Актуальность повышения эффективности системы налогового контроля в современных условиях сложно переоценить, поскольку она обусловлена необходимостью адаптации налоговой системы России и ее составляющих к вызовам современности, включая защиту экономического пространства от внешних и внутренних угроз. Обеспечение экономической стабильности выступает ключевым фактором для поддержания независимости страны и способствует поощрению положительных изменений в социальной сфере и государственном управлении.
Основу государственных финансов составляют доходы от налогообложения, предпринимательской и иной деятельности граждан и организаций. Таким образом, значимость налоговой политики и налогового контроля в поддержании экономической и финансовой стабильности страны очевидна. Вместе с тем, важно осознавать, что чрезмерные обременения на предпринимателей в процессе налогового контроля могут спровоцировать нежелательные последствия: подавление предпринимательской инициативы и расширение «теневой» экономики.
Цель статьи: охарактеризовать ключевые элементы системы налогового контроля в Российской Федерации.
Для понимания особенностей системы налогового контроля необходимо охарактеризовать данный вид контроля как таковой. Следует отметить, что система налогового контроля относится к подсистеме государственного контроля, который, в свою очередь, выступает важнейшим элементом системы государственного управления.
Функция контроля в той или иной мере присуща управлению в любой системе: от биологической до социально-экономической. Контроль необходим для выявления отклонений действительного состояния объекта (системы, элемента) от желаемого (целевого) состояния. Функция контроля необходима для реализации функции регулирования – то есть приведения системы в желаемое состояние.
Все многообразие видов экономической деятельности подразумевает необходимость соответствия ряду параметров: соблюдение законодательства, выполнение обязательств, сохранение природной и социальной среды и т. д., а значит, необходима функция контроля для обеспечения безопасности, качества и уровня жизни населения, реализации государственных целей и задач.
Государственный контроль определяется как целенаправленная активность органов власти и их представителей, направленная на оценку соответствия регулируемых сфер заранее установленным стандартам, нормам законодательства, осуществляемая через строго регламентированные процедуры и имеющая за цель обеспечение соблюдения законов, норм и соглашений, поддержание правопорядка и общественной безопасности, а также способствующая укреплению государственного механизма и повышению эффективности управленческих процессов [3, с. 539].
Важным элементом системы государственного контроля выступает налоговый контроль. Официальное определение налогового контроля содержится в части 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации, где под налоговым контролем понимается «деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [1].
Рассматриваемое определение характеризует налоговый контроль и определяет ключевые его признаки:
Во-первых, налоговый контроль представляет собой деятельность, то есть целенаправленный процесс или серию действий, осуществляемых субъектом (индивидом, группой людей, организацией) для достижения определенных целей или задач. Таким образом, деятельность связана с активным взаимодействием с окружающей средой для изменения или поддержания ее состояния. Цель налогового контроля можно определить как предупреждение и пресечение разного рода правонарушений в налоговой сфере, а также привлечение к ответственности. Для достижения данной цели необходимо выполнение помимо контрольной функции – надзорной, то есть возможности влиять посредством властных решений на функционирование подконтрольных объектов.
Во-вторых, в нормах пункта 1 рассматриваемой статьи указан субъект контроля: налоговые органы и учреждения, в число которых входят как Федеральная налоговая служба, так и местные налоговые инспекции. В рамках своей деятельности сотрудники налоговых служб осуществляют налоговый контроль согласно полномочиям, предоставленным им Налоговым кодексом, и выступают в качестве основных ответственных за выполнение обязательств, возложенных на налоговые органы.
В-третьих, в статье указан объект налогового контроля: общественные отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. На наш взгляд, также объектом налогового контроля можно считать совокупность акторов, к которым относятся индивидуальные и корпоративные субъекты, выплачивающие налоги и страховые взносы, включая налоговых агентов, под которыми понимаются как юридические, так и физические лица [2, с. 22].
Соответственно, официальное определение налогового контроля характеризует его как систему, которая включает в себя цель, объект и субъекты.
Помимо этого, система налогового контроля характеризуется совокупностью форм и методов, при помощи которых проводится налоговый контроль. Сегодня теория и практика выделяет две основные формы проведения налогового контроля – камеральные и выездные налоговые проверки, которые различаются степенью и характером взаимодействия субъекта контроля и объекта контроля: при камеральной проверке контроль осуществляется по предоставленным или имеющимся в распоряжении субъекта контроля документам и данным, а при выездной – сотрудники налогового органа сами осуществляют сбор информации о деятельности объекта контроля по месту нахождения последнего.
Относительно конкретных методов налогового контроля можно отметить, что их пул достаточно велик: от анализа документов и наблюдения до статистической обработки данных и экспертизы документов.
Также в систему налогового контроля необходимо включать механизмы взаимодействия между элементами системы, которые осуществляются в нескольких направлениях: от субъекта к объекту контроля, от объекта к субъекту, обмен информацией внутри субъекта контроля, а также агрегирование и использование ее предпринимателями и юридическими лицами как объектами контроля. Включение данного элемента обусловлено информационной природой любого управления, в том числе, государственного, соответственно, механизм налогового контроля для своего эффективного функционирования должен обладать действенными инструментами сбора, анализа, хранения и передачи информации, а также обеспечения информационной безопасности.
Помимо этого, элементами системы налогового контроля выступают механизмы документального, правового, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения, от эффективности и действенности которых напрямую зависит состояние системы налогового контроля как таковой. Данные элементы нужно учитывать при анализе и диагностике системы налогового контроля на всех уровнях.
Таким образом, изучение сущности и ключевых элементов системы налогового контроля позволило сделать ряд выводов:
Государственный контроль включает в себя комплексные действия официальных учреждений и их представителей, направленные на проверку соответствия условий деятельности объектов контроля установленным стандартам, выполненные согласно определенному порядку.
Налоговый контроль выступает одним из элементов системы государственного контроля, осуществляется специально уполномоченными органами при помощи совокупности методов и инструментов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Важно отметить необходимость сочетания контрольных и надзорных функций для обеспечения эффективности налогового контроля.
Системный подход к налоговому контролю позволяет выделить его цель, ключевые элементы и механизмы взаимодействия между ними, что важно для последующего формирования критериев эффективности, их нормативных значений, а также методов и инструментов повышения результативности системы налогового контроля в целом и отдельных ее элементов – в частности.