В российской науке межрегиональное сотрудничество рассматривается в основном через содержание отношений между регионами, в зарубежных подходах акцент делается на форме таких отношений. Под межрегиональным сотрудничеством можно понимать комплекс потоков обмена ресурсами, осуществляемых в рамках соглашений между органами власти, юридическими и физическими лицами различных регионов, заключенных де-юре или де-факто, с целью представления общих интересов в национальных и мировой экономики и повысить уровень устойчивого развития сотрудничающих регионов. Предлагаемое определение рассматривает все виды взаимодействий (горизонтальных, сквозных) между целевыми группами (органами власти, бизнес-структурами, бюджетными организациями, населением) в различных формах (формальных и неформальных) [5].
Интеграционные процессы происходят повсеместно, как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов и макрорегионов. С одной стороны, интеграция – это естественный процесс стабильного формирования.
Экономические связи основаны на разделении факторов производства, сопровождающемся взаимным регулированием и присоединением определенных отраслей, предприятий и экономических регионов и ведущем к формированию интегрированной экономической системы. С другой стороны, интеграция представляет собой контролируемый процесс, который требует целенаправленной деятельности взаимодействующих субъектов для координации их взаимоотношений.
В странах мира центральное правительство в контексте решения задач регионального развития выполняет основные функции, в первую очередь, обеспечение равного доступа к гарантированным конституцией правам, во-вторых, использование и учет индивидуальных особенностей и преимуществ регионов для создания условий для их устойчивого роста.
И, в-третьих, при необходимости обеспечить межрегиональную интеграцию. В некоторых случаях выступает в качестве «арбитра» при разрешении споров между отдельными административно-территориальными единицами. Последнее должно быть особенно актуально в России, стране с наибольшим количеством административно-территориальных единиц первого порядка (регионов) в мировой практике, с большими различиями в показателях социально-экономического развития.
Важность межрегионального взаимодействия и его концептуальное обоснование подтверждаются теориями конкуренции, интеграции, международной торговли и отраслевой специализации, хотя их положения не всегда касаются непосредственно взаимодействия пространственных элементов внутри системы национальной экономики [14].
Основными направлениями межрегионального сотрудничества, обозначенными в стратегиях макрорегионов, являются реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов, связанных с развитием скоростного пассажирского железнодорожного сообщения (Южный федеральный округ), строительством терминально-логистических комплексов (Северо-Кавказский федеральный округ), развитием автомобильных дорог и межрегиональных авиационных сетей (Приволжский федеральный округ) и др. Популярными направлениями являются также туризм (в том числе в форме межрегиональных туристических кластеров, например, Северокавказский туристический кластер, туристско-рекреационные комплексы в Центральном и Дальневосточном федеральных округах) и производственная кооперация на базе таких отраслей, как сельское хозяйство (Центральный федеральный округ) и производство строительных материалов (Северо-Западный федеральный округ). В социальной сфере реализуются совместные проекты, связанные с содействием занятости населения, в том числе в рамках создания межрегиональных центров занятости населения (в Северо-Кавказском федеральном округе), а также развитием объектов социальной инфраструктуры.
Принимая во внимание вышеизложенное, участие регионов в федеральном процессе развития стратегии макрорегионов нельзя в полной мере рассматривать как форму межрегионального сотрудничества. Разрабатывать такие стратегии необходимо совместно с региональными властями и созданными специализированными центрами [2].
Сегодня руководством страны и Российским Союзом Промышленников и предпринимателей РФ, который является ключевым звеном межрегионального взаимодействия и интеграции, поставлена задача -2024 год должен стать годом развития как в части импортозамещения, так и в части обеспечения технологического суверенитета.
Проработка вопросов социального партнерства в регионах, усиление взаимодействия субъектов СФО, производится на основании Стратегии развития СФО до 2035 года и Концепции технологического развития на период до 2030 года.
Основной задачей Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Сибирском федеральном округе является поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) и содействие развитию предпринимательства в регионах СФО, выстраивание эффективных взаимоотношений бизнеса и власти, проведения работ по объединению усилий представителей власти, деятелей науки, культуры, общественных организаций и союзов, инвесторов и промышленных компаний [7].
Можно выделить несколько целей, по развитию межрегионального сотрудничества:
- содействие развитию экономики Сибирского федерального округа, ее интегрированию в экономику страны и хозяйственную систему Большой Евразии;
- содействие формированию профессиональных сообществ российских инновационных компаний на основе высоких профессиональных и этических стандартов, принципов добросовестности, сотрудничества и честной конкуренции, гарантирующих высокое качество продукции и цивилизованное взаимодействие с партнёрами стран Большой Евразии;
- содействие сближению российского рынка высокотехнологичных и инновационных компаний с рынками стран-партнёров ЕАЭС и стран-членов Африканского Союза.
Исходя из данных целей, можно сделать вывод, что межрегиональное взаимодействие необходимо рассматривать как ключевой механизм содействия сбалансированному региональному социально-экономическому развитию, повышению качества жизни населения, росту экономической конкурентоспособности как отдельных регионов, так и государства в целом.
Так, например, в прошлом году представители столичной туротрасли приняли участие в 15 международных отраслевых выставках и провели ознакомительные туры по Москве для делегаций из Китая, ОАЭ, Индии и Саудовской Аравии. Зарубежных гостей познакомили с инфраструктурой и достопримечательностями города, а также рассказали о межрегиональных путешествиях по России, например, о проекте «Русские каникулы. Из столицы России в столицу Сибири».
За последние пять лет турпоток в Тюменскую область увеличился в 1,5 раза и достиг рекордного уровня. По оценкам экспертов, в этом году количество туристов составит 3,4 млн человек. Одним из успешных направлений туризма является оздоровительный, интерес к которому с каждым годом растет. Регион особенно заинтересован в развитии термальных источников. По мнению экспертов, с учетом того, что туристический поток приумножается, в Тюменской области необходимо дальше совершенствовать гостиничный бизнес и предлагать новые объекты показа [11].
По данным регионального департамента потребительского рынка и туризма, за 10 месяцев текущего года Тюменскую область посетило почти 3 млн туристов. По прогнозам ведомства, количество туристов в текущем году составит 3,4 млн человек. Наблюдается рост числа туристов из центральной части России – Москвы и Московской области, а также из Санкт-Петербурга. О повышении интереса туристов к регионам УрФО заявил и полпред президента Владимир Якушев, отметивший, что для сохранения этой тенденции необходимо продолжать развитие туристической инфраструктуры, а также сосредоточиться на подготовке специалистов туристического направления.
Всего в 2023 году состоялось 9 тыс. деловых переговоров с участием представителей гостиниц, туроператоров, агентств и профильных ведомств. Это на 50% больше по сравнению с 2022 годом.
В целом взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сфере, промышленной кооперации год от года демонстрирует устойчивый рост. Так, двусторонний товарооборот сегодня достиг 27 миллиардов долларов, что является рекордным показателем. Объём прямых инвестиций из России превысил 20 миллиардов долларов.
Показательно, что свыше чем из 42 тысяч предприятий с иностранным участием, действующих в Казахстане, почти половину, то есть 19 тысяч, составляют российские компании. Россия взаимодействует практически во всех отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и инфраструктуре [3].
Достаточно отметить, что Казахстан и Россия – одни из крупнейших производителей сельхозпродукции и входят в десятку мировых лидеров по экспорту зерна. На долю наших государств приходится почти десять процентов пахотных земель и девять процентов пастбищ и сенокосных угодий всего мира.
С практической точки зрения межрегиональное сотрудничество дает возможность регионам объединить ресурсы и создать синергетический эффект, позволяющий им преследовать общие цели и получать коллективные выгоды. Это может принимать форму совместных инвестиций, совместного использования производственных мощностей и формирования альянсов, направленных на продвижение региональных продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Кроме того, межрегиональное сотрудничество может способствовать обмену передовой практикой и экспертными знаниями, что приведет к разработке инновационных решений и внедрению новых технологий, которые могут повысить конкурентоспособность регионов.
Эффективное управление межрегиональным взаимодействием на макрорегиональном уровне требует тесного сотрудничества и координации между различными субъектами межрегионального сотрудничества. Это может помочь обеспечить соответствие политики и программ межрегионального сотрудничества региональным приоритетам и потребностям, а также эффективное использование ресурсов для содействия устойчивому региональному развитию.
Для реализации кластерного подхода в межрегиональном сотрудничестве необходимо соответствие ряду признаков: близость регионов, функциональное взаимодействие, транспортная и логистическая инфраструктура. Так, реализация кластерного подхода позволит, например, использовать транспортные и логистические возможности регионов с развитыми транспортными сетями и логистическими хабами для закрытия потребностей экономических субъектов соседних регионов. На межрегиональном уровне можно создавать единую систему управления логистическими маршрутами, что улучшить качество сбытовых и распределительных процессов [4]. Важность реализации межрегионального сотрудничества возрастает в условиях оттока иностранного капитала из инвестиционных проектов в регионах России. Проведенный анализ позволил установить, что постепенно объемы инвестирования снижаются, многие из имевших на первоначальных этапах формирования успех проектов остановлены (например, речь идет об остановке строительства завода, специализирующегося на изготовлении пластиковых изделий на территории Ульяновской области), ряд проектов ограничен (модернизация металлургического завода в Свердловской области заменена на плановую замену оборудования). Смещается начало работы предприятий, которые предполагались как инновационные, поскольку наблюдается недостаток необходимых комплектующих (например, нормальное функционирование кондитерской фабрики, имеющей территориальное расположение в Калининградской области, началось позже запланированного срока) [5]. Консолидация усилий разных регионов может способствовать решению данной проблемы. Таким образом, посредством кластерной политики межрегионального экономического сотрудничества реализуется инновационный подход к созданию цепочек добавленной стоимости и повышения стоимости основного капитала посредством организации территориально-интеграционных форм производства, поставок, транспортной инфраструктуры и логистики [6].
Таким образом, можно сказать, что межрегиональное сотрудничество в Российской Федерации может определяться различными факторами, такими, как географическая близость, взаимодополняющие ресурсы, развитие инфраструктуры, меры экономической политики, культурные связи, политическая поддержка и международная интеграция. Используя эти факторы, регионы могут работать сообща для стимулирования экономического роста и социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности и содействия региональной интеграции. Также достаточно важными элементами модели межрегионального взаимодействия в Российской Федерации являются атрибуты стратегического управления социально-экономическим развитием региона, к которым относятся разработка долгосрочных стратегий, региональная инновационная политика и развитие региональной инновационной инфраструктуры.