Роль тренера в воспитании юных спортсменов

Автор(-ы):

Кищенко Сергей Эльвирович

14 февраля 2024

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

тренер
спортсмен
психология спортсменов
педагогический процесс
воспитание
личность тренера

Аннотация статьи

В данной статье раскрывается роль тренера в жизнедеятельности спортсмена.

Текст статьи

Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах многолетней подготовки играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию.

Сегодня тренер – это человек, который должен быть важной частью жизни своего спортсмена. Когда ребенок начинает заниматься спортом, тренер становится одним из самых близких людей для него. Спортивная деятельность помогает развивать важные качества личности ребенка. Часто спортсмен ориентируется на поступки и поведение своего тренера в обществе. Мнение тренера о нем и окружающих людях имеет большое значение для юного спортсмена. Таким образом, личность тренера играет важную роль в формировании личности самого спортсмена.

В основе успеха педагогической работы лежит авторитет тренера, который способен привлекать к себе людей и вызывать уважение. Если у тренера есть авторитет у спортсменов, то он может оказывать более сильное воспитательное воздействие на них. Для этого важно быть сильной личностью.

Профессия «тренер» является всесторонней в полном смысле этого слова. Часто тренеру приходится усердно трудиться не только над улучшением физических качеств спортсмена, но и формировать его личность, понимание ответственности, командный дух, спортивную этику и т.д. Особенно это важно для тренеров, работающих с детскими и юношескими командами, где к обычному тренировочному процессу добавляются воспитательные и педагогические аспекты. Тренер – это образец, к которому стремится каждый спортсмен. И именно тренеры доказывают, что в спортивном мире нет ничего невозможного, ведь главное – это труд и сила воли, над которыми они работают каждый день для достижения совершенства их спортсменов.

Из этого следует актуальность темы, какими характеристиками должен обладать опытный тренер.

Психология личности тренера

Изучая вопросы, связанные с индивидуальностью, отечественная психология рассматривает психологические характеристики и качества человека, которые развиваются и проявляются в нем как члена общества. Личность не может существовать вне общества, так же как и общество не может существовать без индивидуальностей, которые его составляют. Человек всегда принадлежит к какому-либо социуму: семья, школа, предприятия и т.д. Активная деятельность и взаимодействие в коллективе в значительной мере определяют и формируют индивидуальные особенности личности.

Изучая организацию личности тренера, мы опираемся на теорию К.К. Платонова, которая предполагает наличие четырех составляющих в личности:

  1. Первая составляющая включает в себя убеждения и моральные качества тренера, которые определяют его мотивацию в педагогической работе, постоянное желание и стремление передать спортсменам свой социальный и профессиональный опыт в спортивной сфере.
  2. Во второй составляющей рассматриваются приобретенные в процессе работы качества тренера, включая умение организовать тренировочный процесс и отдых своих подопечных, профессиональные навыки, а также привычки и традиции, которые считаются приемлемыми в детском и юношеском спортивном коллективе. К деловым качествам тренера относятся знание конкретного вида спорта, умение выполнять спортивные навыки, качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность и объективность.
  3. В третьей составляющей выделяются индивидуальные психологические характеристики, такие как знания, интеллект, память, мышление, способность сопереживать, воля и эмоции. Среди эмоционально-волевых качеств можно выделить уравновешенность (способность контролировать себя), терпение, решительность, радость жизни (чувство юмора).
  4. Четвёртая составляющая характеризуется изменчивыми качествами личности тренера, такими как возраст, пол, темперамент и другие.

Такая постановка позволяет определить общие и специфические характеристики личности тренера.

Особенности личности тренера

В основе процесса воспитания в системе отечественной школы физического воспитания и спорта лежат определенные цели. К ним относятся стремление к разностороннему развитию личности, подготовка к будущей работе и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное сообщество.

Важными факторами, которые мотивируют тренера в его профессиональной деятельности, являются интерес к спорту, предрасположенность к педагогической работе в этой сфере, стремление к постоянному совершенствованию, любовь к детям, глубокая уверенность в значимости занятий спортом для подростков и детей, чувство ответственности и долга за качество своей работы.

В спорте педагогические процессы имеют свои особенности. Тренер выполняет несколько основных функций при проведении учебно-воспитательной работы:

  • Управляющую;
  • Формирующую;
  • Познавательную;
  • Контролирующую;
  • Воспитательную.

Роль тренера в управлении необходима для всесторонней подготовки спортсмена, так как позволяет ему принимать решения, предсказывать, организовывать, руководить, согласовывать, контролировать и вносить коррективы. Тренер использует словесное общение для управления спортсменом в процессе взаимодействия. Планирование, направления, рекомендации, указания, наблюдения, диалоги и т.д. – это наиболее распространенные способы передачи управляющей информации от тренера. Анализируя эту информацию, тренер принимает решения, которые влияют на успех его подопечных.

Формирующая функция направлена на организацию обучающего процесса, который помогает развить необходимые технико-тактические навыки, улучшить психические функции, физические качества и личностные свойства спортсмена. В экстремальных условиях тренировки и соревнований формируются двигательные и психические процессы с целью достижения запланированного конечного результата.

Познавательная функция заключается в передаче спортсмену необходимых знаний и навыков, а также в поощрении его интереса к познавательной деятельности.

Функция контроля помогает улучшить действия, процессы и психические состояния человека, а также установить этические стандарты поведения. Этот метод воздействия на спортсмена помогает перед соревнованиями в случае психических нагрузок, переутомления и других проблем, включают в себя обсуждение причин возможного неудачного выступления, переключение мыслей на позитивные аспекты, использование психологических тренировок и способов восстановления спокойствия.

Воспитательная функция заключается в формировании у спортсмена сильной воли и моральных качеств, которые отражают его общественное самосознание.

Педагогические способности тренера

Успех тренера во многом зависит от его личностных качеств, которые влияют на его общение с учениками и способность быстро овладевать различными навыками. Также важны условия для создания позитивных отношений в команде, предотвращения конфликтов и формирования мотивации у спортсменов. Изучение психолого-педагогических особенностей личности тренера и способов развития его личностных качеств, которые способствуют успеху спортсмена, представляется особенно интересным.

Успешный тренер обладает высоким педагогическим мастерством, которое основано на развитых педагогических способностях.

Педагогические способности – это психические качества личности, которые являются важным фактором для успешной педагогической деятельности. Они не только включают в себя знания, навыки и умения, но и опыт работы тренера. Чем больше способностей у тренера, тем быстрее он может развивать свои педагогические навыки и умения. Педагогические способности облегчают освоение педагогической деятельности, а сама деятельность способствует развитию этих способностей. Педагогические способности формируются на основе общих способностей, но в работе тренера они проявляются в структуре педагогической деятельности, которая направлена на развитие личности молодого спортсмена.

Профессионально важные качества тренера

Успех тренера во многом зависит от его личных качеств, которые определяют особенности его общения с учениками и влияют на скорость и степень их овладения различными навыками: Важно, чтобы у тренера были мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные, двигательные и другие качества, такие как внимательность, память и координация движений. Все эти качества важны для успешного выполнения профессиональных обязанностей тренера.

Авторитет тренера

Успех тренера во многом зависит от того, насколько хорошо он организует и умеет общаться с командой. Особенно важно, как он взаимодействует с игроками во время спортивных соревнований.

Важность авторитета тренера в детском спортивном коллективе неоспорима. Чем больше уважения пользуется тренер, тем больше влияния он оказывает на своих подопечных и на новичков. Слова авторитетного тренера считаются значимыми и лучше воспринимаются. Для многих юных спортсменов, которые нашли свое призвание в спорте, уважаемый и авторитетный тренер является образцом, к которому они стремятся придерживаться в жизни.

Таким образом, для нормализации отношений с юными спортсменами и повышения эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса, важную роль играет уровень развития положительных личностных качеств у тренера. Юные спортсмены высоко ценят энергичность у своего тренера, то есть его активное участие в делах спортивной команды, использование личного спортивного опыта, находчивости и организаторских способностей.

Взаимоотношений тренера и спортсмена

Конечно, тренер должен отбирать спортсменов с подходящими для данного вида спорта качествами. Он выбирает тех учеников, которые способны воплотить в жизнь все идеи и планы тренера, помогая ему достичь своих целей и стремлений к более высокому статусу в обществе. Пол, возраст, уровень спортивного мастерства и другие факторы влияют на то, как тренер воспринимает своих учеников.

Подросток, начинающий заниматься спортом, сталкивается с трудностью оценить профессионализм своего тренера. В этой ситуации он в первую очередь оценивает личность тренера, понимая, является ли он добрым или злым, любит ли детей, шутит ли или всегда строг, уважает ли окружающих и т.д.

В дальнейшем отношение спортсменов к тренеру зависит от их потребностей, мотивации, направленности и системы ценностей, которые формируются в процессе занятий под руководством тренера. Таким образом, влияние тренера на отношение учеников к нему на последующих этапах практически полностью зависит от его деятельности и того, как он относится к своим спортсменам.

Важным фактором, определяющим отношение спортсменов к тренеру, является их представление о том, как тренер относится к ним. Обычно спортсмены оценивают своего тренера выше, чем он оценивает их. Однако, часто истинная оценка тренером учеников не совпадает с их представлениями о ней. При анализе отношения спортсменов к тренеру, в зависимости от продолжительности занятий у этого тренера, было выяснено, что отношение к первому тренеру остается неизменным на протяжении многих лет. Таким образом, отношение к тренеру формируется у спортсменов в первый год занятий и сохраняется на протяжении длительного времени.

Из выше всего сказанного можно сделать вывод, что тренер играет главную роль в отношении молодых спортсменов. Развитие положительных личностных качеств тренера является важным условием для установления нормальных отношений с юными спортсменами и повышения эффективности тренировочного и воспитательного процесса.

Список литературы

  1. Браже Т. Г. Совершенствование профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации. М.: АПН. 1982.
  2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность образования. Педагогика, 1995.
  3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д., 1997.
  6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987.
  7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1983-1986.
  8. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

Поделиться

588

Кищенко С. Э. Роль тренера в воспитании юных спортсменов // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 фев. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 92-96. URL: https://apni.ru/article/8500-rol-trenera-v-vospitanii-yunikh-sportsmenov

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая