Пандемия стала для мирового сообщества беспрецедентным испытанием. Она обнажила острые вопросы здравоохранения и продемонстрировала, что угрозы здоровью – явный и реально существующий риск безопасности для всех стран. Пандемия подвергла испытанию способность международного сообщества реагировать на новые универсальные вызовы как на глобальном, так и на местном уровнях. В то же время она обнажила глубочайшие проблемы международного сотрудничества и взаимопонимания и продемонстрировала ряд упущений, многие из которых оказались обусловлены факторами политического характера.
Пандемия коронавируса – общесоциальная проблема
Распространение коронавируса за короткое время приняло мировой масштаб, однако первыми с его последствиями столкнулись страны-члены Евросоюза, как и многие другие государства, оказавшиеся совершенно не готовыми к его появлению. Именно по этой причине первой реакцией властей было неверие в его разрушительную силу. Вследствие своего неверия правительства стран-членов ЕС столкнулись с такими проблемами, как стремительное распространение вируса (особенно в южных государствах); растерянность властных структур и упущение времени в принятии оперативных мер для стагнации распространения вируса, высокий уровень смертности населения, особенно в Италии и Испании из-за неприятия правительствами оперативных мер борьбы; отсутствие мобильных ресурсов и их нехватка для предотвращения распространения вируса.
Предпринимаемые меры
Для минимизации негативных последствий кризиса, защиты жизни и дохода населения Евросоюза было принято более 1350 мер как социально-экономического стимулирования, так и ограничения в отношении граждан и других государств.
К основным мерам социального стимулирования можно отнести: модернизацию сектора здравоохранения и повышение доступности оказания медицинских услуг для всех категорий граждан, проживающих в Евросоюзе; обновление медицинского оборудования, основным назначением которого является стагнация заболеваемости коронавирусом; обеспечение справедливого доступа к приемлемым по стоимости вакцинам против COVID-19 для всех путем внесения вклада в механизм COVAX; создание новых рабочих мест с повышенными мерами безопасности, улучшение эргономических условий труда для всех категорий граждан, задействованных на производстве, в секторе сервиса и обслуживания, правительственных организациях. В группу мер экономического стимулирования вошли такие, как создание временного фонда восстановления NextGenerationEU для оказания финансовой поддержки европейским государствам, пострадавшим от пандемии коронавируса; завершение переговоров по Всеобъемлющему инвестиционному соглашению с Китаем, направленному на развитие китайской экономики на территориях стран-членов Евросоюза путем открытия новых производств; достижение соглашения с Великобританией о торговле и сотрудничестве, усиливающего интеграцию экономик государств друг в друга; обсуждение новых принципов взаимодействия Евросоюза и Африки в целях повышения торгового и дипломатического влияния стран-членов Евросоюза на территориях европейских государств.
К мерам ограничительного порядка в странах-членах Евросоюза, демонстрирующих за 2020-2021 годы усиление влияния, можно отнести такие, как локдаун, самоизоляцию, масочный режим, административно-уголовные меры за нарушения санитарно-эпидемиологических предписаний властей, закрытие границ. Несмотря на то, что общей их целью являлось улучшение социально-эпидемиологического благосостояния населения, в целом они негативно отразились на соблюдении конституционно-гражданских принципов развития государств.
В то же время пандемия, как никакой другой фактор, вынуждала правительства принимать меры по защите национальной экономики и обеспечению надежности поставок вакцин. Но даже после того, как в рекордно короткие сроки были созданы вакцины, она продолжала испытывать государства на предмет международного сотрудничества и взаимодействия.
На рисунке 1 представлены особенности международного и политического взаимодействия Евросоюза с другими государствами в период пандемии коронавируса, которые в целом оказали следующее воздействие на развитие стран-членов ЕС:
- упадок качества жизни населения;
- ухудшение социально-экономического развития государств;
- ослабление позиции ЕС на международном рынке.
Рис. 1. Особенности международного и политического сотрудничества Евросоюза с другими государствами во время пандемии коронавируса
Вакцины как средство политического влияния
Равноправие в доступе к вакцинам являлось не только моральным императивом. От него зависело прекращение пандемии.
Пандемия коронавирусной инфекции стала настоящим испытанием не только для глобальной экономики, но и для всех стран в отдельности, их правительств и политических режимов. Возможностью изменения ситуации должны были стать вакцины, которые остановят распространение заражения.
Однако разработка вакцин от коронавируса, а также их признание или непризнание в мировом сообществе для одних государств стали инструментом давления на другие страны и способом усиления своего экономического и политического превосходства, для других – признанием своего поражения в мировой гонке за политическим господством, захвата рынка фармацевтики, управления дешевой рабочей силой.
На фоне признания вакцин от Covid-19 в Евросоюзе происходили изменения в общественной и в политической жизни стран-членов ЕС. Так на рисунке 2 представлена динамика принуждения граждан, проживающих на территориях стран-членов ЕС в зависимости от причин за 2020-2021 годы.
Рис. 2. Динамика принуждения граждан, проживающих на территориях стран-членов ЕС в зависимости от причин за 2020-2021 годы, в процентах
Применение мер принудительного порядка к населению Евросоюза в отношении вакцинации привело к тому, что недовольство граждан, проживающих в странах-членах ЕС, действиями правительств государств за период с 2019 года по 2021 год существенно возросло.
Детализация тенденций и особенностей влияния на общественную и политическую жизнь признания вакцин от Covid-19 в Евросоюзе позволила выявить ряд закономерностей. Во-первых, за период с 2020 года по 2021 год в Евросоюзе возросло количество вакцинировавшихся граждан по таким причинам, как отказ от медицинского обслуживания без наличия сертификата о прививке, отказ в обслуживании в заведениях и в организациях (например, ресторанах, музеях, барах, кафе), ограничение свободы перемещения (не выпуск за границы Евросоюза), принуждение со стороны работодателей (отправление на больничный без выплаты содержания). Во-вторых, применение мер принудительного порядка к населению Евросоюза в отношении вакцинации привело к тому, что недовольство граждан, проживающих в странах-членах ЕС, действиями правительств государств за период с 2019 года по 2021 год существенно возросло. В-третьих, на фоне возрастающего недовольства населения Евросоюза антиковидными мерами правительств стран-членов ЕС и действиями властей за 2019-2021 годы снижался и международный рейтинг политического влияния стран-членов Евросоюза в отношении других государств. В-четвертых, в связи с тем, что вакцины от коронавируса, разработанные в Евросоюзе, не нашли достаточного признания в других государствах, а также и в самих странах-членах ЕС, за период с 2020 года по 2021 год ВРП Евросоюза и оборотов фармацевтического рынка снизились.
Евросоюз и Россия: признание вакцин
В условиях пандемии, ставшей беспрецедентным вызовом для всего мира, представители правительственных структур Евросоюза вместо того, чтобы вложиться в объединение усилий международного сообщества – то есть ту самую многосторонность, «которую они истово проповедуют», – потратили немало энергии на обвинения России в дезинформации и попытке «подорвать» ЕС.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко заявлял, что Россия и Евросоюз могут оперативно взаимно признать сертификаты о вакцинации, но только «если в вопрос не вмешается политика». Однако пока Россия находилась «в зоне ожидания», ЕС активно признавал COVID-паспорта других стран.
Политические проблемы взаимоотношений Евросоюза и России в период создания и признания вакцин от Covid-19 определялись борьбой за сферу влияния на фармацевтическом рынке в период упрочнения российского положения в мировом сообществе с связи с разработкой и принятием рядом государств российской вакцины от коронавируса «Спутник V» и снижением уровня политического влияния на международной арене стран-членов Евросоюза по причинам низкой состоятельности Европейского инвестиционного банка, финансирующего фонда COVAX, а также отсутствия у Евросоюза признанных вакцин, противодействующих распространению коронавируса.
Синтезировано сложившаяся ситуация негативно отразилась на внешнеэкономической деятельности между государствами, дипломатических отношениях, межнациональными отношениями и пр.
Без сотрудничества не обойтись
Мир не может позволить политическим разногласиям между странами препятствовать принятию коллективных ответных мер, необходимых для противодействия угрозам. История показывает, что во имя прогресса человечества можно забыть о политических распрях. Чтобы мир преуспел в борьбе с пандемией коронавируса и подобными вспышками в будущем, националистические подходы должны уступить место открытому, ориентированному на результат сотрудничеству.