Кадровая политика уже длительный период является приоритетным направлением на государственном уровне. Основной причиной этому является тот факт, что кадровый голод среди государственных служащих набирает обороты, что в свою очередь, влечет за собой снижение общей эффективности функционирования государственных органов.
Общий принципы формирования кадровой политики в органах местного самоуправления отражены в следующих нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [1].
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Непосредственно ключевым нормативно-правовым актом, регламентирующим формирование кадровой политики в органах местного самоуправления, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) [3].
Согласно ст. 32 Закона № 25-ФЗ фундаментальными направлениями развития кадровой политики в органах местного самоуправления следует считать следующие направления:
- Назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
- Содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
- Подготовка кадров для муниципальной службы и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих;
- Создание кадрового резерва и его эффективное использование;
- Оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
- Применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
Таким образом, обобщая изложенное следует сформировать цель кадровой политики в органах местного самоуправления, которая звучит следующим образом: повышение эффективности функционирования системы муниципальной службы, реализация чего происходит за счет штата профессиональных и высококвалифицированных сотрудников, обладающим перечнем необходимых компетенций для качественной реализации соответствующих функций.
Основной ключевой особенностью формирования кадровой политики в органах местного самоуправления следует выделить высокую законодательную проработанность механизмов ее реализации, которая фактически регламентируется сразу же тремя ранее перечисленными нормативно-правовыми актами, определяющими фундаментальные основы кадровой политики для органов местного самоуправления [4, с. 254-257].
Содержание же кадровой политики местного самоуправления может регламентироваться самостоятельно, основным требованием является тот факт, что она не должна противоречить принципам ключевых нормативно-правовых актов, регламентирующих муниципальную службу, а также Трудовому Кодексу РФ и иным фундаментальным нормативно-правовым актам в сфере управления трудовыми отношениями в Российской Федерации.
Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что формирование кадровой политики в органах местного самоуправления имеет следующие особенности.
Во-первых, ее ключевые принципы регламентированы, среди них статус муниципального служащего, порядок его продвижения по службе, необходимость создания кадрового резерва и др. Однако механизмы реализации этих принципов могут быть адаптированы под непосредственные нужды муниципального образования с учетом территориальных и социально-экономических особенностей.
Во-вторых, формирование кадровой политики в органах местного самоуправления преследует ключевую цель – повышение эффективности функционирования муниципального аппарата, в связи с чем базовый минимум инструментов профессионального развития муниципальных служащих регламентирован, но местное самоуправление может дополнять его на основании выявленных потребностей и поставленных в рамках стратегии развития кадрового потенциала задач.
В-третьих, на современном этапе в кадровой политике органов местного самоуправления происходит активная интеграция современных технологий, использование которых является одним из существенных законодательных требований, оно нацелено на оптимизацию управления персоналом в органах государственной власти и развития его инновационного потенциала.
В результате проведенного исследования было выявлено, что кадровая политика местного самоуправления является регламентированным механизмом, однако местное самоуправление может в зависимости от потребностей корректировать содержание законодательно закрепленных механизмов для обеспечения максимальной эффективности функционирования муниципального образования.