Развитие интернет-торговли в эпоху цифровизации
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Развитие интернет-торговли в эпоху цифровизации

В данной статье определяются факторы, способствующие развитию цифровой торговли. Анализируется влияние цифрового прогресса в экономике на расширение торговых потоков и увеличение объемов торгуемых товаров. Дается оценка становлению цифровой системы торговли в Российской Федерации и процессам преобразований в государственном и частном секторах под воздействием цифровизации. Предлагаются возможные направления формирования государственной политики в сфере развития цифровых навыков и обеспечения занятости населения.

Аннотация статьи
внешняя торговля
интеграция
цифровая экономика
цифровые трансформации
Ключевые слова

Развитие современного государства характеризуется постоянной трансформацией экономического развития, совершенствованием и модернизацией национального производства с использованием цифровых и информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время с развитием нового технологического уклада, вызванного «Четвертой промышленной революцией», цифровая торговля постепенно начинает вытеснять «традиционную». В результате появляется особый тип «товара», представляющий собой его цифровые формы. Кроме того очень активно происходит стирание границ между товарами и услугами, с увеличением доли последних в экономике. Такая тенденция обусловлена тем, что современные товары приобретают новые качества, т.е. они торгуются с обязательным набором услуг, которые становятся основным объектом торговли. Развитие цифровой торговли позволяет сократить количество посредников между потребителем и производителем, что также ведет к изменениям в цепочках создания [1].

Если обратиться к статистике, в валовом исчислении на торговлю услугами приходится примерно четверть от общего объема мировой торговли, а с точки зрения добавленной стоимости этот показатель составляет около 50% [6].

Цифровизация экономики, как и любой процесс, имеет положительные, так и отрицательные стороны. Неоспоримым фактом является то, что практически во всех странах мира цифровизацию признают эффективным механизмом экономического роста, осознавая положительное воздействия технологий на эффективность, качество, стоимость и результативность различной деятельности (экономической, внешнеторговой, общественной и даже личной) [5].

Благодаря интенсивности процесса цифровизации происходит модернизация уже существующих отраслей экономики и создании новых, с использованием новейших достижений науки и техники; становится возможной интеграция идей, действий, инициатив и программ, касающихся цифровизации, в национальные, региональные, отраслевые стратегии и программы развития, что в дальнейшем приводит к трансформации сложившихся сфер жизнедеятельности в современные и более эффективные.

Следует отметить, что благодаря развитию цифровых технологий происходит одновременное формирование емкого и внутреннего и внешнего рынка и производства, а значит, это является стимулом к усилению экономического конкурентного взаимодействия между странами [8].

Можно согласиться с выводами аналитиков и экспертов Евразийской экономической комиссии в том, что бизнес-структуры стран, которые не вовлечены в процесс цифровизации начинают терять свою конкурентоспособность, поскольку усовершенствованная логистика является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность компаний. Как отмечается в Докладе о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС (2019), «в условиях обостряющейся конкуренции и роста трансграничной торговли страны, которые не смогли встроиться в современные модели организации поставок и предоставления обеспечивающих сервисов, не получают конкурентных преимуществ. Издержки доставки их продукции оказываются выше, а качество сервисов – ниже, чем у конкурентов, освоивших цифровые каналы» [2].

Благодаря использованию новейших технологий не только повышается эффективность управления транспортной сетью и складскими товарами. Самым важным является то, что за счет автоматизации сокращаются издержки большинства процессов обслуживания транспорта. Цифровые технологии создают и определенные вызовы для традиционных логистических рынков, поскольку туда выходят не только представители малого и среднего бизнеса (чаще всего стартапы), которые могут позволить предложить более гибкие ценовые решения по доставке с использованием новых технологий, но и крупные компании, особенно действующие в высокотехнологичных отраслях. Активно создаются глобальные торгово-транспортные хабы, являющиеся катализаторами развития прилегающих территорий и представляющие собой «узловые распределительные центры, которые предоставляют различные услуги по перевалке и комплектованию грузов, складские мощности, обеспечивающие цифровые сервисы и т.д.» [2].

Создание высокотехнологичного производства и модернизация промышленности с применением новых информационно-коммуникационных и цифровых технологий, масштабы и темпы цифровых трансформаций становятся приоритетом внешнеэкономического развития большинства государств. Однако необходим комплексный и системный государственный подход к повсеместному внедрению цифровых технологий, только в этом случае они могут привести к значительному ускорению развития открытого информационного общества как существенного фактора роста производительности, экономического роста, а также повышения качества жизни граждан. Таким образом, цифровое развитие экономики в целом, и внешней торговли, в частности, предполагает решение комплекса задач, которые призваны оказать положительное влияние на экономику, бизнес, общество и жизнедеятельность страны [3].

В январе 2019 г. на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе 70 стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО), договорились о запуске процесса переговоров по электронной торговле с целью разработки международных правил для ее регулирования. Среди основных мер, предлагались: преодоление барьеров, препятствующих трансграничным продажам, борьба со спамом, а также гарантия достоверности электронных договоров и электронных подписей, а также полный запрет таможенных пошлин на электронные операции [2].

Заинтересованность ВТО в выработке единых правил регулирования цифровой торговли свидетельствует о том, что в перспективе предполагается ее активное развитие.

Как уже было отмечено в начале исследования, в последние годы наблюдается тенденция оттока потребителей из традиционных торговых центров в онлайн и специализированные онлайн-офлайн магазины, интегрированные с мобильными приложениями. Например, большинство крупных ритейлеров, работающих в традиционном формате, включая (Carrefour, Casino, Walmart и др.) в 2019 г. начали сокращать свои торговые площади. В США, являющимися одним из лидеров цифровой торговли, через Amazon Alexa в 2019 г. делалось примерно 3% покупок (согласно оценке, к 2025 г. он-лайн продажи продуктов в стране могут достичь 20%) [10].

Развитие онлайн торговли стало особенно актуально на фоне распространения коронавируса. Например, в Китае, 6 февраля 2020 г. Министерство коммерции и Национальная комиссия здравоохранения страны опубликовали «Руководство розничным продавцам и предприятиям общественного питания по осуществлению профилактических мер в условиях распространения коронавируса нового типа». В результате, все крупные и средние онлайн-фирмы, стали внедрять стандарты «бесконтактной доставки» товаров. Это привело к значительному росту онлайн-продаж. Например, популярный сервис доставки продуктов Miss Fresh в 4 раза увеличил количество онлайн-заказов на продукты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[1]; было продано 40 млн товаров из категории продуктов питания. Также наблюдался рост онлайн-продаж лидера китайской электронной коммерции JD сервиса Dada, у которого продажи свежих продуктов увеличились на 215%, за 10 дней после 25 января компания продала более 15 тыс. т. продовольственных товаров. В новых условиях нашли свою нишу супермаркеты и гипермаркеты. Так, крупнейший в стране розничный оператор Sun Art Retail Group, управляющий 486 гипермаркетами по всей стране, закрыл в разгар эпидемии[2] 80% своих торговых точек, однако прибыль компании не снизилась благодаря собственной службе доставки онлайн-заказов, которая работала через мобильное приложение и социальную сеть WeChat. Еще одни впечатляющий пример в онлайн-торговле – деятельность популярного китайского ритейлера Yonghui Group, управляющего более 800 супермаркетами в КНР, фактический объем транзакций компании которого увеличился на 465%, а онлайн-продажи возросли на 600% в годовом исчислении. Конечно, были и определенные трудности, с которыми сталкивалась онлайн-торговля в этот период – это нехватка курьеров, так как часть из них оставалась на карантине, а другие требовали большей оплаты за повышенные риски. Тем не менее, КНР в очередной раз продемонстрировал, что является одним из лидеров в электронной коммерции [9].

Если рассматривать мировой рынок электронной коммерции (e-Commerce), то следует выделить два направления его развития: Веб-сайты и Интернет-магазины. Анализируя его динамику, можно отметить, что в 2019 г. мировой рынок электронной коммерции показал рост на 17,9% (3,46 трлн долл.), а лидерами на нем являются Китай и США, совокупная доля которых составляет 40% (рис. 1) [7].

Рис. 1. Динамика мирового рынка электронной коммерции, 2014-2020 гг., млн долл. (* – прогноз)

Основными игроками на рынке e-Commerce в 2019 г. помимо Китая и США также были Япония, Великобритания, Германия, Республика Корея, Франция, Индия, Россия и Канада (рис. 2) [7].

Рис. 2. Страны-лидеры на мировом рынке электронной коммерции и объемы продаж, 2019 г., млн долл.

Таким образом, развитие Интернет-торговли взаимосвязано с цифровизацией и подвержено воздействию ряда факторов, которые в определенной ситуации могут увеличить объемы продаж, а, значит, удовлетворить потребительский спрос а, в целом, оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие стран. Ожидаемыми эффектами от развития Интернет-торговли не только внутри страны, но и с иностранными партнерами для многих государств может стать: увеличение экспорта продукции и услуг на рынки третьих стран посредством цифровой торговли; рост цифровых активов и т.д. [4]

[1] В первые десять дней после Китайского Нового года

[2] 4 февраля 2020 г.

Текст статьи
  1. Баранов Д.Н. Сущность и содержание категории "цифровая экономика" // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 2 (25). С. 15-23. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2018_2_25_15_23.pdf
  2. Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС. – Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2019 г. 72 с. URL: http://eurasian-studies.org/archives/14464 (дата обращения 02.05.2020)
  3. Коваленко Е.И. Доступ к информации: правовые гарантии в условиях информационного общества // Информационное право. 2019. № 3. С. 4-8.
  4. Курицына З.В. Роль государства в цифровизации экономики России // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 9S (50S). С. 35-36.
  5. Международные экономические отношения: реалии, вызовы и перспективы. Ревенко Л.С., Перская В.В., Холопов А.В., Абрамова А.В., Адамчук Н.Г., Алексеева С.А., Безвербная Н.А., Босич С., Бровкин А.В., Винокурова О.С., Воинов А.И., Галищева Н.В., Гаранина О.Л., Гилилов И.Р., Гончаров Ю.А., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Демчук Д.В., Ефимова Н.В. и др. Москва, 2019. 750 с.
  6. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. 22 января 2020 г. №42. С. 3. Москва: Всероссийская академия внешней торговли. Российский Центр исследований АТЭС URL: http://www.vavt.ru/materials/site/b7c260d2a2b262df432584fc00350e49/$file/Monitoring_42.pdf (дата обращения 07.05.2020)
  7. Тушин В. Глобальное развитие e-Commerce: США, Китай, Россия. 08.04.2020. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/global-noe-razvitie-e-commerce-ssha-kitay-rossiya/ (дата обращения 07.05.2020)
  8. Тян Н.Г. Готовность России к цифровизации // Глобальный научный потенциал. 2018. № 4 (85). С. 83-85.
  9. Рыбачук С. Коронавирус против ритейла. 12.03.2020. URL: https://www.retail.ru/articles/koronavirus-protiv-riteyla/ (дата обращения 07.05.2020)
  10. Электронная коммерция 2019-2020: 15 основных трендов. 12.12.2019 URL: https://www.compo.ru/blog/elektronnaya-kommerciya-2019-2020-15-osnovnyh-trendov/ (дата обращения 02.05.2020)
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа