В воспитании подростков в хореографическом коллективе важную роль играет разработанная и продуманная педагогическая система обучения. Основными критериями для успешного формирования исполнительской культуры подростков становятся физические навыки и духовное наполнение.
Одной из основополагающих задач хореографического воспитания подростков становится формирование творческой личности, способной воспринимать и понимать искусство [2, c. 25]. Также невозможно представить хореографическое воспитание без физического развития обучающихся. Качественное и осмысленное исполнение танца возможно тогда, когда подросток легко управляет своим телом, хорошо знает материал. Только в этом случае он может глубже и полнее раскрыть содержание танца, а не задумываться о том, как правильно исполнять движение.
В основе освоения хореографического искусства лежит техника исполнения и художественное исполнение танца. Эти качества могут быть достигнуты только в результате последовательной и систематической учебно-тренировочной работы. Для того, чтобы исполнение хореографического произведения было красивым и выразительным, движения должны быть правильными, свободными и непринужденными. Овладение танцевальными движениями дается в процессе регулярных занятий. В этом случае тело танцора становится более натренированным, стройным и гибким, а движения – гармоничными и законченными.
Также для развития исполнительской культуры важно развивать и совершенствовать манеру исполнения и эмоциональную выразительность.
Манера исполнения – это составная часть исполнительского творчества придающее танцевальному произведению подлинный его характер (народный, стилистический и т. д.). Это пластическое средство выражения индивидуальных особенностей характера присущему тому или иному народу, или тому или иному стилю танца. В манере исполнения танца танцовщик должен стремиться показать тот эмоциональный импульс, который побудил народ на создание данного танца; удовольствие, радость от неповторимого процесса творчества. Эмоциональная выразительность – это точная передача манеры исполнения того или иного танца.
Исполнительская культура предусматривает способность к глубокому постижению содержания музыки, выявлению собственного отношения к ее художественным образам, техничного совершенства и артистичного воплощения. Педагогические действия, способствующие формированию исполнительской культуры, необходимо направлять на накопление знаний (общеразвивающих и специальных), умений, исполнительского репертуара и повышение технического мастерства; на желание к совершенствованию приобретенных профессиональных знаний; развитие познавательного интереса. Постоянное получение новых ощущений технико-исполнительского мастерства, творческий поиск, решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с хореографическими произведениями [3, c. 114]. Уровень исполнительской культуры подростков может быть сформирован с помощью следующих методов:
- словесный метод;
- многократное повторение отдельных движений или связок до их полного освоения;
- исправление отдельных ошибок в исполнении танцевальной комбинации и закрепление усвоенного путем многократного повторения;
- беседа хореографа и обучающихся о смысловой нагрузке и хореографическом образе;
- анализ и синтез обучающимися полученной информации, а также проработке выразительных средств [4, c. 96].
Качественному формированию исполнительской культуры подростков способствует применение педагогических условий, к которым могут быть отнесены:
- создание творческой атмосферы для развития мотивации к развитию исполнительских профессиональных навыков студентов;
- наличие технологии развития исполнительских профессиональных навыков студентов в средних специальных учебных заведениях;
- разработка программы развития исполнительских профессиональных навыков студентов;
- обеспечение культурологического направления и интеграции художественных знаний.
Можно представить направления педагогической работы по формированию исполнительской культуры:
1. Стиль проведения занятий
Использование разнопланового, занимательно-игрового стиля занятий, регулярная смена темпа и динамики изучения хореографического материала.
Необходимо учитывать возраст обучающихся, их психические и физиологические особенности. Характер общения хореографа-педагога с подростками должен быть дружелюбный и доброжелательный. Следует хвалить подростков за их достижения, но стараться не перехваливать, чтобы у них все же оставалась мотивация для совершенствования своих танцевальных способностей. Жесты и пластика хореографа-педагога должны быть понятны подросткам, мимика живой, а взгляд – выразительным. Слова, которые могут быть неизвестны и непонятны подросткам, следует объяснить доступным языком. Приказной тон в общении с обучающимися недопустим.
2. Организация занятий
Необходимо учитывать физические возможности обучающихся, не допускать чрезмерной нагрузки. При групповом исполнении хореографического произведения рекомендуется регулярно менять учащихся местами, чтобы одни и те же учащиеся не были только на передней или задней линии. Также необходимо использовать все пространство хореографического зала, чтобы подростки могли лучше ориентироваться в пространстве. Можно давать творческие задания обучающимся на дом, но стараться не слишком нагружать домашней работой [1, c. 68].
3. Культурное воспитание
С подростками должна регулярно проводиться работа по воспитанию культуры. Например, это манера общения в коллективе, в повседневной жизни, этикет, невербальное общение, правила проявления эмоций в обществе.
4. Музыкальное искусство
С обучающимися можно изучать различные музыкальные сюжеты, постановки. Необходимо прививать подросткам вкус к музыке, объяснять отличие хорошей музыки от низкосортной.
5. Импровизация
На основе изученного материала подростки могут самостоятельно сочинять небольшие композиции или совместно ставить хореографические номера для концертов [5, c. 98].
Конечным результатом освоения знаний, умений и навыков является концертная деятельность, в которой обучающиеся выступают перед зрителями. От успешности концерта зависит дальнейшее направление хореографического коллектива в целом. Возможно, имеются неточности в техническом исполнении, тогда необходимо еще раз отработать технику. Но возможно, что выступление далось подросткам слишком легко, тогда следует подумать над постановкой более сложных задач перед подростками и хореографическим коллективом в целом.
Таким образом, основной задачей при формировании исполнительской культуры подростков, которая стоит перед хореографом-педагогом, является повышение заинтересованности подростков в учебно-творческом процессе. Необходимо правильно подбирать музыкальный и танцевальный материал, ставить перед учащимися сложные, но выполнимые задачи. Следует не только физически развивать учащихся, но и обогащать их духовно и культурно.