – С. 13-17.
  6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  7. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии: Учебно-методическое пособие / И.Н. Бочкарева. – М.: Кемерово, 1999. – 64 с.
  8. Бугера, Л.А. Восприятие и обучение. Младший школьный возраст / Л.А. Бугера. – М.: Просвещение, 2012. –145 с.

Поделиться

309

Довганюк А. О. Методика работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе // Актуальные исследования. 2024. №7 (189). Ч.III.С. 48-51. URL: https://apni.ru/article/8498-metodika-raboti-s-detmi-mladshego-shkolnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля