Автор(-ы):
Домарев Роман Николаевич
Горбунова Ольга Николаевна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Тема перевода образовательного процесса в онлайн формат является достаточно актуальной в условиях самоизоляции. Целью исследования являлись проблемы реализации и внедрения технологий в создание информационной образовательной инфраструктуры. В статье приводится анализ существующих прецедентов перевода образовательного процесса в онлайн-формат, рассматриваются первопричины и источники проблем, прямым или косвенным образом мешающие переходу образовательного процесса в онлайн-формат. Результатом исследования стало комплексное решение, опирающееся на приведенные выводы.
Текст статьи
С каждым годом онлайн-образование всё больше набирает популярность, становясь серьезной альтернативой классическому образованию. В основном это связано с развитием технологий и умениями пользоваться данными технологиями, но также и с теми ситуациями, когда офлайн-обучение невозможно. Зачастую образование в сети несет с собой ряд технических и организационных проблем, которые могут снизить его качество на общем фоне.
Переход российских школьников и студентов на онлайн-образование сразу же показал комплекс ограничений, подводных камней, с которыми столкнулся существующий стиль преподавания: технически не были подготовлены ни учителя, ни образовательные организации, ни сами школьники, что привело к снижению темпов обучения. Из основных проблем резкого переноса обучения в онлайн можно выделить следующее:
Так, например, некоторые регионы столкнулись с жесткой нехваткой такой техники, как планшеты и ноутбуки, необходимой для обучения, вследствие чего депутаты просили неравнодушных граждан поделиться нужными ученикам устройствами. Кроме того, также ощущается нехватка и вводно-выводной аппаратуры: микрофонов и камер для проведения онлайн-занятий.
Большинство образовательных учреждений в начале перехода на онлайн-обучение постарались организовать образовательные процессы на базе своих веб-сайтов. Но технико-технологически они не были подготовлены к сценарию, при котором сразу вся масса школьников и студентов будет одновременно посещать их онлайн-ресурс, что привело к многочисленному падению серверов и многочасовой их недоступности.
Данные проблемы не были внезапностью – они формировались на протяжении длительного процесса цифровизации образования [1, 2].
Применение информационных технологий ставится во главу угла уже в течении десятилетий от информатизации до цифровизации. В рамках развития цифровой экономики (программа "Цифровая экономика РФ", Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р), поэтому востребованность специалистов, обладающих соответствующими компетенциями должна быть очевидна. При этом специалист должен обладать таким комплексом знаний, такими навыками, которые позволят ему трудоустроится в постоянно трансформирующемся мире [3].
Согласно принятым определениям, «Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры государства, созданию и применению информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы». (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).
Цифровая экономика представляется тремя уровнями, которые только в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом. Это взаимодействие взаимно зависимое и взаимно обуславливающее и совокупное развитие, и совместный прогресс, предполагающие только совместные изменения. Это:
Если рассматривать комплексный подход к теме образования, то можно выделить следующие проблемы, связанные с внедрением онлайн-обучения:
Это свидетельствует лишь о том, что не все и не до конца понимают, как создать полноценную инфраструктуру цифрового образовательного пространства и как стимулировать все стороны отношений для успешного внедрения новых образовательных онлайн-технологий. Нет людей с повесткой, готовых заняться комплексным решением проблемы и разработать четкую стратегию перехода на онлайн-образование, определить стандарты обучения, разработать необходимые технологические решения и сформировать учебную базу в цифровой среде.
Но это не единственные проблемы, стоящие перед онлайн-образованием. Помимо отсутствия полноценной цифровой образовательной среды, имеют место еще две ключевые проблемы, связанные с цифровым пространством. Кибербезопасность и информационная гигиена – два столпа, помогающие нам чувствовать себя защищенными и уверенными в онлайн-среде. При отсутствии данных компонентов системы цифрового обучения не смогут результативно работать и поддерживать эффективное обучение студентов и школьников [8, 9, 10].
Особенно уязвимыми перед кибератаками являются образовательные учреждения. Так, например, Softline Company сообщает, что за апрель количество кибератак на школы выросло в 4 раза.
Эксперт Softline Company отметил, что атаки киберпреступников, использующих методы социальной инженерии, могут представлять реальную опасность для школьников. Мошенники способны получить доступ к конфиденциальной и персональной информации, а их манипуляции могут оказать влияние на еще не сформированную психику подростков, подталкивая их к совершению необдуманных поступков, в частности саморазрушающего или криминального характера [11].
Чтобы оградить несовершеннолетних от действий киберпреступников, родители, учителя и руководители образовательных учреждений должны соблюдать необходимые правила цифровой гигиены. В их число входят строгое выполнение требований по безопасному подключению к онлайн-ресурсам и наличие обновленного антивирусного программного обеспечения в школе и дома. Контроль за киберугрозами необходимо осуществлять также на уровне школ, районных отделов образования и министерств образования [12].
Итак, в разрезе сформированности цифровой экономики, при переходе на всеобщее онлайн обучение выявились проблемы на всех уровнях, прописанных в Концепции.
Оказались не готовы и рынки, и отрасли экономики, включая соответствующие сферы деятельности (в частности образование как общее, так и высшее), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг). Поставщиками конкретно стали образовательные учреждения, хотя в разрезе государства они должны иметь роль трансляторов, образовательных услуг. Среди потребителей необходимо выделить как обучающихся, их семей, так и педагогов, которые в данной ситуации могли бы воспользоваться созданным контентом, комплексом технологий и на их основе уже создавать уникальные предложения, как и должно быть в рамках конкуренции. Следующий пласт - это платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынка образования и сфер деятельности, которые в этом задействованы. И, конечно, среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, их эффективного взаимодействия, эффективного сотрудничества субъектов сферы образования. Это должно охватить как нормативное регулирование онлайн образования или образования с применением информационных технологий, так и информационную инфраструктуру, кадры, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование (доведение образования до конечного потребителя) и информационную безопасность [13, 14].
В комплексный подход к решению вышеперечисленных проблем необходимо включить:
Заключение
Только комплексный подход к решению актуальных проблем в сфере цифровизации образования позволит добиться наибольшей эффективности внедрения новых образовательных технологий и создать полноценную и адаптирующуюся цифровую образовательную инфраструктуру. Для этого нужна не только повестка национального проекта, но и заинтересованные люди и организации, которые будут его реализовывать.
Список литературы
Поделиться
Домарев Р. Н., Горбунова О. Н. Проблемы внедрения и развития технологий онлайн-образования и способы их преодоления // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.II.С. 129-133. URL: https://apni.ru/article/850-problemi-vnedreniya-i-razvitiya-tekhnologij