С каждым годом онлайн-образование всё больше набирает популярность, становясь серьезной альтернативой классическому образованию. В основном это связано с развитием технологий и умениями пользоваться данными технологиями, но также и с теми ситуациями, когда офлайн-обучение невозможно. Зачастую образование в сети несет с собой ряд технических и организационных проблем, которые могут снизить его качество на общем фоне.
Переход российских школьников и студентов на онлайн-образование сразу же показал комплекс ограничений, подводных камней, с которыми столкнулся существующий стиль преподавания: технически не были подготовлены ни учителя, ни образовательные организации, ни сами школьники, что привело к снижению темпов обучения. Из основных проблем резкого переноса обучения в онлайн можно выделить следующее:
- Недостаточная техническая оснащенность учителей и школьников.
Так, например, некоторые регионы столкнулись с жесткой нехваткой такой техники, как планшеты и ноутбуки, необходимой для обучения, вследствие чего депутаты просили неравнодушных граждан поделиться нужными ученикам устройствами. Кроме того, также ощущается нехватка и вводно-выводной аппаратуры: микрофонов и камер для проведения онлайн-занятий.
- Недостаточная технологическая подготовка образовательных организаций.
Большинство образовательных учреждений в начале перехода на онлайн-обучение постарались организовать образовательные процессы на базе своих веб-сайтов. Но технико-технологически они не были подготовлены к сценарию, при котором сразу вся масса школьников и студентов будет одновременно посещать их онлайн-ресурс, что привело к многочисленному падению серверов и многочасовой их недоступности.
- Отсутствие четкого понимания и правил онлайн-образования, отсутствие нормативных актов, стандартных подходов. Если в классическом образовании сформированы многолетние стандарты, неформальные правила и поколенческий опыт, то онлайн-образование ничего подобного не имеет. Обучащиеся и преподаватели столкнулись с необходимостью формировать такие «стандарты» на ходу, постоянно улучшая их и учась «методом проб и ошибок».
Данные проблемы не были внезапностью – они формировались на протяжении длительного процесса цифровизации образования [1, 2].
Применение информационных технологий ставится во главу угла уже в течении десятилетий от информатизации до цифровизации. В рамках развития цифровой экономики (программа "Цифровая экономика РФ", Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р), поэтому востребованность специалистов, обладающих соответствующими компетенциями должна быть очевидна. При этом специалист должен обладать таким комплексом знаний, такими навыками, которые позволят ему трудоустроится в постоянно трансформирующемся мире [3].
Согласно принятым определениям, «Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры государства, созданию и применению информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы». (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).
Цифровая экономика представляется тремя уровнями, которые только в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом. Это взаимодействие взаимно зависимое и взаимно обуславливающее и совокупное развитие, и совместный прогресс, предполагающие только совместные изменения. Это:
- рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);
- платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);
- среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность [4, 5].
Если рассматривать комплексный подход к теме образования, то можно выделить следующие проблемы, связанные с внедрением онлайн-обучения:
- Внедрение по указке. Цифровые технологии никогда не рассматривались на высшем уровне управления государством и данным институтом как серьезная альтернатива классическому образованию. Скорее, это было частью плана по цифровизации, внедрение которого стало навязанным поручением сверху. Из-за этого появились платформы онлайн-образования, не рассчитанные на реальные нагрузки, вследствие чего показавшие свою слабую эффективность и неподготовленность.
- Технологии. Двойственная позиция по поводу технологий: с одной стороны, необходимы отечественные технологические решения для создания образовательной инфраструктуры в онлайне, с другой - их абсолютная нехватка и попытка замены импортными технологиями, не всегда соответствующими требуемым стандартам.
- Контент. Также следует особо отметить наполнение контента для онлайн-образования. Из всего контента и содержания были самое большое «оцифрованы» учебники. Вопрос по созданию полноценных интерактивных онлайн-курсов так и не дошел до практической реализации. В первую очередь, это такие проекты как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Цель программы цифровой экономики РФ звучит так: «создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства». Мировая пандемия стала испытанием заявленного результата, который показал, что все предпринятые попытки по развитию российского цифрового образовательного пространства не принесли заявленных результатов, необходимых в текущих реалиях.
- Педагоги. Резкая потребность перестройки образования на онлайн-рельсы в первую очередь ударила по широкому пласту педагогов, которые были не готовы осваивать все необходимые технологии для выстраивания онлайн-обучения. Особенно остро вопрос стоит для жителей сельской местности, в которой средний возраст учителей гораздо выше городского, а наличие компьютера или другого технологичного устройства находится под большим вопросом, не говоря уже про умение им пользоваться.
- Еще одной насущной проблемой онлайн-образования стала множественная проблема невозможность доведения образования (как услуги, как процесса и т.д.) до конечного пользователя. Многогранность этой проблемы в совокупности отсутствия возможностей у конечного потребителя (обучающегося любой ступени образования, любого направления). Это: отсутствие нормального высокоскоростного интернета, отсутствие техники для организации качественного обучения (здесь и несколько точек доступа в одной семье, и мощности техники, а зачастую и просто их наличие…), умение пользоваться и обучающимися, и педагогами инструментами онлайy – обучения. Конечный пользователь оторван от услуги в создаваемом цифровом обществе. И, как следствие, не имеет возможности ее получить в полной мере. Это мы вынуждены констатировать в экономике, которая ориентирована на пользователя [6, 7].
Это свидетельствует лишь о том, что не все и не до конца понимают, как создать полноценную инфраструктуру цифрового образовательного пространства и как стимулировать все стороны отношений для успешного внедрения новых образовательных онлайн-технологий. Нет людей с повесткой, готовых заняться комплексным решением проблемы и разработать четкую стратегию перехода на онлайн-образование, определить стандарты обучения, разработать необходимые технологические решения и сформировать учебную базу в цифровой среде.
Но это не единственные проблемы, стоящие перед онлайн-образованием. Помимо отсутствия полноценной цифровой образовательной среды, имеют место еще две ключевые проблемы, связанные с цифровым пространством. Кибербезопасность и информационная гигиена – два столпа, помогающие нам чувствовать себя защищенными и уверенными в онлайн-среде. При отсутствии данных компонентов системы цифрового обучения не смогут результативно работать и поддерживать эффективное обучение студентов и школьников [8, 9, 10].
Особенно уязвимыми перед кибератаками являются образовательные учреждения. Так, например, Softline Company сообщает, что за апрель количество кибератак на школы выросло в 4 раза.
Эксперт Softline Company отметил, что атаки киберпреступников, использующих методы социальной инженерии, могут представлять реальную опасность для школьников. Мошенники способны получить доступ к конфиденциальной и персональной информации, а их манипуляции могут оказать влияние на еще не сформированную психику подростков, подталкивая их к совершению необдуманных поступков, в частности саморазрушающего или криминального характера [11].
Чтобы оградить несовершеннолетних от действий киберпреступников, родители, учителя и руководители образовательных учреждений должны соблюдать необходимые правила цифровой гигиены. В их число входят строгое выполнение требований по безопасному подключению к онлайн-ресурсам и наличие обновленного антивирусного программного обеспечения в школе и дома. Контроль за киберугрозами необходимо осуществлять также на уровне школ, районных отделов образования и министерств образования [12].
Итак, в разрезе сформированности цифровой экономики, при переходе на всеобщее онлайн обучение выявились проблемы на всех уровнях, прописанных в Концепции.
Оказались не готовы и рынки, и отрасли экономики, включая соответствующие сферы деятельности (в частности образование как общее, так и высшее), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг). Поставщиками конкретно стали образовательные учреждения, хотя в разрезе государства они должны иметь роль трансляторов, образовательных услуг. Среди потребителей необходимо выделить как обучающихся, их семей, так и педагогов, которые в данной ситуации могли бы воспользоваться созданным контентом, комплексом технологий и на их основе уже создавать уникальные предложения, как и должно быть в рамках конкуренции. Следующий пласт - это платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынка образования и сфер деятельности, которые в этом задействованы. И, конечно, среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, их эффективного взаимодействия, эффективного сотрудничества субъектов сферы образования. Это должно охватить как нормативное регулирование онлайн образования или образования с применением информационных технологий, так и информационную инфраструктуру, кадры, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование (доведение образования до конечного потребителя) и информационную безопасность [13, 14].
В комплексный подход к решению вышеперечисленных проблем необходимо включить:
- Техническое оснащение (необходимые серверные мощности и оборудование);
- Создание единого цифрового образовательного стандарта;
- Определение четкой повестки и лиц, которые будут реализовать программу;
- Определение и разработка собственной технологической базы;
- Создание базы цифрового обучающего контента;
- Проведение комплекса мер по обучению педагогов новому цифровому формату образования.
Заключение
Только комплексный подход к решению актуальных проблем в сфере цифровизации образования позволит добиться наибольшей эффективности внедрения новых образовательных технологий и создать полноценную и адаптирующуюся цифровую образовательную инфраструктуру. Для этого нужна не только повестка национального проекта, но и заинтересованные люди и организации, которые будут его реализовывать.