Введение
Переход к постиндустриальной модели социального уклада, характеризуемой повсеместным внедрением высоких технологий, значительностью доли инновационного сектора в экономике и качественным увеличением производительности труда, вызвал столь же существенное повышение уровня требований к человеческому капиталу и послужил актуализации необходимости эффективного управления развитием и реализацией его потенциала. Указанное обстоятельство стало одним из ключевых факторов, обуславливающих неуклонное повышение интереса к совершенствованию существовавших и разработке новых подходов к управлению человеческими ресурсами, способных обеспечить последовательный экономический рост, инновационную насыщенность производственных цепочек и повышение уровня и качества жизни населения.
В качестве экономической категории термин «человеческие ресурсы» основное время своего существования, продлившееся вплоть до начала XXI в. отождествлялся с ресурсами трудовыми и, по сути, описывал имеющиеся в распоряжении той или иной экономической системы человеческие резервы, в том числе, подразумевая в качестве одной из ключевых характеристик таких резервов совокупность присущих им физических способностей и профессиональных навыков, которые, при соблюдении ряда условий, могут трансформироваться в факторы обеспечения совокупности процессов воспроизводства. Следует указать на то, что в данной трактовке основной акцент переносится на экономически-материализованные аспекты человеческого капитала, что, фактически, ставит знак равенства между категориями «человеческие ресурсы» и «рабочая сила» [2].
Вместе с тем, рассматривать данную категорию надлежит с учетом понимания того, что процессы управления человеческим капиталом в их современном представлении должны строиться не только исходя из совокупности возможностей, способностей и суммы навыков и знаний, участвующих в его формировании, но и предусматривать имеющиеся потенции к его капитализации и развитию, способствующие росту производительности.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы, особенно отчетливо проявляющимся в результате эффектов, возникающих при смене глобальной модели хозяйствования на постиндустриальную и повсеместную цифровизацию экономики, является то, что формирование всё большего объема важных с точки зрения социальной ценности высокотехнологичных продуктов осуществляется вне границ сферы трудовых отношений, являвшихся одним из ключевых предметов внимания управления человеческими ресурсами в рамках индустриальной концепции экономики.
Анализ литературных источников.
Содержание категории «человеческие ресурсы» находится в неразрывной связи с такими дефинициями, как кадровый, трудовой и интеллектуальный потенциал. При этом сколь-либо единообразной точки зрения на каждую из перечисленных категорий, а также существующие между ними взаимосвязи в современном научном дискурсе не наблюдается.
Под кадровым потенциалом, как правило, понимают имеющиеся у некоторого множества работников, но по тем или иным причинам неиспользуемые в тот или иной момент времени в рамках производственных процессов, протекающих в определенном хозяйствующем субъекте, неиспользуемые возможности. Трудовым потенциалом частно называют совокупность неиспользуемых трудовых и функциональных возможностей человека. Интеллектуальным потенциалом принято считать совокупность интеллектуальных резервов отдельного работника либо трудового коллектива предприятия в целом.
В этой связи можно отметить, что понятие человеческих ресурсов является весьма многогранным и неоднозначным (рисунок 1).
Рис. 1. Подходы к определению категорий «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами»
Критическая оценка совокупности вышеприведенных подходов к определению указанных категорий, приводит к выводу о том, что понятие «человеческие ресурсы» является сложносоставным и включает в себя значительное количество весьма разнородных социально-психологических, профессиональных и физических факторов, характеризующих того или иного работника предприятия. Вместе с тем, существует единое для всех изложенных точек зрения мнение, согласно которому характеризующие такого работника как ресурс факторы следует оценивать исключительно относительно к потенциально существующей возможности их применения в трудовой деятельности.
Основная часть.
Необходимо указать на то, что управление человеческими ресурсами в условиях существующих трендов к всеобщей цифровизации и становления цифровой модели экономического развития являет собой важнейший из модернизируемых аспектов таковой. Стремительное поступательное развитие всевозможных цифровых платформ, характеризуемое систематически происходящими качественными переходами, оказывает закономерное влияние на структуру организации и функциональное наполнение рынка труда, вызывая соответствующее преобразование соответствующих такому рынку механизмов занятости [9]. В отмеченных условиях глубокой трансформации подвергается система взаимодействий, существующих между предприятиями-работодателями и наёмными сотрудниками. Так, отчетливым трендом последних лет стало увеличение доли дистанционной занятости, при этом трудовые коллективы, значительная доля сотрудников которых занята удаленно, сталкиваются с необходимостью коренного изменения существовавших ранее алгоритмов постановки рабочих задач и последующего осуществления контроля над их исполнением.
Современные условия цифровой экономики служат последовательной замене традиционных способов коммуникации между элементами системы «работодатель-сотрудники» на весьма частые и систематические сеансы обратной связи, основным назначением которых является своевременная и оперативная корректировка трудовой деятельности рабочего коллектива хозяйствующих субъектов. При это следует отметить, что цифровые и коммуникационные технологии на текущем этапе их развития позволяют применять инновационные механизмы целеполагания и последующей оценки результативности и эффективности трудовой деятельности практически в режиме реального времени [4].
Аналогичные изменения регистрируются и в области, связанной с оплатой труда персонала предприятий и организаций. Одним из новейших трендов здесь является переход на автоматизированную корректировку размеров такой оплаты, в рамках которой IT-системами задаются конкретные её характеристики, учитывающие опыт работы, результативность и уровень профессиональной квалификации каждого конкретного сотрудника.
Качественное изменение социально-экономического уклада, протекающее сегодня в общемировом масштабе на фоне активной цифровизации всех без исключения сфер человеческой жизни, посредством появления и повсеместного внедрения самых разнообразных цифровых технологий, затрагивает все без исключения направления деятельности как отдельной личности, так и бизнес-среды. Влияние, оказываемое указанными процессами на существующие системы и механизмы управления человеческими ресурсами сложно переоценить, ввиду того что они затрагивают и способствуют не только трансформации важнейших её элементов, но и порождает целый ряд проблем, успешное решение которых является неотъемлемым условием эффективного управления человеческими ресурсами в современных условиях (таблица).
Таблица
Ключевые проблемы цифровой трансформации механизма управления человеческими ресурсами
№ |
Содержание группы проблем |
---|---|
1 |
Оценка изменений и трендов, связанных с трансформацией организационных подходов и концепций к формированию и деятельности механизмов управления человеческими ресурсами |
2 |
Исследование требований к сумме инновационных компетенций и навыков человеческих ресурсов, обусловленных повсеместным использованием соответствующих подходов и решений в различных сферах деятельности |
3 |
Формирование цифровой организационной среды взаимодействия отдельных элементов человеческих ресурсов между собой и эффективного исполнения ими своих функций |
4 |
Группа рисков и проблем, обусловленных качественными изменениями структуры занятости и конъюнктуры рынка труда |
Важно отметить, что одним из ключевых факторов, способных существенно ограничить предоставляемые цифровыми решениями возможности управления человеческими ресурсами на предприятии, является психологическая косность и сложности, возникающие в отношении принятия руководителями и сотрудниками компаний естественных трансформационных процессов и привносимых ими в трудовой процесс новшеств. Решение отмеченной проблемы может состоять в разработке и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение степени информированности штата предприятия, последовательное развитие комплекса цифровых компетенций сотрудников компании, формирование и активное использование информационного банка, содержащего практические примеры положительного опыта в области использования инновационных цифровых решений и смежных областях.
Говоря иначе, для того чтобы облегчить принятие работниками предприятия как самого факта цифровой трансформации их деятельности, так и всего множества вызываемых такой трансформацией эффектов, следует разработать и воплотить в жизнь архитектуру оптимальных условий труда, способствующих привлечению коллектива предприятия в соответствующие процессы и повышения мотивации участия в них. Естественным следствием описанных закономерностей является то, что процессы цифровой трансформации необходимо проводить в жизнь последовательно, но постепенно, предоставив тем самым коллективу предприятия возможность к адаптации.
В контексте данного параграфа настоящего исследования представляется интересным, что некоторые внешние факторы могут оказывать существенное воздействие на скорость и некоторые другие характеристики процессов цифровой трансформации. В качестве примера здесь можно привести пандемию COVID-19, которая при всех своих негативных сторонах, вызвала значительное ускорение использования целого ряда инновационных цифровых решений работниками самых разных сфер и отраслей экономики.
Среди ключевых компонентов управления человеческими ресурсами в процессе имплементации цифровых технологий необходимо выделить следующие (рисунок 2).
Рис. 2. Основные элементы эффективного управления человеческими ресурсами предприятия в условиях развития цифровых технологий
Необходимо указать на то, что многие отечественные предприятия, за редким исключением, в настоящее время продолжают придерживаться архаичных концепций в управлении персоналом. К числу таковых можно отнести, например, кадровое администрирование, в рамках осуществления которого основное значение отдается обеспечению неуклонного роста эффективности производства за счет использования различных, в том числе – и человеческих, ресурсов.
С учетом характера и интенсивности трендов, наблюдаемых в отношении эволюции концепций к управлению человеческими ресурсами можно с уверенностью говорить о том, что уже в среднесрочной перспективе роль наиболее прогрессивной из представленных концепций, предполагающей ключевое значение в системе менеджмента предприятия именно управления каждым отдельным работником такого предприятия, станет определяющей, что, по видимому, найдет свое выражение в последовательном развитии целого комплекса новых компетенций, являющихся жизненно необходимыми для обеспечения эффективной деятельности в условиях цифровой экономики, а также смене управленческой и организационной модели самого предприятия.
С учетом изложенного, можно предположить, что одним из важнейших трансформационных вызовов современного этапа эволюции системы представлений и прикладных подходов к управлению человеческими ресурсами предприятий и организаций должна стать разработка принципиально новой архитектуры таких подходов, включающая в свой состав такие направления, как управление цифровыми компетенциями персонала, управление человеком в контексте цифровой трансформации экономики, управление цифровыми аспектами человеческого капитала предприятия.
Успешное решение задач, связанных с отмеченным вызовом, будет состоять в существенном повышении значения цифровых компетенций и их гармоничной интеграции в традиционные механизмы управления человеческими ресурсами предприятия, постепенной, но последовательной смене менталитета руководящих сотрудников и всего трудового коллектива предприятия в целом.
Важнейшие из новых компетенций, способность определить успешность развития хозяйствующих субъектов в новых условиях цифровой экономики, представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Значимые в контексте цифровой трансформации экономики компетенции человеческих ресурсов предприятия [3]
Резюмируя изложенное, можно констатировать определяющую роль цифровизации экономики в появлении различных гибридных компетенций, призванных нивелировать разрывы в понимании различных аспектов деятельности предприятия и рыночных характеристик производимой им продукции его руководством, сотрудниками и потребителями такой продукции, проявляющиеся в результате различий в скорости цифровизации и трансформируемым ею компонентов социально-экономического пространства для различных его представителей.
Выводы
В результате оценки теоретических аспектов управления человеческими ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях последовательной цифровизации экономики и бизнес-процессов, а также результатов проведённой сравнительной оценки различных подходов к описанию категории «человеческие ресурсы» может быть сделан вывод о порождающем необходимость комплексного подхода к исследованию дефиниции «человеческие ресурсы» сложносоставном характере данной дефиниции и предложено авторское определение отмеченного понятия, согласно которому под человеческими ресурсами предприятия необходимо понимать весь спектр характеристик трудоустроенных на предприятии сотрудников, которые потенциально могут найти применение в их трудовой деятельности.
Среди ключевых элементов технологии обеспечения эффективности управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики могут быть выделены преимущества, порождаемые внедрением цифровых решений (повышение гибкости, эффективности и безопасности управления, сокращение связанных с ним издержек); формирование адекватной трансформирующимся в процессе цифровизации реалиям внутренней цифровой среды компании-работодателя, а также необходимость в разработке оптимизированной под новые условия стратегии управления человеческими ресурсами и привнесения в трудовой коллектив навыков формулирования и формализованного описания задач, наиболее эффективные решения обуславливаются использованием цифровых технологий.
Заключение
Разнообразие и неожиданный характер вызовов, генерируемых последовательной, но неравномерной сменой социально-экономических укладов в общемировых масштабах, служат существенному расширению границ спектра негативных факторов, с которыми экономическим субъектам, принадлежащим к различным сферам экономики, приходится сталкиваться в процессе осуществления своей деятельности. При этом существенной трансформации подвергаются не только такие фундаментальные аспекты управления человеческими ресурсами, как составляющие его организационные подходы и методы взаимодействия в системе «работник-работодатель», но и сам рынок труда: множество трудовых функций, исполнение которых в недавнем прошлом являлось исключительной прерогативой самой высокообразованной и креативной составляющей человеческих ресурсов, сегодня вполне успешно автоматизируется, а участие человека в их реализации становится не только необязательным, но и лишним. Данное и целый ряд иных обстоятельств, порождаемых стремительной цифровизацией всего множества социально-экономических отношений, диктуют необходимость самого активного исследования соответствующего круга проблем, а также формирования подходов к эффективному управлению человеческими ресурсами, отвечающих не только современным условиям, но и социально-ориентированным гуманистическим установкам.