Главная
АИ #8 (190)
Статьи журнала АИ #8 (190)
Педагогические условия развития исполнительской культуры подростков

Педагогические условия развития исполнительской культуры подростков

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

исполнительская культура
подростковый возраст
педагогические условия
хореографическое искусств
занятия хореографией

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности развития исполнительской культуры у подростков. Представлены педагогические условия, которые позволяют развить гармоничную творческую личность подростка, а также развить в нем исполнительскую культуру.

Текст статьи

В воспитании подростков в хореографическом коллективе важную роль играет разработанная и продуманная педагогическая система обучения. Основными критериями для успешного формирования исполнительской культуры подростков становятся физические навыки и духовное наполнение.

Одной из основополагающих задач хореографического воспитания подростков становится формирование творческой личности, способной воспринимать и понимать искусство [2, c. 25]. Также невозможно представить хореографическое воспитание без физического развития обучающихся. Качественное и осмысленное исполнение танца возможно тогда, когда подросток легко управляет своим телом, хорошо знает материал. Только в этом случае он может глубже и полнее раскрыть содержание танца, а не задумываться о том, как правильно исполнять движение.

В основе освоения хореографического искусства лежит техника исполнения и художественное исполнение танца. Эти качества могут быть достигнуты только в результате последовательной и систематической учебно-тренировочной работы. Для того, чтобы исполнение хореографического произведения было красивым и выразительным, движения должны быть правильными, свободными и непринужденными. Овладение танцевальными движениями дается в процессе регулярных занятий. В этом случае тело танцора становится более натренированным, стройным и гибким, а движения – гармоничными и законченными.

Также для развития исполнительской культуры важно развивать и совершенствовать манеру исполнения и эмоциональную выразительность.

Манера исполнения – это составная часть исполнительского творчества придающее танцевальному произведению подлинный его характер (народный, стилистический и т. д.). Это пластическое средство выражения индивидуальных особенностей характера присущему тому или иному народу, или тому или иному стилю танца. В манере исполнения танца танцовщик должен стремиться показать тот эмоциональный импульс, который побудил народ на создание данного танца; удовольствие, радость от неповторимого процесса творчества. Эмоциональная выразительность – это точная передача манеры исполнения того или иного танца.

Исполнительская культура предусматривает способность к глубокому постижению содержания музыки, выявлению собственного отношения к ее художественным образам, техничного совершенства и артистичного воплощения. Педагогические действия, способствующие формированию исполнительской культуры, необходимо направлять на накопление знаний (общеразвивающих и специальных), умений, исполнительского репертуара и повышение технического мастерства; на желание к совершенствованию приобретенных профессиональных знаний; развитие познавательного интереса. Постоянное получение новых ощущений технико-исполнительского мастерства, творческий поиск, решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с хореографическими произведениями [3, c. 114]. Уровень исполнительской культуры подростков может быть сформирован с помощью следующих методов:

  • словесный метод;
  • многократное повторение отдельных движений или связок до их полного освоения;
  • исправление отдельных ошибок в исполнении танцевальной комбинации и закрепление усвоенного путем многократного повторения;
  • беседа хореографа и обучающихся о смысловой нагрузке и хореографическом образе;
  • анализ и синтез обучающимися полученной информации, а также проработке выразительных средств [4, c. 96].

Качественному формированию исполнительской культуры подростков способствует применение педагогических условий, к которым могут быть отнесены:

  • создание творческой атмосферы для развития мотивации к развитию исполнительских профессиональных навыков студентов;
  • наличие технологии развития исполнительских профессиональных навыков студентов в средних специальных учебных заведениях;
  • разработка программы развития исполнительских профессиональных навыков студентов;
  • обеспечение культурологического направления и интеграции художественных знаний.

Можно представить направления педагогической работы по формированию исполнительской культуры:

1. Стиль проведения занятий

Использование разнопланового, занимательно-игрового стиля занятий, регулярная смена темпа и динамики изучения хореографического материала.

Необходимо учитывать возраст обучающихся, их психические и физиологические особенности. Характер общения хореографа-педагога с подростками должен быть дружелюбный и доброжелательный. Следует хвалить подростков за их достижения, но стараться не перехваливать, чтобы у них все же оставалась мотивация для совершенствования своих танцевальных способностей. Жесты и пластика хореографа-педагога должны быть понятны подросткам, мимика живой, а взгляд – выразительным. Слова, которые могут быть неизвестны и непонятны подросткам, следует объяснить доступным языком. Приказной тон в общении с обучающимися недопустим.

2. Организация занятий

Необходимо учитывать физические возможности обучающихся, не допускать чрезмерной нагрузки. При групповом исполнении хореографического произведения рекомендуется регулярно менять учащихся местами, чтобы одни и те же учащиеся не были только на передней или задней линии. Также необходимо использовать все пространство хореографического зала, чтобы подростки могли лучше ориентироваться в пространстве. Можно давать творческие задания обучающимся на дом, но стараться не слишком нагружать домашней работой [1, c. 68].

3. Культурное воспитание

С подростками должна регулярно проводиться работа по воспитанию культуры. Например, это манера общения в коллективе, в повседневной жизни, этикет, невербальное общение, правила проявления эмоций в обществе.

4. Музыкальное искусство

С обучающимися можно изучать различные музыкальные сюжеты, постановки. Необходимо прививать подросткам вкус к музыке, объяснять отличие хорошей музыки от низкосортной.

5. Импровизация

На основе изученного материала подростки могут самостоятельно сочинять небольшие композиции или совместно ставить хореографические номера для концертов [5, c. 98].

Конечным результатом освоения знаний, умений и навыков является концертная деятельность, в которой обучающиеся выступают перед зрителями. От успешности концерта зависит дальнейшее направление хореографического коллектива в целом. Возможно, имеются неточности в техническом исполнении, тогда необходимо еще раз отработать технику. Но возможно, что выступление далось подросткам слишком легко, тогда следует подумать над постановкой более сложных задач перед подростками и хореографическим коллективом в целом.

Таким образом, основной задачей при формировании исполнительской культуры подростков, которая стоит перед хореографом-педагогом, является повышение заинтересованности подростков в учебно-творческом процессе. Необходимо правильно подбирать музыкальный и танцевальный материал, ставить перед учащимися сложные, но выполнимые задачи. Следует не только физически развивать учащихся, но и обогащать их духовно и культурно.

Список литературы

  1. Боттомер, П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия / П. Боттомер. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
  2. Зыков, А.И. Современный танец: учебные танцевальные композиции (первый год обучения): учебное пособие / А. И. Зыков. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2020. – 126 с.
  3. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т. Кудрявцев, В.Т. Дубна. – М., 2017. – 206 с.
  4. Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном измерениях. – Кемерово: КемГИК, 2008. – 194 с.
  5. Ястребова, Т.А. Сущность и структура исполнительских навыков школьников в хореографии / Т.А. Ястребова, М.Н. Юрьева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – № 3. – С. 97-102.

Поделиться

768

Дорохина Е. Г. Педагогические условия развития исполнительской культуры подростков // Актуальные исследования. 2024. №8 (190). Ч.II.С. 45-47. URL: https://apni.ru/article/8532-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-ispolnitel

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря