Конспект по рисованию на тему: «Рисование по мотивам русских народных сказок»

В данной статье представлен конспект занятия по рисованию для детей на тему «Рисование по мотивам русских народных сказок». Задачи занятия включают уточнение и обогащение знаний детей о книгах и художниках-иллюстраторах, развитие творческих способностей и сюжетосложения, а также воспитание самостоятельности, инициативности и уважения к книгам.

Аннотация статьи
творчество
развитое образное восприятие
воображение
Ключевые слова

Задачи:

  • уточнять и обогащать знания детей о книгах, художниках-иллюстраторах, работающих над ними, о русских народных сказках;
  • учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки; изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит, обращать внимание на мимику героев);
  • развивать и совершенствовать творческие способности при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности; к сюжетосложению и композиции;
  • способствовать обогащению эмоциональной сферы;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве; интерес к устному народному творчеству, уважение и бережное отношение к книгам.

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа о книгах, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения на закрепление знаний содержания сказок, организация настольного театра, рисование в уголке творчества, участие в литературной викторине, посвященной книгам.

Материал:

  1. Основа (лист А-3) – по количеству пар детей (фон белого цвета);
  2. Книги с яркими иллюстрациями для рассматривания; картинки по сказкам;
  3. Книга с загадками;
  4. Аудио запись русских народных сказок;
  5. Восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки – по количеству детей.

Содержание занятия

1. Введение в тему НОД, создание мотивации

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (Репка)

Воспитатель. Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении. Надеюсь, оно сохранится у вас не только на протяжении всей нашей деятельности, но и до конца дня.

Воспитатель. Будем с пальчиками играть? Приготовьтесь поскорей! Вы готовы? Начинаем.

Пальчиковая гимнастика

Теремок

Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой)

Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)

На двери висит замок, да замок. (Руки сомкнуты ладонями и пальцами)

Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают)

Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка)

Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»)

А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка)

Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы)

А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» – рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны)

- Так как вы думаете, чему мы посвятим, нашу сегодняшнюю встречу? Правильно. Сегодня мы с вами погорим о сказках.

2. Основная часть

- А вы любите сказки? А что такое сказка? Сказка – это история со счастливым концом, в сказке добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.

Педагог приглашает детей к столу, где разложены книги со сказками.

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

- Какие бывают сказки? Авторские, русские народные, зарубежные.

- Почему сказки называются народными? Потому что, их сочинил народ.

- Что можно сказать о сказке, какая она? Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая.

- Как же называются картинки в сказочных книгах? Иллюстрации.

- Кто создает иллюстрации к книгам? Художники – иллюстраторы. Повторите.

- Ребята, а какими словами начинаются сказки? Жили – были. В некотором царстве, некотором государстве. Было у отца три сына. Однажды…

- А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. Стали они жить поживать, да добра наживать. Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Правильно, молодцы!

Как пример, педагог открывает книгу со сказкой, и оттуда выпадает конверт.

Задание 1

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка», по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д.

Задание 2

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки)

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, – моя. Никому её не отдам!»

Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка».

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль».

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».

Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье».

Физкультминутка по сказке «Колобок»

Непоседа – Колобок

Покатился во лесок.

Разве можно удержать

Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)

Смотрит бабушка в окошко,

Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)

Не видали сорванца? (нет)

Колобок не устает,

Быстро катится вперед. (вращение руками)

Впереди увидел лес,

Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)

Слева-пробежал мышонок,

Справа-квакнул лягушонок.

Сороки трещат без умолку,

Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)

Долго глядя на чистое небо,

Утомился шарик из хлеба.

Он проделал нелегкий путь

И собрался передохнуть. (садятся на места)

3. Практическая часть

- Ну что ж, друзья мои, вижу, что сказки вы знаете, они вам нравятся, и поэтому каждому из вас, я предлагаю побыть художником – иллюстратором, и постараться нарисовать красивые и яркие иллюстрации к вашей любимой русской народной сказке. Выберите сказку, продумайте сюжет, эпизод, и приступайте к работе.

- Хочу вам напомнить, что рисовать надо крупно, на весь лист, и соблюдать пропорции между предметами.

Дети делают свой выбор и приступают к рисованию. Во время практического выполнения работы детьми, педагог оказывает помощь тем детям, которые испытывают трудности.

4. Заключительная часть

Анализ готовых работ

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

- Мы не перестанем их читать ведь благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

Текст статьи
  1. Ельцова О.М. «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций». Подготовительная к школе группа (6–7 лет). Детство-Пресс. 2016г.
  2. Леонова Н.Н. Художественное творчество. – Волгоград: Учитель, 2014. – 237 с.
Список литературы