Среди ученых значительное внимание информационной безопасности уделяется Р. Калюжным, Г. Почепцовым, Б. Кормичом, П. Жарковым. Иностранные публикации представлены такими авторами как Панар И., Тер-Акопов А., Ярчкин В. и др.
Угрозы ИБ – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам компании в информационной сфере [1]. Исследование эволюции, причин возникновения угроз, их характеристик, особенностей влияния на корпоративные сети и информационные ресурсы способствует разработке эффективных мер их защиты, направленных на обеспечение нормальной хозяйственной деятельности [4, 7]. Управление ИБ зависит от глубины прогноза социально-экономических последствий опасных ситуаций и своевременного планирования и выполнения определенного ряда мероприятий и защитных мер [8].
Хотя сегодня руководители практически всех с компаний постепенно наращивают свой потенциал в решении краткосрочных задач [1], связанных с проблемой обеспечения ИБ, при этом они не уделяют должного внимания проблемам, решение которых целесообразно разрабатывать уже сейчас для снижения угрозы ИБ в будущем. Прежде всего ощущается потребность в создании надежной архитектуры ИБ.
Скорость и сложность динамики источников угроз ИБ растет с годами колоссальными темпами. И без того непростая ситуация в сфере ИБ осложняется влиянием рынков новых ИТ, количество которых стремительно растет, длительной нестабильностью в экономике и политике, оффшорной деятельностью многих промышленных компаний и усилением нормативных требований в сфере ИБ.
Анализируя мировые современные процессы видно невооруженным глазом, что значение информации в обществе быстро растет. Продвижение интересов России в мировом сообществе ставит перед ней важную, или возможно даже и необходимую задачу – занять прочные позиции во всех сферах общественной жизни, в том числе и в информационной.
Появление новых ИТ открывает перед компаниями не только невиданные возможности, но и подвергает их потенциальным угрозам с неизвестных ранее источников [1, 7, 10]. Облачные компьютерные технологии по-прежнему являются главным источником инноваций в современной информационной среде: за последние несколько лет количество компаний, которые используют облачные вычисления, увеличилось почти вдвое. Тем не менее 38% таких компаний не приняли никаких действий по снижению рисков утечки информации, в частности не обеспечили более строгого надзора за управлением контрактами с провайдерами, которые предоставляют услуги по облачной обработке данных, или по применению методов шифрования [9].
В современном мире информация определяется как движущая сила и доминирующая отрасль, которая ставит перед собой задачу внедрения передовых информационных технологий во все сферы общественной деятельности. По этой причине вопрос информационной безопасности занимает важное место в системе обеспечения национальной безопасности как одной отдельно взятой страны, так и во всем мире в целом. Исследованием информационной безопасности занимается ряд как отечественных, так и зарубежных исследователей, а также большое количество государственных и негосударственных научных учреждений, исследовательских и аналитических центров.
Иначе говоря, будучи составной частью национальной безопасности, информационная безопасность должна восприниматься как состояние защищенности государства от внешних и угроз в сфере обращения информации. Поэтому информационная безопасность большинством ученых воспринимается как состояние, которое противостоит угрозам извне и внутренним угрозам, но при условии, что все эти угрозы направлены внутрь государства.
Поскольку агрессия в большинстве случаев в современном мире направляется именно «изнутри определенных государств и направлена в другие государства или глобальное общества в целом, то анализируя понятие «национальная безопасность» под влиянием глобальных процессов, Б. А. Кормич отмечает, что это понятие «теряет свой государственный или блочный характер, превращаясь в глобальное явление» [4, с. 135]. Поэтому, с одной стороны, становится очевидным, что такое утверждение в полной степени соответствует действительности, но в то же время, очевидной является также и возможность применения термина «национальная» к глобальной (общемировой) безопасности.
Интересный взгляд на понятие «информационная безопасность» имеет известный исследователь Калюжный Р.А., который считает, что информационная безопасность – это вид общественных информационных правоотношений относительно создания, поддержания, охраны и защиты желаемых для человека, общества и государства безопасных условий жизнедеятельности, специальных правоотношений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием информации [3, с. 18].
Если рассматривать вопрос с точки зрения государственного подхода, то информационная безопасность направлена на обеспечение реализации национальных интересов с помощью всего арсенала средств, имеющихся в распоряжении. В этом смысле можно сказать, что высший смысл политики информационной безопасности – свободное развитие и процветание общества.
Данные показывают долю населения, которая имеет доступ к интернету и, следовательно, являются потенциальными «жертвами» кибератак и киберпреступлений. Также можно предположить, что такое частотное распределение может коррелировать с динамикой реализаций кибератак и киберпреступлений, однако, как и любое предположение, оно требует дополнительной проверки, каким бы не было это очевидным предположение. Также косвенным образом подобную корреляционная зависимость подтверждает распределение весовой доли проникновения в интернет географическими регионами.
Также, много государственных структур (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы т. п) при выполнении ими своих функций получают от различных организаций значительное количество информации, что формирует различные механизмы интернет-преступности.
Как известно, интернет уже давно разделился на общедоступную часть, то есть «видимую» часть (это совокупность сайтов, на которые мы можем выйти с помощью поисковых систем, например Яндекс или Google) и «невидимую сеть» (или «глубокую паутину» – «Deep Web»), попасть в которую можно, только зная конкретные адреса и через специальный браузер. По мнению разных авторов, к видимому интернету принадлежит около 20-30 % содержимого всей сети. Самые смелые источники указывают другую цифру – не более 50 %. Таким образом, можно утверждать, что невидимый интернет – это основная часть ресурсов, доступных онлайн. Как видно из представленных данных, достаточно большая часть информации по причине отсутствия классификации и невозможности учета приносит неучтенные потери для предприятий. В первую очередь, это финансовые, кадровые, экономические и другие виды потерь.
Одним из механизмов использования «теневого» интернет является Tor-механизм, сайты с его использованием имеют шифрованные имена с доменным именем опиоп. Именно Tor создал крупнейшую луковичную сеть, в которой нет правил, законов и стран.
Существует много видов уголовных правонарушений, связанных с использованием компьютеров [1], в рамках которых имеет место хищение денежных средств: атаки хакеров на банки или финансовые системы; мошенничества, связанные с переводом «электронных» денег; мошенничества с банковскими пластиковыми картами и др.
В банковской системе также появились «новшества»: на смену скимминга пришел новый вид кражи денег с банковских карт. Согласно названию этой технологии «Шим» (shim – тонкая прокладка) вместо традиционных громоздких накладок на щель приемника пластиковых карт банкоматов (скиммеров) в шимминге используется очень тонкая и гибкая плата, которая внедряется через эту щель внутрь банкомата и практически незаметна.
Сейчас основным документом, регулирующим вопросы международного сотрудничества в борьбе с киберпреступностью, есть «Конвенция о киберпреступности» [4]. Конвенция устанавливает меры, которые должны принять страны на национальном уровне по правонарушений против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем; правонарушений, связанных с компьютерами; правонарушений, связанных с распространением детской порнографии, и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав [4].
Для эффективной борьбы с киберпреступностью нужна система мер и реализация соответствующей государственной политики в этой отрасли. Одни лишь новые законы не способны противостоять росту IT-преступности. Нужен комплекс мероприятий, направленных не только на развитие правоприменительной базы, но и на повышение уровня грамотности граждан, судебных и правоохранительных органов. Одна из главных задач – это организация плодотворного взаимодействия с правоохранительными органами в сфере борьбы с киберпреступностью, а также оказание помощи компаниям, пострадавшим от кибератак.
В качестве примера рассмотрим обеспечение экономической безопасности национального фармацевтического рынка. Существование соответствующих законов и подзаконных актов требует их выполнения соответствующими заинтересованными сторонами и создает законодательную основу для мониторинга безопасности и связанных с этим действий. Министерство здравоохранения рекомендует интегрировать ключевые элементы фармацевтического рынка национальной политики путем разработки законодательной базы. Наставления СРА, таких как ЕМА и FDA, требуют от отчитываться об изделиях медицинского назначения, которые случаются во всех странах, где продается их продукция [1, с.11].
ЕМА и FDA предъявляют строгие требования относительно осуществления надзора за безопасностью зарегистрированных лекарственных средств, которые производятся в фармацевтической отрасли. ЕМА и FDA требуют от ПТЛ проводить пострегистрационные исследования по безопасности и внедрять мероприятия по минимизации риска лекарственных средств и продукции с высокой степенью риска и актуальными проблемами безопасности. ЕМА также требует от ПТЛ наличия квалифицированного персонала, ответственного за фармацевтический рынок (КПФН). Принципы отчетности, связанные с использованием изделий медицинского назначения, изложенные в MEDDEV 2.12/1 rev. 740 (система присмотра за изделиями медицинского назначения) и MEDDEV 2.12/2 rev. 241 (пострегистрационные клинические дальнейшие исследования), где прописано стандартный подход, что соответствует принципам SG2 надзора за изделиями медицинского назначения Специальной группы по глобальной гармонизации (СГГГ).
Условия безопасности фармацевтического рынка в Российской Федерации предполагают:
- Усилена роль МИНЗДРАВА как центрального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровье относительно осуществления фармацевтического рынка в лечебном процессе и контроля за выполнением положений приказа.
- Урегулированы взаимоотношения между всеми государственными структурами по вопросам осуществление надзора за безопасностью лекарственных средств.
- Осуществление надзора за безопасностью всех лекарственных средств, включая биологические (вакцины и препараты крови) и другие препараты [3, с.34].
- Усовершенствованы формы представления информации о побочных реакциях/отсутствии эффективности лекарственных средств и привлечено к процессу информирования о побочных реакциях лекарств всех медицинских работников (врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, провизоров, фармацевтов) и потребителей лекарств или их представителей.
- Усиленно требования относительно осуществления фармацевтической политики в учреждениях здравоохранения и на уровне управлений здравоохранения путем усовершенствования государственной статистической отчетности [2, с. 4].
- Усиленно требования относительно осуществления фармацевтического рынка со стороны заявителя/производителя лекарств путем обязательного создания системы рынка (элементами которого является наличие лица, ответственного за документирование процедур, создание и ведение баз данных) и системы управления рисками, совершенствование структуры и наполнения регулярно обновляемых отчетов по безопасности, проведение пострегистрационных исследований по безопасности и эффективности лекарств.
- Проведения аудита системы заявителя.
- Задекларировано политики прозрачности и информирования по вопросам фармацевтического рынка.
Таким образом, оценка государственного регулирования в вопросах обеспечения экономической безопасности национального фармацевтического рынка является важным фактором мониторинга состояния системы здравоохранения в Российской Федерации в целом.