Развитие современного государства характеризуется постоянной трансформацией экономического развития, совершенствованием и модернизацией национального производства с использованием цифровых и информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время с развитием нового технологического уклада, вызванного «Четвертой промышленной революцией», цифровая торговля постепенно начинает вытеснять «традиционную». В результате появляется особый тип «товара», представляющий собой его цифровые формы. Кроме того очень активно происходит стирание границ между товарами и услугами, с увеличением доли последних в экономике. Такая тенденция обусловлена тем, что современные товары приобретают новые качества, т.е. они торгуются с обязательным набором услуг, которые становятся основным объектом торговли. Развитие цифровой торговли позволяет сократить количество посредников между потребителем и производителем, что также ведет к изменениям в цепочках создания [1].
Если обратиться к статистике, в валовом исчислении на торговлю услугами приходится примерно четверть от общего объема мировой торговли, а с точки зрения добавленной стоимости этот показатель составляет около 50% [6].
Цифровизация экономики, как и любой процесс, имеет положительные, так и отрицательные стороны. Неоспоримым фактом является то, что практически во всех странах мира цифровизацию признают эффективным механизмом экономического роста, осознавая положительное воздействия технологий на эффективность, качество, стоимость и результативность различной деятельности (экономической, внешнеторговой, общественной и даже личной) [5].
Благодаря интенсивности процесса цифровизации происходит модернизация уже существующих отраслей экономики и создании новых, с использованием новейших достижений науки и техники; становится возможной интеграция идей, действий, инициатив и программ, касающихся цифровизации, в национальные, региональные, отраслевые стратегии и программы развития, что в дальнейшем приводит к трансформации сложившихся сфер жизнедеятельности в современные и более эффективные.
Следует отметить, что благодаря развитию цифровых технологий происходит одновременное формирование емкого и внутреннего и внешнего рынка и производства, а значит, это является стимулом к усилению экономического конкурентного взаимодействия между странами [8].
Можно согласиться с выводами аналитиков и экспертов Евразийской экономической комиссии в том, что бизнес-структуры стран, которые не вовлечены в процесс цифровизации начинают терять свою конкурентоспособность, поскольку усовершенствованная логистика является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность компаний. Как отмечается в Докладе о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС (2019), «в условиях обостряющейся конкуренции и роста трансграничной торговли страны, которые не смогли встроиться в современные модели организации поставок и предоставления обеспечивающих сервисов, не получают конкурентных преимуществ. Издержки доставки их продукции оказываются выше, а качество сервисов – ниже, чем у конкурентов, освоивших цифровые каналы» [2].
Благодаря использованию новейших технологий не только повышается эффективность управления транспортной сетью и складскими товарами. Самым важным является то, что за счет автоматизации сокращаются издержки большинства процессов обслуживания транспорта. Цифровые технологии создают и определенные вызовы для традиционных логистических рынков, поскольку туда выходят не только представители малого и среднего бизнеса (чаще всего стартапы), которые могут позволить предложить более гибкие ценовые решения по доставке с использованием новых технологий, но и крупные компании, особенно действующие в высокотехнологичных отраслях. Активно создаются глобальные торгово-транспортные хабы, являющиеся катализаторами развития прилегающих территорий и представляющие собой «узловые распределительные центры, которые предоставляют различные услуги по перевалке и комплектованию грузов, складские мощности, обеспечивающие цифровые сервисы и т.д.» [2].
Создание высокотехнологичного производства и модернизация промышленности с применением новых информационно-коммуникационных и цифровых технологий, масштабы и темпы цифровых трансформаций становятся приоритетом внешнеэкономического развития большинства государств. Однако необходим комплексный и системный государственный подход к повсеместному внедрению цифровых технологий, только в этом случае они могут привести к значительному ускорению развития открытого информационного общества как существенного фактора роста производительности, экономического роста, а также повышения качества жизни граждан. Таким образом, цифровое развитие экономики в целом, и внешней торговли, в частности, предполагает решение комплекса задач, которые призваны оказать положительное влияние на экономику, бизнес, общество и жизнедеятельность страны [3].
В январе 2019 г. на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе 70 стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), договорились о запуске процесса переговоров по электронной торговле с целью разработки международных правил для ее регулирования. Среди основных мер, предлагались: преодоление барьеров, препятствующих трансграничным продажам, борьба со спамом, а также гарантия достоверности электронных договоров и электронных подписей, а также полный запрет таможенных пошлин на электронные операции [2].
Заинтересованность ВТО в выработке единых правил регулирования цифровой торговли свидетельствует о том, что в перспективе предполагается ее активное развитие.
Как уже было отмечено в начале исследования, в последние годы наблюдается тенденция оттока потребителей из традиционных торговых центров в онлайн и специализированные онлайн-офлайн магазины, интегрированные с мобильными приложениями. Например, большинство крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, включая (Carrefour, Casino, Walmart и др.) в 2019 г. начали сокращать свои торговые площади. В США, являющимися одним из лидеров цифровой торговли, через Amazon Alexa в 2019 г. делалось примерно 3% покупок (согласно оценке, к 2025 г. он-лайн продажи продуктов в стране могут достичь 20%) [10].
Развитие онлайн торговли стало особенно актуально на фоне распространения коронавируса. Например, в Китае, 6 февраля 2020 г. Министерство коммерции и Национальная комиссия здравоохранения страны опубликовали «Руководство розничным продавцам и предприятиям общественного питания по осуществлению профилактических мер в условиях распространения коронавируса нового типа». В результате, все крупные и средние онлайн-фирмы, стали внедрять стандарты «бесконтактной доставки» товаров. Это привело к значительному росту онлайн-продаж. Например, популярный сервис доставки продуктов Miss Fresh в 4 раза увеличил количество онлайн-заказов на продукты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[1]; было продано 40 млн товаров из категории продуктов питания. Также наблюдался рост онлайн-продаж лидера китайской электронной коммерции JD сервиса Dada, у которого продажи свежих продуктов увеличились на 215%, за 10 дней после 25 января компания продала более 15 тыс. т. продовольственных товаров. В новых условиях нашли свою нишу супермаркеты и гипермаркеты. Так, крупнейший в стране розничный оператор Sun Art Retail Group, управляющий 486 гипермаркетами по всей стране, закрыл в разгар эпидемии[2] 80% своих торговых точек, однако прибыль компании не снизилась благодаря собственной службе доставки онлайн-заказов, которая работала через мобильное приложение и социальную сеть WeChat. Еще одни впечатляющий пример в онлайн-торговле – деятельность популярного китайского ритейлера Yonghui Group, управляющего более 800 супермаркетами в КНР, фактический объем транзакций компании которого увеличился на 465%, а онлайн-продажи возросли на 600% в годовом исчислении. Конечно, были и определенные трудности, с которыми сталкивалась онлайн-торговля в этот период – это нехватка курьеров, так как часть из них оставалась на карантине, а другие требовали большей оплаты за повышенные риски. Тем не менее, КНР в очередной раз продемонстрировал, что является одним из лидеров в электронной коммерции [9].
Если рассматривать мировой рынок электронной коммерции (e-Commerce), то следует выделить два направления его развития: Веб-сайты и Интернет-магазины. Анализируя его динамику, можно отметить, что в 2019 г. мировой рынок электронной коммерции показал рост на 17,9% (3,46 трлн долл.), а лидерами на нем являются Китай и США, совокупная доля которых составляет 40% (рис. 1) [7].
Рис. 1. Динамика мирового рынка электронной коммерции, 2014-2020 гг., млн долл. (* – прогноз)
Основными игроками на рынке e-Commerce в 2019 г. помимо Китая и США также были Япония, Великобритания, Германия, Республика Корея, Франция, Индия, Россия и Канада (рис. 2) [7].
Рис. 2. Страны-лидеры на мировом рынке электронной коммерции и объемы продаж, 2019 г., млн долл.
Таким образом, развитие Интернет-торговли взаимосвязано с цифровизацией и подвержено воздействию ряда факторов, которые в определенной ситуации могут увеличить объемы продаж, а, значит, удовлетворить потребительский спрос а, в целом, оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие стран. Ожидаемыми эффектами от развития Интернет-торговли не только внутри страны, но и с иностранными партнерами для многих государств может стать: увеличение экспорта продукции и услуг на рынки третьих стран посредством цифровой торговли; рост цифровых активов и т.д. [4]