Перспективы развития виртуальных технологий в образовании

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

педагогические технологии
виртуальная реальность
виртуальное оборудование
перспективы образования
иммерсивное окружение
здоровье детей

Аннотация статьи

В статье рассматриваются перспективные направления применения виртуальных технологий в образовании. Виртуальные технологии позволяют развивать практические навыки, помогают воспитать современную личность, способную успешно справляться с вызовами современного мира. В статье отражены не только плюсы данной технологии, но и ее влияние на здоровье детей.

Текст статьи

В современных реалиях информационные технологии затрагивают все сферы общественной и личной жизни людей. Современные дети не могут представить жизнь без гаджетов и интернета. Они хотят попробовать всё на собственном опыте, им всё интересно. При помощи различных сайтов дети учат языки, мастерят, готовят, стригутся и красятся, смотрят фильмы. Играя в компьютерные игры, дети порой достигают уровней, которые не под силу взрослому. Статистика показывает, что RUTUBE постоянно используют 85% подростков, при этом 80% из них утверждают, что видео для них – способ узнать больше о своих хобби. Привычным способом общения для 70% подростков стали социальные сети, они обмениваются разного рода сообщениями – SMS, MMS, и через интернет находят друзей по всему миру [4]. Свою будущую профессию они так же связывают с IT – технологиями. Признаком нового поколения стала полноценная жизнь в двух мирах – реальном и виртуальном.

Ученики изменились, с введением новых технологий радикально меняется система образования. И перед педагогами встала вопрос, каким образом подобрать нестандартные формы передачи знаний, и способы воздействия на личность, способных заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

На помощь формированию положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности приходят новые педагогические технологии и одна из них – виртуальная реальность.

Виртуальная реальность – это технология, которая позволяет создать иммерсивное окружение, в котором пользователь может взаимодействовать с виртуальным миром с помощью специальных устройств, таких как VR-очки или контроллеры [1].

С помощью виртуальной и дополненной реальности детям будет намного интереснее изучать предметы. Виртуальная реальность способна привнести в класс внешний мир и наоборот. При помощи виртуального шлема учитель может организовать просмотр с учениками видео 360°.

С полноценным виртуальным оборудованием, например, на уроках астрономии в реальном времени можно путешествовать по солнечной системе, быть участником военных и исторических событий, а также участником экспедиции на Южный полюс. На уроках ОБЖ использование виртуальной реальности позволит создавать симуляции реальных ситуаций, что особенно полезно для обучения практическим навыкам. В виртуальных лабораториях, на уроках химии и биологии, можно будет проводить эксперименты и исследования без использования дорогостоящего оборудования. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

При введении в учебный процесс технологий виртуальной реальности не редко возникает вопрос о дороговизне оборудования. Но в реальности, использование технологий виртуальной реальности, помогает снизить потребность в физическом оборудовании и лабораторных принадлежностях, экономя ресурсы образовательных организаций.

Вместе с ростом использования виртуальных технологий в образовании встает вопрос о пользе и вреде их применения.

Плюсы использования виртуальной технологии:

  • Наглядность – виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации.
  • Безопасность – при погружении зрителя в любое опасное обстоятельство не будет представлять для него угрозы для жизни.
  • Вовлечение – виртуальная реальность позволяет менять сценарии, влиять на ход эксперимента или решать математическую задачу в игровой и доступной для понимания форме.
  • Фокусировка – виртуальный мир, который окружит зрителя со всех сторон на все 360 градусов, позволит целиком сосредоточиться на материале и не отвлекаться на внешние раздражители.

Виртуальные уроки – вид от первого лица и ощущение своего присутствия в нарисованном мире – одна из главных особенностей виртуальной реальности [2].

При применении виртуальной технологии в образовании, как и при использовании любых гаджетов есть определенные минусы – влияние на здоровье детей.

Интенсивное использование виртуального оборудования приводит к нарушениям в работе глазных мышц, ухудшает координацию движений и может вызвать головные боли и тошноту. Кроме того, длительное нахождение в виртуальной реальности может привести к заболеваниям психического характера, таким как депрессия и тревожные расстройства.

Детям рекомендуется использовать виртуальную реальность с осторожностью и не более часа в день. Важно также соблюдать правила безопасности при использовании устройств виртуальной реальности, чтобы избежать травм и негативного воздействия на здоровье.

И самое главное, что ребенок может настолько сильно увлечься, что ему будет интереснее находиться в виртуальности, чем в реальном мире.

В виртуальном мире ребенок сильнее, умнее, красивее, способен покорять миры, и быть тем, кем ему хочется – эльфом, волшебником, сказочным существом.

В реальности же он может остаться не самостоятельным, не умеющим решать проблемы и общаться со сверстниками. А для взрослой, полноценной жизни, все эти качества необходимы.

Прогресс невозможно остановить или отменить, и если использовать правила безопасности, то в перспективе, применение технологий виртуальной реальности в образовании не столь далекое будущее.

В России разрабатывают образовательные виртуальные приложения с 2015 года.

На уроках биологии очень часто применяют приложение «ожившие иллюстрации» для учебников, которые разработала компания Modum Lab. При нанесении камеры смартфона на иллюстрацию, можно увидеть объёмные модели органов.

Компания Rubius для преподавателей ОБЖ – создала прототип платформы для сборки образовательных модулей.

С помощью приложения InMind VR можно в игровой форме можно путешествовать по мозгу и лечить нейроны.

Очень интересно проходят уроки физики, истории, географии с разработанными трехмерными моделями и тематическими комплектами, издательство цифрового контента «Физикон» [3].

Жаль, что пока это доступно не каждому учебному заведению. Но в дальнейшем планируется сделать образование практико-ориентированным и интересным для учеников с помощью дополнительных виртуальных технологий.

Таким образом, виртуальная реальность представляет собой мощный инструмент для современного образования, который позволяет создавать увлекательные и эффективные уроки, помогающие ученикам лучше усваивать учебный материал, развивать практические навыки, помочь воспитать современную личность, способную успешно справляться с вызовами современного мира.

Список литературы

  1. педпроект.рф/edu-05-2023-pb-122489/
  2. p66.навигатор.дети/program/695718-virtualnaya-realnost
  3. https://hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/
  4. https://infourok.ru/primenenie-vr-tehnologij-v-shkole-6041073.html

Поделиться

703

Осипова И. И., Городова Л. В., Головкова Ю. В. Перспективы развития виртуальных технологий в образовании // Общество, экономика, культура: тенденции и перспективы развития в условиях цифровизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 45-49. URL: https://apni.ru/article/8541-perspektivi-razvitiya-virtualnikh-tekhnologij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря